Данная разработка пригодится учителю при проведении обобщающего урока по произведению Чехова "Вишнёвый сад" В данной работе указаны все этапы:. работа с критическими отзывами о пьесе Чехова,передача сюжета "Вишнёвый сад",работа с ассоциациями, работа с заголовком пьесы, определение места вишневого сада в системе образов пьесы,Чехов и я - Сочинение-миниатюра, рефлексия.разработка уроков
Чехов.doc
ХОД УРОКА
I.
Вызов. Как передаётся ваше состояние, когда вам скучно?
– Запишите
несколько предложений о таком состоянии или ряд слов: о цвете, звуке,
настроении, атмосфере. Прочитайте свои записи.
(Пример
ответа ученицы: Грусть,
жёлтые листья, печальные воспоминания. Ветер гонит жёлтые листья прямо на
меня, печальные воспоминания не дают покоя, они, как синяя птица, улетают и
снова возвращаются, принося с собой тревогу. Я не могу их уловить, поймать,
они как отголосок другой жизни. Той, в которую я попадаю, когда мне
становится грустно или тоскливо. Цвет моей жизни – фиолетовый. Катя
Акимова.)
II.
Работа с критическими отзывами о пьесе Чехова.
– Прочтите
и запишите высказывание М. Горького о пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый
сад".
"Слушая
пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового
– ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все
это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены
повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю".
– Обращаем
внимание на последние фразы. Согласны ли вы с таким восприятием пьесы?
– Совпадает ли оно с вашим?
– О какой тоске говорит Горький?
– Читаем и записываем другие высказывания о пьесе:
К.Станиславский:
"Я плакал, как
женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это
трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".
М.П.Лилина,
актриса: " …мне
представилось, что "Вишнёвый сад" не пьеса, а музыкальное
произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без
реальных грубостей"
– В чем
трагедия? В чем симфония?
– Составьте двухчастную таблицу.
Трагедия
Симфония
Ответы
учеников:
Трагедия
человека, которому дорого своё прошлое, он не хочет с ним расставаться,
он жил и привык так жить, а по-другому он пока не умеет. Трагедия
перелома жизни. Старое, прошлое, дорогое, ценное, родное.
Лена Золина.
Глупость
людей и их пустота,
Непонимание где красота,
Непродуманность действий,
Большой эгоизм –
Это главный человеческий “изм”.
Мы считаем, что вся вина
В том, что вишнёвый сад продала.
Если б не это – не было б бед,
И всё озарял бы вишнёвый цвет.
Умами людей управляет корысть,
И деньги, и страсть, да прочая “Кысь”
Алена Калмыкова.
Ответы
учеников:
Всё в
нашей жизни движется гармонично, даже если нам порой кажется, что это не
так. На смену старому приходит новое. Так было и так будет. Какие-то ноты
жизненной симфонии кажутся особенно высокими и их не взять сразу, но
вдруг они становятся низкими…
Лена Золина.
Словно
музыка играет,
Ностальгия возникает.
Чувство радости, покоя,
Словно мы дрались без боя.
И эмоций перепады,
И красоты, и громады –
Это всё внутри пылает,
К чувствам сладким призывает.
Вся симфония для нас –
Это музыка без фраз.
Рядом альт и контрабас
(То Раневский энд Лопахин),
Тихо скрипка шелестит –
Это Варя так грустит.
Можно сей продолжить ряд –
Не попасть бы невпопад.
Алена Калмыкова.
Обобщаем
записи в таблице.
III.
Попробуйте кратко передать сюжет "Вишнёвого сада"
– Как при
этом выглядит пьеса?
– Чем она может быть интересна?
IV.
Работа с ассоциациями
–
Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации
возникают, когда вы слышите словосочетание "вишнёвый сад".
Запись
ассоциаций. Чтение вслух.
(Пример
ответа: Страна детства,
беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место,
где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель
времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом –
алый.)
V.
Работа с заголовком пьесы
– Можно ли
соотнести ваши ассоциации с названием чеховской пьесы? Каким образом?
– Что значит вишнёвый сад для героев пьесы? Выпишите из текста слова,
фразы, реплики разных героев комедии, которые отражали бы их отношение к
вишнёвому саду.
– Что роднит героев в их отношении к саду?
– Что различно?
VI.
Место вишневого сада в системе образов пьесы
– Какое
место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы?
– Можно ли сказать, что вишнёвый сад – центральный персонаж? Почему?
– В чём его символичность?
VII.
Обращение к цитате З.Паперного
"Раневская
– сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов – в прекрасном
будущем".
–
Попробуйте пояснить, как вы понимаете эту цитату?
VIII.
"Вопросы к Чехову"
–
Составьте список вопросов, озаглавив его "Вопросы к Чехову".
Выберите из данного списка вопросов ключевые слова, запишите их в тетради.
Подчеркните 3 самых важных для вас слова. Прочитайте их вслух.
IX.
Стилизация
–
Используя данные слова, а также ваши выписки из чеховских произведений,
сделанные на предыдущих уроках и сегодня, составьте небольшой текст
(несколько предложений, 5–6), стилизируя его "под Чехова".
–
Прочитайте получившиеся тексты. Созвучны ли они темам и проблемам, которые
ставит Чехов в своих произведениях?
X.
Чехов и я. Сочинение-миниатюра
Ваши
впечатления от творчества писателя, драматурга, просто человека. Что
изменилось, и изменилось ли, в вашем первоначальном восприятии его
творчества и его самого?
XI.
Рефлексия
– Какие
задания на сегодняшнем уроке вызвали интерес? Какие – удивление? Какие –
нежелание выполнять?
– Что было сложно?
– Каков был смысл сегодняшнего занятия лично для вас?
– Ваши вопросы и пожелания.
ХОД УРОКА I. Вызов. Как передаётся ваше состояние, когда вам скучно? –
Ответы учеников: Трагедия человека, которому дорого своё прошлое, он не хочет с ним расставаться, он жил и привык так жить, а по-другому он пока не…
Абстрагируйтесь от названия пьесы
ХОД УРОКА I. Вызов. Как передаётся ваше состояние, когда вам скучно? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.