Конспект урока по обществознанию 6 класс
Тема урока: Человек в группе
Цели урока:
1) Осознать, что общество необходимо человеку;
2) Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.
3) помочь учащимся, опираясь на полученные знания, сформулировать и обосновать свою позицию, свой взгляд на предложенную проблему;
4) воспитывать у учащихся ответственность за свои поступки, решения, выбор товарищей, занятий, оценки собственного отношения к людям из других групп
Знать и уметь:
-Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.
-Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.
-Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
-Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.
-Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.
-Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства.
Понятие, термины:
• межличностные отношения;
• взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопонимание;
• симпатия и антипатия;
• стереотипы;
• официальные отношения и личные;
• виды межличностных отношений (знакомства, приятельские, товарищеские, дружба, любовь)
Изучение нового материала:
1. Социальные группы (большие и малые).
2. Человек в малой группе.
3. Группы формальные и неформальные.
4. Лидеры.
5. Групповые нормы.
Актуализация проблемы:
O Вспомни!
' Что
ты знаешь из курса истории о том, почему люди в древности не могли жить в
одиночку? В какие группы они объединялись
Обсудим вместе!
Зачем люди объединяются в группы
Что даёт человеку группа?
Можно ли входить в разные группы одновременно?
ГРУППА - относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Большая группа – совокупность людей, существующая в масштабах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и др.
Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Формальный – утверждённый документально чьим-то решением
Неформальный – признанный частью общества, проявивший качества в деле
Групповые нормы - это совокупность правил, рекомендаций и требований, которые устанавливает коллектив для построения взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри и вне его.
Санкции – средства охраны групповых норм.
Способы порицания (наказания) |
Предупреждение |
выговор |
нелестное прозвище |
высмеивание |
отказ от общения |
бойкот |
исключение из группы |
Способы поощрения (поддержки) |
Благодарность |
аплодисменты |
поддержка |
ответственные поручения |
премии |
памятные подарки |
включение в группу |
Выводы:
• За нарушение правил человека могут исключить из группы.
• Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека.
• Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем.
• Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.
Проверь себя:
1. Зачем люди объединяются в группы?
2. Что даёт группа человеку?
3. Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».
4. Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».
5. Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявили себя с неожиданной стороны.
Рефлексия:
1. Зачем люди объединяются в группы?
2. Что даёт группа человеку?
3. Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».
4. Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».
5. Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявили себя с неожиданной строны.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.