Интегрированный урок с использованием ИКТ в 4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Цели урока:
- упражнять уч-ся в различении слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласного; обобщить знания учащихся о разделительном мягком знаке, о мягком знаке, обозначающим мягкость согласного; дать представления о том, что человек - часть природы, о его взаимоотношениях с природой; формировать основы экологической грамотности;
- корригировать речь, познавательную деятельность уч-ся, мышление (умение устанавливать причинно-следственные зависимости, операции сравнения, обобщения).
Интегрированный урок с использованием ИКТ
в 4 классе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида.
Интеграция предметов: русский язык – живой мир.
Русский язык. Тема: Дифференциация слов с разделительным мягким
знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласного.
Живой мир. Тема: Человек – часть природы.
Цели урока:
упражнять учся в различении слов с разделительным мягким знаком и
мягким знаком, обозначающим мягкость согласного; обобщить знания
учащихся о разделительном мягком знаке, о мягком знаке, обозначающим
мягкость согласного; дать представления о том, что человек часть природы,
о его взаимоотношениях с природой; формировать основы экологической
грамотности;
корригировать речь, познавательную деятельность учся, мышление
(умение устанавливать причинноследственные зависимости, операции
сравнения, обобщения);
формирование положительной мотивации к учению ,социальноактивной
позиции по защите и сохранению окружающей среды;Оборудование: предметные картинки, слайды с изображением природы,
опорных таблиц и схем, экологическое панно .
Ход урока:
I. Орг. момент.
1. Психологический настрой.
Снятие эмоциональной напряженности.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня на уроке, мы с вами
плодотворно поработаем, и каждый из нас получит удовольствие от общения.
Поприветствуйте наших гостей.
Поприветствуйте друг друга улыбкой.
2. Пальчиковая гимнастика. Подготовка руки к письму.
А теперь подготовимся к уроку русского языка:
разогрейте ладони,
почувствуйте тепло,
подарите его себе,
поделитесь этим теплом с другими,
со мной.
Всем нам стало уютно, тепло и радостно, словно солнышко заглянуло к нам в класс.
«Солнышко» пальчики как лучики.
Всё оживает на земле благодаря солнечным лучам:
распускаются цветы
«Цветы» ладони (тыльной стороной) лежат на столе, пальцы имитируют раскрытие
и закрытие бутонов.
шелестят листвой деревья
«Деревья» локти на столе, покачивать руками из стороны в сторону, вверх, вниз.
Радуются солнцу растения и животные:
«Ежики» «Птицы» «Птенчики в гнезде» «Зайчики»
«Коза» «Собака»
«Петух» и «Курочка»
«Рыбка»
Все друг с другом здороваются
«Пальчики поздоровались» касание большим пальцем остальных пальцев.
Желают друг другу добра.
II. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок русского языка, поэтому начнем мы его
необычно. Ребята из нашего класса приготовили небольшой сюрприз.
1. Поэтическая минутка. (слайдшоу)
2Подруга осень
А. Плещеев
В окне подруга Осень
Листвою шелестит,
Она меня без спроса
Печалью угостит.
Листвой осыплет жёлтой,
А ветерком хлестнет,
И взяв меня под руку
По парку поведет.
Покажет все наряды,
Напомнит о зиме,
Шепнёт на ушко тихо -
Есть радость и во мне.
Смотри, какие листья!
Смотри, какой ковёр -
У каждого сезона
Есть свой волшебный хор.
В окне подруга Осень
Листвою шелестит,
Она меня на танец
С листвою пригласит...
2.Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце. (слайд №1)
1) О каком времени года говорилось в стихотворении?
Какое сегодня число? Запишите в тетрадь.
Назовите осенние месяцы. Запишите их названия в тетрадь.
Запись в тетради: Осень. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
Какая орфограмма встретилась в этих словах?
Что показывает мягкий знак?
Подчеркните мягкий согласный на конце. Каким цветом? (зеленым)
Сегодня на уроке вы получите знания не только по русскому языку, но мы будем
изучать природу и ее объекты.
Карточка: Природа
2) На доске: дожд.., метел.., капел.., ливен.., туман.., слякот.., изморос..
Прочитайте слова.
Какой согласный звук слышится на конце?
Какой буквой обозначим мягкость согласного на письме?
В каком слове эта орфограмма не встречается? Объясните.
Можно ли эти слова отнести к природе?
Что обозначают эти слова? (природные явления).
К какой именно природе они относятся?
Карточка: Неживая
Назовите осенние природные явления.
К каким временам года относятся остальные природные явления?
Запишите в тетрадь только осенние природные явления. (Проверка).
3)Словарная работа. Картинный диктант. (коррекция зрительной памяти).
На доске предметные картинки: картофель, морковь, берёза, медведь.
3 Посмотрите на картинки, запомните, что изображено.
Ночь.(одна из картинок убирается).
Запишите чего не стало? И т.д.
Проверка выполненной работы.
Какое из этих слов лишнее? Почему?
Медведь, потому, что это животное.
Назовите одним словом остальные предметы.
К какой природе мы отнесем эту группу?
Карточки: Живая, растения
А если обратить внимание на орфограммы? Какое слово лишнее?
Береза.
Почему?
Выделите орфограмму.
Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак?
3.Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.
На экране: изображение лисы … нора.
изображение волка … следы. (слайды №2, 3, 4)
изображение птицы … гнездо.
Составьте словосочетания.
Кто изображен? Чья нора? И т.д
Какая орфограмма встречается в словах лисья, птичья, волчьи?
Какую работу выполняет разделительный мягкий знак?
Запишите в тетради. Подчеркните красным эту орфограмму.
Назовите группу объектов природы, в которую входят лиса, волк, птица.
Карточка: Животные.
Физминутка.
упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
упражнения для снятия мышечных зажимов;
упражнение для мобилизации внимания.
III. Работа над темой урока.
1. Введение в тему урока.
На экране: изображение оленя … рога. (слайд №5)
Кто изображен? Запишите название животного.
Какая орфограмма в этом слове? Какую работу в этом слове выполняет мягкий
знак?
Выделите орфограмму.
Опорная схема: (мягкий знак)
4 Составьте словосочетание. Рога чьи?
Какая орфограмма в слове оленьи? Запишите. Докажите.
Опорная схема: (разделительный мягкий знак)
2. Определение темы и целей урока. (слайд №6)
3. Дифференциация орфограмм: мягкий знак – разделительный мягкий
знак.
1.) Распределите слова в два столбика.
Отгадайте загадки:
В этот праздничный весенний день
расцвела душистая … (сирень). (слайд №7)
Вся в грязи обычно я
Настоящая… (свинья). (слайд №8)
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Осенью увядают,
И все опадают. ( листья). (слайд №9)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл …(карась). (слайд №10)
Его фигура подвела –
Гораздо толще, чем пчела.
Полоски словно у осы,
На брюшке капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель
Большой, мохнатый, толстый … (шмель). (слайд №11)
Дуб, тополь, рябина, клен, осина.
Что это? (деревья) (слайд №12)
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут чижи, щеглы, синицы
И проныры … (воробьи). (слайд №13)
Лесники ее котят
5Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это …(рысь). (слайд №14)
2). Дополнение предложений. Работа по учебнику (стр. 31, упр. 17).
(слайд №15)
Назовите слова с разделительным мягким знаком, запишите одно любое
предложение с одним из этих слов. Обозначьте орфограмму.
В тетради запись: Поют звонко, как соловьи.
Назовите слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.
В тетради запись: Ныряет глубоко, как дельфин.
Проверка.
4. Беседе на тему: «Человек – часть природы».
Ребята, посмотрите на схему природы. Какого объекта не хватает?
Говорят, что на земле он всех сильней,
Потому, что всех умней. (Человек).
Физминутка. («Лепим лицо», «Почувствуй тело»)
Как вы думаете, какое место занимает человек в природе? Кто он? Царь? Хозяин?
А может только часть природы?
Может ли человек обойтись без природы?
Что дает человеку природа?
Опорные таблицы: растения – человеку
животные – человеку (слайды № 16, 17, 18)
Природа удивительна и разнообразна. В природе все взаимосвязано. Люди не
могут жить без окружающей их природы. Она дает нам силы, создает
настроение и помогает чувствовать себя на земле, как дома. Природа – источник
красоты, доброты, источник здоровья. Для человека вода, земля, воздух,
растения, животные — это клад. Их значение в нашей жизни огромно. Живя
среди животных, растений, воды и воздуха, почвы, человек оказывает
воздействие на природу, как положительное, так и отрицательное.
(слайды № 19, 20, 21)
Люди так увлеклись благоустройством своей жизни, что не заметили, как в реках
стало меньше рыбы, а в лесах птиц и зверей. Безжалостно вырубаются леса, поэтому
животным, птицам и растениям негде жить. Воздух в городах стал грязным изза
выхлопных газов автомобилей и дыма
6заводов. Появляются кучи мусора. И как то незаметно жизнь на Земле становится не
лучше, а хуже. (слайды № 22, 23, 24, 25, 26)
5. Закрепление полученных знаний.
1.) Работа с текстом «Выстрел»
Откройте учебники. Прочитайте текст.
Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? (слайд № 27)
Что вы можете сказать о поступке человека?
Как его называют?
Можно ли так поступать с природой?
Объясните написания слов с пропущенными буквами.
Часто человек забывает о том, что он частица природы, которую во имя жизни он
обязан беречь.
2.) Работа над связной речью. Составление предложений. (слайд №28)
На доске: экологическое панно «Засохшее дерево».
Посмотрите. Вам нравится это дерево?
Можем ли мы его изменить?
А каким бы вам оно понравилось?
Я предлагаю вам оживить его, а для этого вам необходимо вспомнить, как нельзя
поступать человеку с природой.
Учся раздаются осенние листья. На которых они записывают экологические правила
поведения в природе.
Дети украшают дерево листьями.
IV. Итог урока. Рефлексия. (слайд №29)
Сегодня на уроке я узнал что, …
На уроке мне было трудно …
Мне понравилось …
7