Человек-часть природы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок с использованием ИКТ в 4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Цели урока: - упражнять уч-ся в различении слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласного; обобщить знания учащихся о разделительном мягком знаке, о мягком знаке, обозначающим мягкость согласного; дать представления о том, что человек - часть природы, о его взаимоотношениях с природой; формировать основы экологической грамотности; - корригировать речь, познавательную деятельность уч-ся, мышление (умение устанавливать причинно-следственные зависимости, операции сравнения, обобщения).
Иконка файла материала конспект.docx
Интегрированный урок с использованием ИКТ  в 4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Интеграция предметов: русский язык – живой мир. Русский   язык.  Тема:   Дифференциация   слов   с   разделительным   мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласного. Живой мир. Тема: Человек – часть природы. Цели урока:  ­ упражнять уч­ся в различении слов с разделительным мягким знаком и мягким   знаком,   обозначающим   мягкость   согласного;   обобщить   знания учащихся   о   разделительном   мягком   знаке,   о   мягком   знаке,   обозначающим мягкость согласного; дать  представления о том, что человек ­ часть природы, о   его   взаимоотношениях   с   природой;   формировать   основы   экологической грамотности; ­   корригировать   речь,   познавательную   деятельность   уч­ся,   мышление (умение   устанавливать   причинно­следственные   зависимости,   операции сравнения, обобщения);    ­ формирование положительной мотивации к учению ,социально­активной позиции по защите и сохранению окружающей среды;Оборудование:  предметные картинки, слайды с изображением природы, опорных таблиц и схем, экологическое панно . Ход урока: I. Орг. момент. 1.   Психологический настрой.        Снятие эмоциональной напряженности. ­ Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня на уроке, мы с вами плодотворно поработаем, и каждый из нас получит удовольствие от общения. ­ Поприветствуйте наших гостей.  ­ Поприветствуйте друг друга улыбкой. 2. Пальчиковая гимнастика. Подготовка руки к письму.    ­ А теперь подготовимся к уроку русского языка:  разогрейте ладони,  почувствуйте тепло,   подарите его себе,   поделитесь этим теплом с другими,  со мной.  ­ Всем нам стало уютно, тепло и радостно, словно солнышко заглянуло к нам в класс. «Солнышко» ­ пальчики как лучики. ­ Всё оживает на земле благодаря солнечным лучам:   распускаются цветы  «Цветы» ­ ладони (тыльной стороной) лежат на столе, пальцы имитируют раскрытие  и закрытие бутонов. шелестят листвой деревья «Деревья» ­ локти на столе, покачивать руками из стороны в сторону, вверх, вниз. ­ Радуются солнцу растения и животные: «Ежики»      «Птицы»      «Птенчики в гнезде»     «Зайчики» «Коза»      «Собака»  «Петух» и «Курочка» «Рыбка» ­ Все друг с другом здороваются  «Пальчики поздоровались» ­ касание большим пальцем остальных пальцев. ­ Желают друг другу добра. II. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся. ­ Сегодня,  ребята, у  нас  необычный  урок  русского  языка, поэтому начнем мы его  необычно. Ребята из нашего класса приготовили небольшой сюрприз. 1. Поэтическая минутка.     (слайд­шоу) 2Подруга осень А. Плещеев В окне подруга Осень Листвою шелестит, Она меня без спроса Печалью угостит. Листвой осыплет жёлтой, А ветерком хлестнет, И взяв меня под руку По парку поведет. Покажет все наряды, Напомнит о зиме, Шепнёт на ушко тихо - Есть радость и во мне. Смотри, какие листья! Смотри, какой ковёр - У каждого сезона Есть свой волшебный хор. В окне подруга Осень Листвою шелестит, Она меня на танец С листвою пригласит... 2.Упражнения  в написании слов с мягким знаком на конце.  (слайд №1) 1) ­ О каком времени года говорилось в стихотворении?     ­ Какое сегодня число? Запишите в тетрадь.                                 ­ Назовите осенние месяцы. Запишите их названия в тетрадь. Запись в тетради: Осень. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.    ­ Какая орфограмма встретилась в этих словах?    ­ Что показывает мягкий знак?    ­ Подчеркните мягкий согласный на конце. Каким цветом? (зеленым)    ­ Сегодня на уроке вы получите знания не только по русскому языку, но мы будем  изучать природу и ее объекты. Карточка:  Природа 2) На доске: дожд.., метел.., капел.., ливен.., туман.., слякот.., изморос..   ­ Прочитайте слова. ­ Какой согласный звук слышится на конце? ­ Какой буквой обозначим мягкость согласного на письме? ­ В каком слове эта орфограмма не встречается? Объясните. ­ Можно ли эти слова отнести к природе? ­ Что обозначают эти слова?  (природные явления).  ­  К какой именно природе они относятся? Карточка:  Неживая  ­ Назовите осенние природные явления.  ­ К каким временам года относятся остальные природные явления? ­ Запишите в тетрадь только осенние природные явления.  (Проверка). 3)Словарная работа. Картинный диктант. (коррекция зрительной памяти).    На доске предметные картинки:  картофель, морковь, берёза, медведь. 3­ Посмотрите на картинки, запомните, что изображено.     ­ Ночь.(одна из картинок убирается).    ­ Запишите чего не стало? И т.д.    Проверка выполненной работы.    ­ Какое из этих слов лишнее?  Почему?                     Медведь, потому, что это животное. ­ Назовите одним словом остальные предметы.  ­ К какой природе мы отнесем эту группу?  Карточки: Живая,  растения ­ А если обратить внимание на орфограммы? Какое слово лишнее?  Береза. ­ Почему? ­ Выделите орфограмму. ­ Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак? 3.Упражнение  в написании слов с разделительным   мягким  знаком. На экране:  изображение  лисы    ­ …  нора. изображение  волка   ­ …  следы.              (слайды №2, 3, 4)                      изображение  птицы  ­ … гнездо. ­ Составьте словосочетания. ­ Кто изображен? Чья нора? И т.д ­ Какая орфограмма встречается в словах  лисья, птичья, волчьи? ­ Какую работу выполняет разделительный мягкий знак? ­ Запишите в тетради. Подчеркните красным  эту орфограмму.  ­ Назовите группу объектов природы, в которую входят лиса, волк, птица. Карточка:  Животные. Физминутка. ­ упражнения для улучшения мозгового кровообращения; ­ упражнения для снятия мышечных зажимов; ­ упражнение для мобилизации внимания. III. Работа над темой урока. 1. Введение в тему урока. На экране:  изображение оленя ­ … рога.           (слайд №5) ­ Кто изображен?  Запишите название животного. ­ Какая орфограмма в этом слове? Какую работу в этом слове выполняет мягкий  знак?   Выделите орфограмму.  Опорная схема: (мягкий знак) 4­ Составьте словосочетание.  Рога чьи? ­ Какая орфограмма в слове оленьи? Запишите. Докажите. Опорная схема: (разделительный мягкий знак)       2. Определение темы и целей урока.          (слайд №6) 3. Дифференциация орфограмм: мягкий знак – разделительный мягкий  знак. 1.) ­ Распределите слова в два столбика.   Отгадайте загадки: В этот праздничный весенний день  расцвела  душистая … (сирень).                          (слайд №7) Вся в грязи обычно я Настоящая… (свинья).                                         (слайд №8) Из почек появляются,  Весною распускаются, Осенью увядают, И все опадают.  ( листья).                                   (слайд №9) От зубастых щук таясь, Стороной проплыл …(карась).                          (слайд №10) Его фигура подвела – Гораздо толще, чем пчела. Полоски ­ словно у осы, На брюшке ­ капельки росы. Смотри, он плюхнулся на хмель ­ Большой, мохнатый, толстый … (шмель).              (слайд №11) Дуб, тополь, рябина, клен, осина. Что это?  (деревья)                                                     (слайд №12) На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут чижи, щеглы, синицы И проныры … (воробьи).                                          (слайд №13) Лесники ее котят 5Взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Кошка, брысь», Потому что это …(рысь).                                          (слайд №14)  2). Дополнение предложений. Работа по учебнику (стр. 31, упр. 17).    (слайд №15)    ­ Назовите слова с разделительным мягким знаком, запишите одно любое          предложение с одним из этих слов. Обозначьте орфограмму.                              В тетради запись:  Поют звонко, как соловьи.   ­ Назовите слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных. В тетради запись: Ныряет глубоко, как дельфин. Проверка. 4. Беседе на тему: «Человек – часть природы». ­ Ребята, посмотрите на схему природы.  Какого объекта не хватает? Говорят, что на земле он всех сильней, Потому, что всех умней. (Человек). Физминутка. («Лепим лицо», «Почувствуй тело») ­ Как вы думаете, какое место занимает человек в природе?  Кто он?  Царь? Хозяин?  А может только часть природы? ­ Может ли человек обойтись без природы?  ­ Что дает человеку природа? Опорные таблицы: растения – человеку                             животные – человеку   (слайды № 16, 17, 18)      Природа удивительна и разнообразна. В природе все взаимосвязано. Люди не могут   жить   без   окружающей   их   природы.   Она     дает   нам   силы,   создает настроение и помогает чувствовать себя на земле, как дома. Природа – источник красоты,   доброты,   источник   здоровья.   Для   человека   вода,   земля,   воздух, растения, животные — это клад. Их значение в нашей жизни огромно. Живя среди   животных,   растений,   воды   и   воздуха,   почвы,   человек   оказывает воздействие на природу, как положительное, так и отрицательное. (слайды № 19, 20, 21)      Люди так увлеклись благоустройством своей жизни, что не заметили, как в реках  стало меньше рыбы, а в лесах ­ птиц и зверей. Безжалостно вырубаются леса, поэтому животным, птицам  и растениям негде жить. Воздух в городах стал грязным из­за  выхлопных газов автомобилей и дыма  6заводов. Появляются кучи мусора. И как­ то незаметно жизнь на Земле становится не лучше, а хуже.         (слайды № 22, 23, 24, 25, 26) 5. Закрепление полученных знаний.   1.) Работа с текстом «Выстрел»     ­ Откройте учебники.  Прочитайте текст.     ­ Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?                      (слайд № 27)     ­ Что вы можете сказать о поступке человека?     ­ Как его называют?     ­ Можно ли так поступать с природой?     ­ Объясните написания слов с пропущенными буквами.    ­ Часто человек забывает о том, что он частица природы, которую во имя   жизни он обязан беречь.  2.) Работа над связной речью. Составление предложений.     (слайд №28)     На доске: экологическое панно «Засохшее дерево». ­ Посмотрите. Вам нравится это дерево?  ­ Можем ли мы его изменить?  ­ А каким  бы вам оно понравилось? ­ Я предлагаю вам оживить его, а для этого вам необходимо вспомнить, как нельзя  поступать человеку с природой. Уч­ся раздаются осенние листья. На которых они записывают экологические правила поведения в природе.   Дети украшают дерево листьями.        IV. Итог урока. Рефлексия.                          (слайд №29)     ­ Сегодня на уроке я узнал что, … ­ На уроке мне было трудно … ­ Мне понравилось … 7