Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur2.doc
Литературное чтение Урок 2. Тема раздела: ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ Тема: Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,   фамилии   автора,   иллюстрации, ключевым словам;   •  развитие умений  высказывать  и  аргументировать  своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1     1. Вступление. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворений наизусть. –  Какой девиз у нас появился на прошлом уроке?  (Умей создать себе и окружающим хорошее настроение.) 2. Введение в раздел 1. – Прочитайте, как называется первый раздел. (Прощание с летом.) – Рассмотрите разворот. О чём мы будем читать в этом разделе? – Но чтобы прощание с летом не было печальным, мы будем помнить наш Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. © ООО «Баласс», 2013 1II. Развитие  умений. девиз   и   замечательные   стихи   Г.   Сапгира   и   Ю.   Кима,   которые   сегодня прозвучали. 2  4  1  1  3  I. Работа над рассказом В. Драгунского «Англичанин Павля». 1. Работа с текстом до чтения. Учитель благодарит на английском языке: – Thank you very much, children! – Может, кто­то догадался, на каком языке и что я сказала? –  И   это   не   случайно.  Ведь   открывает   наш   раздел   «Прощание   с   летом» произведение «Англичанин Павля», автор которого – прочитаем вместе – Виктор Драгунский. –  Можете   ли   вы   предположить,   услышав   имя   писателя,   каким   будет произведение? (Смешным, весёлым, забавным. С юмором.) –  Верно, ведь Виктор Юзефович Драгунский известен нам как писатель­ юморист. И рассказ «Англичанин Павля» взят из уже знакомой вам книги «Денискины рассказы». –  Значит,   что   ещё   можно   предположить?  (Героем   обязательно   будет Дениска.) –  Прочитайте   ещё   раз   название   рассказа.   Что   вызывает   недоумение   и улыбку? (А разве англичанина могут звать Павля?) –  А кого так называют и почему? (Мальчика зовут Павел, а Павля – по­ дружески, слегка небрежно, насмешливо, по­доброму.) – Кто же такой англичанин? (Живёт в Англии, знает английский язык.) –  Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу на с. 8. Быть может, на ней изображены иностранцы? (Кажется, нет.) – Тогда почему же Павлика назвали англичанином? (Пока не знаем.) 3. Ориентироваться на развороте  учебника. 4. Находить ответы на вопросы в  тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе работы  с иллюстрацией учебника. © ООО «Баласс», 2013 24. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. Рассказ может прочитать учитель, так как этот текст эмоционально окрашен, к тому же навык самостоятельного чтения в начале года ещё не восстановился у большинства детей. По   ходу   чтения   необходимы   эмоциональные   комментарии   учителя, вопросы к автору (они даны в скобках курсивом). Особое внимание надо обратить на выразительность чтения. Для учителя здесь и далее мы подчёркиваем   в   текстах   слова,   которые   могут   остаться   и   без комментариев, но требуют интонационного выделения. Виктор Драгунский АНГЛИЧАНИН ПАВЛЯ 1 – Завтра первое сентября, – сказала мама. – И вот наступила осень, и ты пойдёшь уже во второй класс. Ох, как летит время!.. – И по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем арбуз»!  И он взял ножик и зарезал арбуз. (Как вы думаете, что папа сделал?) Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зелёный треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже   раскрыл   рот,   чтобы   вцепиться   в   розовый   арбузный   ломоть (вцепиться… Дениске не терпится, очень хочется попробовать арбуз!), но тут дверь распахнулась, и в комнату вошёл Павля. Мы все страшно обрадовались, потому что он давно уже не был у нас, и мы по нему соскучились. –  Ого, кто пришёл! – сказал папа. – Сам Павля. Сам Павля­Бородавля! (Догадались ли вы, кто пришёл – взрослый или мальчик?) © ООО «Баласс», 2013 3– Садись с нами, Павлик, арбуз есть, – сказала мама. – Дениска, подвинься. Я сказал: – Привет! – и дал ему место рядом с собой. – Привет! – сказал он и сел. И мы начали есть и долго молчали. Нам неохота было разговаривать. А о чём тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища! 2 И когда Павле дали третий кусок, он сказал: – Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не даёт его вволю поесть. – А почему? – спросила мама. –  Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня. – Правда, – сказал папа. – Вот почему мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся. – Я не боюсь, – сказал Павля. И мы опять занялись делом и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал: – А ты чего, Павля, так давно не был у нас? – Да, – сказал я. – Где ты пропадал? Что ты делал? И   тут   Павля   напыжился,   покраснел,   поглядел   по   сторонам   и   вдруг небрежно   так   обронил,   словно   нехотя:  (Интересно,   что   же   он   сейчас скажет,   раз   так   вдруг   повёл   себя?  Вопрос   не   предполагает   ответов детей.) –  Что   делал,   что   делал...   Английский   изучал,   вот   что   делал.  (А   Павля большой или маленький? Дениска идёт во 2­й класс; вероятно, Павля его © ООО «Баласс», 2013 4ровесник… Смотрите, такой маленький, а летом английский изучал!) Я прямо опешил. (Очень сильно удивился.) Я сразу понял, что я всё лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот   Павля,   он   время   не   терял,   нет,   шалишь,   он   работал   над   собой,   он повышал свой уровень образования. Он   изучал   английский   язык   и   теперь   небось   сможет   переписываться   с английскими пионерами (то есть с ребятами) и читать английские книжки. Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут ещё мама добавила: – Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта! –  Молодец, – сказал папа. – Уважаю!  (А как, по­вашему, это вызывает уважение?) 3 Павля прямо засиял. (Доволен!) –  К   нам   в   гости   приехал   студент   Сева.   Так   он   со   мной   каждый   день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем. – А что, трудный английский язык? – спросил я. – С ума сойти, – вздохнул Павля. – Ещё бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж   очень   сложное   правописание.   Пишется   Ливерпуль,   а   произносится Манчестер. – Ну да! – сказал я. – Верно, Павля? –  Прямо беда, – сказал Павля. – Я совсем  измучился от этих занятий, похудел на двести граммов. – Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? – сказала мама. – Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по­английски «здрасте»? – Я «здрасте» не проходил, – сказал Павля. – Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»? © ООО «Баласс», 2013 5– Я сказал, – сказал Павля. – Ну да, по­русски ты сказал, а по­английски? –  Мы   до   «спасибо»   ещё   не   дошли,   –   сказал   Павля.   –   Очень   трудное проповисание. (Вот и ответ на наш вопрос – большой Павля или маленький: он ещё пока не знает слова правописание.) Тогда я сказал: – Павля, а научи­ка ты меня, как по­английски «раз, два, три». – Я этого ещё не изучил, – сказал Павля. – А что же ты изучил? – закричал я. – За два месяца ты всё­таки хоть что­ нибудь изучил? – Я изучил, как по­английски будет «Петя», – сказал Павля. – Ну как? –  «Пит»! – торжествующе объявил Павля. – По­английски «Петя» будет «Пит». – Он радостно рассмеялся и добавил: – Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: «Пит, а Пит, дай ластик!» Небось рот разинет, ничего не поймёт. Вот потеха­то будет! Верно, Денис? – Верно, – сказал я. – Ну а что ты ещё знаешь по­английски? – Пока всё, – сказал Павля. 2. Выявление первичного восприятия. – Что рассмешило вас в этом рассказе? – Вы уже можете объяснить, почему так назван рассказ? – Какая часть рассказа вам показалась самой смешной и весёлой? (Обычно дети называют 3­ю часть.) 3.  Перечитывание 3­й части (можно по ролям). Главное, чтобы всем было смешно – и читать, и слушать. Чтобы подготовиться к чтению по ролям, выполняем задание 1 в тетради (с. 1) – выясняем, какие они, Дениска и Павлик. © ООО «Баласс», 2013 64. Обобщающая беседа. а) – Изменилось ли ваше отношение к Павле и Дениске, когда вы дочитали рассказ до конца? Кто из них вам понравился больше? Почему? б) – В название рассказа В. Драгунский вложил определённое отношение к своему герою. Какое оно? (Автор подсмеивается над Павликом. Называет его «англичанином» иронически, осуждает за хвастовство, но всё же по­ доброму. Мальчик ему симпатичен.) 3. Работа с текстом после чтения. 1. – Каким вам представляется писатель В. Драгунский? (Ответы детей.) 2.  Рассказ   учителя   о   писателе   (материал   см.   в   сборнике   «Детские писатели». – М.: Баласс, 2002). 3. Творческое задание – стилистический эксперимент. –  Давайте   попробуем   провести   такую   работу:   заменим   все   смешные выражения Драгунского на обычные, нейтральные. Может быть, от этого рассказ не пострадает? (Дети с карандашом в руках отыскивают эти выражения,   а   над   ними   пишут   обычные   выражения,   читают полученное:  Павля заулыбался (прямо засиял); очень трудный (с ума сойти); там легко ошибиться можно (сам чёрт ногу сломит).) –  Что   же   мы   видим?  (Рассказ   становится   сухим,   скучным...)  Верно, обратите внимание на эти слова, когда будете дома готовить выразительное чтение   по   ролям.   Юмор   писателя   –   большое   богатство,   а   для   детей особенно.   Так   без   назидания   он   осудил   хвастовство   Павлика,   дал читателям жизненный урок. –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2013 7ΙΙΙ . Итог. – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. 1. Перечитать рассказ. Составить краткий устный портрет­характеристику обоих мальчиков (задание 2 в тетради, с. 1). 2. Выписать из текста ключевые слова (задание 3 в тетради). © ООО «Баласс», 2013 8

Посмотрите также