Составление характеристики Чиполлино.
– Что обозначает имя Чиполлино?
– В какой семье он жил и где? (В большой семье, у него семь братьев. Жили в лачуге на окраине города.)
– Расскажите о поступках Чиполлино. Как они его характеризуют?
– Каким вам представляется Чиполлино?
Выполнение задания 5 на с. 21 в тетради.
– Выразите своё отношение к герою.
3. Подготовка устного рассказа о Чиполлино.
Выполнение задания 6 в тетради на с. 21.
Литературное чтение
Урок 44.
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 2 3
1. Беседа.
– О каких героях сказки вам бы хотелось рассказать?
– Кто из героев вызвал у вас сочувствие? Объясните, почему.
– Кого вы считаете настоящим героем сказки?
2. Составление характеристики Чиполлино.
– Что обозначает имя Чиполлино?
– В какой семье он жил и где? (В большой семье, у него семь братьев. Жили
в лачуге на окраине города.)
– Расскажите о поступках Чиполлино. Как они его характеризуют?
– Каким вам представляется Чиполлино?
Выполнение задания 5 на с. 21 в тетради.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1– Выразите своё отношение к герою.
3. Подготовка устного рассказа о Чиполлино.
Выполнение задания 6 в тетради на с. 21.
II. Развитие
умений.
2 4 3 1 1 2 3
Рассказ учителя о сказочной повести Дж. Родари.
– В книге Дж. Родари 29 глав, мы прочитали только одну. Хотите узнать,
чем же закончились все приключения наших героев?
– Об этом он рассказал в эпилоге. Слушайте.
Кум Тыква больше не вздыхает: он стал главным садовником замка, и
бывший кавалер Помидор работает у него подручным. Вам не нравится, что
синьора Помидора оставили на свободе? Он отсидел сколько ему было
положено, а потом его из тюрьмы выпустили.
Теперь Помидор сажает капусту и подстригает траву.
Изредка он жалуется потихоньку на свою судьбу, но только тогда, когда
встречается с Петрушкой, который служит в замке сторожем.
Замок уже больше не замок, а Дворец детей. Там есть и комната для
рисования, и театр кукол с Буратино, и кино, и пингпонг, и множество
всяких игр. Разумеется, там есть и самая лучшая, самая интересная и
полезная для ребят игра – школа. Чиполлино и Вишенка сидят рядом на
одной парте и учат арифметику, грамматику, географию, историю и все
остальные предметы, которые надо хорошенько знать, чтобы защищаться от
всяких плутов и угнетателей и держать их подальше от родной страны.
– Не забывай, дружок, – часто говорит старый Чиполлоне своему сыну
Чиполлино, – негодяев на свете много, и те, кого мы выгнали, могут ещё
вернуться.
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2012
2Но ято уверен, что они никогда больше не вернутся. Не вернётся и адвокат
синьор Горошек, который поспешил скрыться, потому что у него было
слишком много грехов на совести.
Говорят, он занимается своим ремеслом гдето в чужой стране. Конечно, и
там ему не место, но хорошо, по крайней мере, что он убрался из нашей
повести прежде, чем она кончилась. По правде сказать, мне до смерти
надоело возиться с этим цепким и вертлявым пройдохой.
Да, я забыл вам сказать, что старостой деревни стал мастер Виноградинка.
Чтобы не ронять своего достоинства, он совершенно избавился от прежней
привычки почёсывать затылок шилом. Только иногда, в самых серьёзных
случаях жизни, он пускает в ход вместо шила остро отточенный
карандаш, но это случается чрезвычайно редко.
Однажды утром жители деревни увидели на стенах своих домов надпись:
«Да здравствует наш староста!»
Кума Тыквочка пустила по деревне слух, будто бы эти крупные буквы на
стенах вывел ваксой сам мастер Виноградинка.
– Хорош староста! – говорила ворчливая кума. – Ходит по ночам и сам
себе приветствия пишет.
Но это была явная напраслина. Все надписи на домах сделал Лук Порей, и
не руками, а усами, которые он обмакнул в чернила. Да, да, Лук Порей.
Я не боюсь открыть вам правду, потому что у вас усов нет и вы не станете
по его примеру писать усами.
Ну вот, теперь наша история и в самом деле кончилась. Правда, есть ещё на
свете другие замки и другие дармоеды кроме принца Лимона и синьора
Помидора, но и этих господ когданибудь выгонят и в их парках будут
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
© ООО «Баласс», 2012
3играть дети.
Да будет так!
– В какой строке заключены слова надежды автора на счастливое будущее
детей на земле? (Да будет так!)
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
– У каждого человека есть свои любимые места в книге. Перечитаем их.
Чтение детей.
– Вы уже знаете, ребята, что отрывки из книги Дж. Родари «Приключения
Чиполлино» авторы нашего учебника поместили после отрывков из сказки
Алексея Толстого «Приключения Буратино» не случайно.
– Ещё мальчиком Дж. Родари прочитал сказку итальянского писателя
Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Ему так
понравилась эта сказка, что он выучил её наизусть. Эта сказка ввела его в
мир фантазии, она натолкнула на мысль создать свою большую сказку, где
действуют овощи, очень похожие на людей, – что он и сделал. Сказка
Джанни Родари стала известна всему миру тогда, когда её перевёл поэт
Самуил Яковлевич Маршак. Книга так понравилась детям и взрослым, что
по ней сделали мультфильм, диафильм и спектакль, к этому спектаклю
С.Я. Маршак написал стихи. Благодаря С.Я. Маршаку сказка Дж. Родари в
нашей стране долгое время была гораздо известнее, чем на родине
писателя. Но со временем труд Родари оценили во всём мире – в 1970 году
писатель был удостоен почётной международной награды – медали Ганса
Христиана Андерсена.
Разгадывание кроссворда.
Ч И П О Л Л О Н Е
П О М И Д О Р
П Е Т Р У Ш К А
© ООО «Баласс», 2012
4В И Н О Г Р А Д И Н К А
З Е М Л Я Н И Ч К А
Л У К О В К А
Л И М О Н
В И Ш Е Н К А
Г О Р О ШЕ К
Прочитайте в выделенных клетках кроссворда имя главного героя сказки.
1. Этот герой и стал виновником появления на свет этой замечательной
книги. Он был главой большой дружной семьи. Представляете, у него было
восемь сыновей! И всем им он дал подходящие имена. Люди они были
хорошие, да только в жизни ни ему, ни семье его не везло.
2. Этот герой был кавалером, управителем и экономом богатых помещиц.
Внешность его была необыкновенной: красная, как огонь, физиономия,
злые маленькие глаза и рот, похожий на прорезь копилки. Он жесток и
бессердечен.
3. Этого героя узнает каждый, кто внимательно читал книгу. Он был нанят
в качестве домашнего учителя в дом богатых помещиц. После свержения
принца Лимона, синьора Помидора он служит в замке сторожем.
4. А этот герой не имел громких богатых титулов: он не был принцем, не
был кавалером, не был синьором, герцогом, бароном, у него было самое
рабочее звание. Когда задумывался, он любил чесать шилом затылок.
5. Это очаровательное создание имело доброе сердце, её сочувствие
Вишенке и помощь Чиполлино, смелые поступки, находчивость заставили
нас полюбить эту героиню.
6. Так переводится с итальянского имя нашего главного героя.
7. Этот герой – главный правитель страны, где происходили события.
Он имел самый высокий титул, был самым богатым человеком этой страны,
© ООО «Баласс», 2012
5его стража, армия внешне очень похожи на своего правителя.
8. Этот герой родился в богатой семье, жил в замке, для него был нанят
домашний учитель, но из всех детей этой страны он был самым
несчастливым мальчишкой.
9. Этот герой теперь занимается своим ремеслом гдето в чужой стране.
Автору до смерти надоело возиться с этим цепким и вертлявым пройдохой,
главным ремеслом которого было предательство.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Чему же учит эта сказка? (Мужеству в преодолении невзгод, делать
добро другому, умению радоваться солнышку, цветку, человеческой
улыбке. Но чтобы полнее ответить на этот вопрос, надо прочитать
полностью сказку Дж. Родари «Приключения Чиполлино».)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
– Вам понравилась эта сказка? Попробуйте дома составить пожелание тем
ребятам, которые не читали эту книгу. Дайте совет, почему вы
рекомендуете прочитать эту книгу. Ну а те из вас, кто хочет, могут
выучить на память любую песенку героев, написанную С.Я. Маршаком к
радиоспектаклю по книге Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
© ООО «Баласс», 2012
6Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
7