Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Что вы можете рассказать о тех героях сказки Дж. Родари, которые упоминаются на с. 21 Тетради по чтению (задание 4)? Выразительное чтение 1-й части. Вопросы после чтения: – Кто главные герои этой части? (Кум Тыква, синьор Помидор.) – С кем ещё мы познакомились? – Кого вам жалко? Почему? (Кум Тыква для своего домика всю жизнь покупал кирпичи и, когда почувствовал, что становится стар и не может работать, решил построить дом из 118 кирпичей. Получилась «крохотная конурка». Жить в нём можно было только сидя. Но синьор Помидор отобрал домик и сказал: «Ты построил этот дворец на земле, которая принадлежит графиням Вишням...» – и посадил пса Мастино его стеречь.)
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur43.doc
Литературное чтение Урок 43. Тема раздела: «Сказочные человечки». Тема: Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»). Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 2  2  3 Проверка домашнего задания. –  Что   вы   можете   рассказать   о   тех   героях   сказки   Дж.  Родари,  которые упоминаются на с. 21 Тетради по чтению (задание 4)? Выразительное чтение 1­й части. Вопросы после чтения: – Кто главные герои этой части? (Кум Тыква, синьор Помидор.) – С кем ещё мы познакомились? –  Кого вам жалко? Почему? (Кум Тыква для своего домика всю жизнь покупал кирпичи и, когда почувствовал, что становится стар и не может работать, решил построить дом из 118 кирпичей. Получилась «крохотная конурка».   Жить   в   нём   можно   было   только   сидя.   Но   синьор   Помидор (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы в  другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений. отобрал   домик   и   сказал:   «Ты   построил   этот   дворец   на   земле,   которая принадлежит графиням Вишням...» – и посадил пса Мастино его стеречь.) 4. Находить ответы на вопросы  в тексте, иллюстрациях.  Чтение   текста   2­й   части   в   режиме   диалога   с   автором, – Стал ли кум Тыква защищать свой домик? Что же он делал? (Щипал себя за бороду и вздыхал.) – Какой характер у него был? (Несмелый, робкий.) 2  4  3  1  1  2  3  Работа с текстом 2–3­й части. 1. Работа с текстом до чтения. – Перечитайте название главы (подзаголовок), которую мы читаем (с. 154). – О чём мы узнаем, прочитав следующие части главы? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) комментированное чтение. Образец чтения: Был   чудесный,   жаркий   летний   день.   После   отъезда   хозяина   Мастино немножко погулял перед домиком взад и вперёд, высунув от жары язык и обмахиваясь хвостом, как веером. Но это не помогало. Мастино изнемог от жажды  (очень   хотел   пить,   не   мог   уже   терпеть   жажду)  и   решил,   что   ему   не повредил бы добрый стаканчик холодного пива. Он огляделся по сторонам, высматривая какого­нибудь мальчишку, чтобы послать его за пивом в ближайший трактир (недорогой ресторан), но на улице, как назло, никого не было. Правда, в сапожной мастерской перед открытой дверью сидел Чиполлино и усердно вощил дратву (натирал воском нити для сшивания обуви), но от него шёл такой горький луковый запах, что Мастино не решался позвать его. Однако Чиполлино сам увидел, что пёс изнывает от жары. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. © ООО «Баласс», 2012 2«Будь я не Чиполлино, если я не сыграю с ним шутку!» – подумал он. (В. Интересно, что придумал Чиполлино?) –  Эй! Эй! – окликнул его Мастино слабым голосом.  (Пёс   так  страдает  от жажды, что даже голос его ослаб.) – Вы ко мне обращаетесь, синьор? – К вам, к вам, юноша! Сбегайте, пожалуйста, и принесите мне холодного лимонаду. – Ах, я бы с великой радостью сбегал, синьор Мастино, но, видите ли, мой хозяин только что дал мне починить этот ботинок, так что я никак не могу отлучиться. Очень жалею. И Чиполлино без лишних слов вернулся к себе в мастерскую.  (П.  Вот что придумал   Чиполлино!  В.  Но   почему   же   он   отказался   помочь   псу?  О.  Ответы­ предположения детей.) По   правде   сказать,   Чиполлино   от   души   жалел   бедного   пса,   который томился от жажды, но ему было очень не по душе то ремесло, которым занимался   Мастино,   а   кроме   того,   ему   хотелось   ещё   разок   проучить синьора Помидора. (Проучить – наказать так, чтобы «впредь неповадно было».  П. Чиполлино жалеет пса, но Мастино для него – в первую очередь прислужник синьора Помидора.) 2) Вопросы после чтения 2­й части: – Чем занимался Чиполлино, работая у сапожника Виноградинки? – Какими словами автор рисует жаркий день? – К какой хитрости прибегнул Чиполлино? Перечитайте. – О какой особенности характера Чиполлино говорит эта хитрость? (Может разыграть другого – «сыграть с ним шутку».) – Чиполлино отказался помочь псу. Почему? –  Можно   ли   сказать,   что   Чиполлино   равнодушен   к   окружающим, 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. © ООО «Баласс», 2012 3отказывается помочь? (Нет, он «от души жалел» пса.) – Каким же ремеслом занимался пес? Почему оно было не по душе (т.е. не нравилось) нашему герою? (Мастино служил кавалеру Помидору, а тот был жесток и несправедлив.) 4. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. 3) Чтение текста 3­й части: К трём часам дня солнце стало припекать так, что даже камни на улице вспотели. Мастино чуть ли не взбесился от жары и жажды (псу очень хочется пить). Наконец (не спеша) Чиполлино поднялся со своей скамеечки, налил в бутылку   воды,   подсыпал   туда   белого   порошку,   который   жена   мастера Виноградинки принимала на ночь от бессонницы. (В. Зачем он добавил в воду снотворный порошок? Что будет дальше? О. Ответы­предположения детей.) Заткнув пальцем горлышко бутылки и поднеся её к губам, он сделал вид, что пьёт (дразнит пса). – Ах, – сказал он, поглаживая себя по животу, – какая чудесная, холодная, свежая вода! У Мастино потекли слюнки, так что ему на минутку стало даже легче. – Синьор Чиполлино, – сказал он, – а эта вода чистая? – Ещё бы! Она прозрачнее слезы! – А в ней нет микробов? – Помилуйте! Эту воду очистили и процедили два знаменитых профессора. Микробы они оставили себе, а воду дали мне за то, что я починил  им туфли. Чиполлино снова поднёс бутылку ко рту, притворяясь, будто пьёт. (В. Чего добивается Чиполлино? О. Ответы­предположения детей.) –  Синьор   Чиполлино,  –  спросил   удивлённый   Мастино, –  как   это   у   вас © ООО «Баласс», 2012 4получается, что бутылка всё время остаётся полной? –  Дело в том, – ответил Чиполлино, – что эта бутылка – подарок моего покойного дедушки. Она волшебная и никогда не бывает пустой. –  А   вы   мне   не   позволите   отхлебнуть   немного   –   хоть   глоточек?   Один глоточек! – Глоточек? Да пейте сколько хотите! – ответил Чиполлино. – Я же сказал вам, что моя бутылка никогда не пустеет! Чиполлино   охотно   протянул   Мастино   бутылку.  (П.  Вот   чего   добивался Чиполлино!  В.  Зачем   ему   нужно,   чтобы   пёс   уснул?  О.  Ответы­предположения детей.) Пёс схватил её и с жадностью осушил до дна одним глотком. Посмотрев на пустую бутылку, он удивился: – Как, уже всё? А вы же мне сказали, что бутыл... Не успел он договорить это слово, как свалился и заснул. Чиполлино снял с него цепь, взвалил пса на плечи и понёс к замку, где жили графини Вишни и кавалер Помидор. Обернувшись назад, он увидел, что кум Тыква уже вновь завладел своим домиком. Лицо старика, высунувшего из окошечка растрёпанную   рыжую   бородку,   выражало   неописуемую   радость.  (П. Оказывается, главная цель Чиполлино – вернуть куму Тыкве его домик.) «Бедный пёс! – думал  Чиполлино, идя  к замку. – Ты  уж прости  меня, пожалуйста,   но   я   должен   был   сделать   это.   Неизвестно   только,   как   ты отблагодаришь меня за свежую воду, когда проснёшься!» Ворота замка были открыты. Чиполлино положил собаку на траву в парке, ласково погладил её и сказал (Чиполлино не хочет зла псу, но по­другому он не мог поступить): – Передай от меня привет кавалеру Помидору. И обеим графиням тоже. © ООО «Баласс», 2012 5Мастино ответил блаженным ворчанием  (ему   очень  хорошо). Ему снилось, будто он купается в горном озере, в приятной, прохладной воде. Плавая, он пьёт вволю и сам постепенно превращается в воду: у него сделался водяной хвост, водяные уши и четыре лапы, лёгкие и длинные, как струи фонтана. – Спи спокойно! – добавил Чиполлино и пошёл обратно в деревню. 4) Вопросы после чтения 3­й части: – Какими словами автор рисует очень жаркий летний день? – Что же придумал Чиполлино? (Решил хитростью усыпить пса.) –  Перечитайте те реплики Чиполлино, из которых видно, что у него есть чувство юмора. –  Каким   ещё   мы   видим   Чиполлино   в   этой   сцене?   (Находчивым, сострадательным, готовым помочь.) – Для чего же всё это задумал наш герой? – Почему пёс Мастино поверил Чиполлино? – Какие две глупости «проглотил» Мастино? (Об очищении воды и о всегда полной бутылке.) –  Вспомните,   каким   был   кум   Тыква   в   части   1.   Изменился   ли   он? Прочитайте. (Лицо его выражало неописуемую радость.) –  Что   означает   это   выражение?   (Эта   радость   была   так   велика,   что   её невозможно описать словами.) –  Чиполлино   сделал   доброе   дело,   но   он   испытывает   чувство   вины. Прочитайте   слова,   которые   это   подтверждают.   (Бедный   пёс,   прости, ласково погладил.) – Что ещё можно сказать о характере Чиполлино? 5) Выразительное чтение диалога Мастино и Чиполлино по ролям. © ООО «Баласс», 2012 63. Работа с текстом после чтения. 3.1. Озаглавливание частей текста. Заголовки записываются в виде плана (задание 3 в тетради на с. 20). 1) У кума Тыквы отбирают домик. 2) Мастино изнемогает от жажды. 3) Чиполлино исполняет свой план:      а) Чиполлино «пьёт» из волшебной бутылки.      б) Мастино выпивает всю воду.      в) Чиполлино переносит пса в замок. 3.2.  Пересказ   текста   3­й   части   от   имени   Чиполлино   и   от   имени Мастино. –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Почему Чиполлино всё­таки решил проучить пса, хотя и очень его жалел? (Не любит несправедливость, угодничество и не хочет с ними мириться.) –  Что бы было с кумом Тыквой и его домиком, если бы Чиполлино не пришёл к нему на помощь? Ι V. Домашнее  задание. – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Пересказать самый интересный фрагмент сказки. Принести (по возможности) полный вариант текста в класс. © ООО «Баласс», 2012 7Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и  тон речи. © ООО «Баласс», 2012 8

Посмотрите также