Цель: познакомить с образованием числа 5 и его графической записью - цифрой 5;
- научить писать цифру 5;
- продолжить подготовительную работу к изучению темы «Задача»
Планируемые результаты обучения:
предметные:
• в результате практических действий определять состав числа 5;
• распознавать множества, состоящие из 5 элементов;
• выполнять задание в рабочей тетради, писать цифру 5;
• осознавать принцип построения натурального ряда чисел;
• воспроизводить последовательность натуральных чисел от 1 до10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
метапредметные:
• понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
• планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
• сравнивать группы предметов;
• искать разные способы решения задачи;
• работать в паре и оценивать товарища;
• выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
личностные:
• проявлять интерес к математике;
• осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на и взаимодействия с учителем;
• проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
• осваивать математический язык.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой, арифметический пенал, презентация, индивидуальные карточки «Числовые полоски», сигнальные светофоры, яблочки с заданием, цветные карандаши, домик «Состав числа 5», учебные часы.
Конспект урока математики
Тема урока
Тип урока
Число и цифра 5.
Письмо цифры 5.
Изучение нового материала
Цель: познакомить с образованием числа 5 и его графической записью
цифрой 5;
научить писать цифру 5;
продолжить подготовительную работу к изучению темы «Задача»
Планируемые результаты обучения:
предметные:
в результате практических действий определять состав числа 5;
распознавать множества, состоящие из 5 элементов;
выполнять задание в рабочей тетради, писать цифру 5;
осознавать принцип построения натурального ряда чисел;
воспроизводить последовательность натуральных чисел от 1 до10 в
прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной
задачи под руководством учителя;
планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
сравнивать группы предметов;
искать разные способы решения задачи;
работать в паре и оценивать товарища;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать
умозаключения;
личностные:
проявлять интерес к математике;
осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на и
взаимодействия с учителем;
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий;
осваивать математический язык.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой,
арифметический пенал, презентация, индивидуальные карточки «Числовые
полоски», сигнальные светофоры, яблочки с заданием, цветные карандаши,
домик «Состав числа 5», учебные часы.
1
Структура урокаI. Организационномотивационный момент.
Вот звенит для нас звонок –
начинается урок, ровно встали,
подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели, а сейчас математика для Вас.
Слайд
весёлый.
Ребята, посмотрите, на доске появились два смайлика: грустный и
Слайд
Поднимите руку, кому из вас нравится грустный смайлик? А кому
весёлый смайлик?
Давайте будем хорошо и активно работать на уроке, чтобы у нас у всех
было радостное настроение.
II. Актуализация знаний.
1. Разминка
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё окно,
Чтобы было не темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.
Если гусеница ползёт медленнее жука, то жук ползёт…
(быстрее гусеницы)
Назови пятый день недели.
Сколько шей у трёх журавлей?
2. Работа с числовой полоской
(Учащимся даны числовые полоски, где они выполняют задания)
Положите перед собой числовые полоски.
Закрась синим цветом число, которое больше 3 на 1. (4)
Закрась жёлтым цветом число, соседи которого 6 и 8. (7)
Закрась зелёным цветом число, которое получится, если к 2+1. (3)
Подчеркни одной чертой число, которое следует за числом 8. (9)
Обведи в круг число, которое получится, если из 4 вычесть 2. (2)
Обведи в квадрат число, которое стоит перед числом 7. (6)
3. Игра «Считаю, но проверяю»
Слайд
Прочитаем примеры по порядку, выясним, правильно они решены или
41= 3
2+2= 5
31= 2
32= 2
нет.
242= 2
Просигнализируйте, все ли примеры решены, верно.
В каком примере допущена ошибка?
21= 1
III. Открытие нового знания.
Самоопределение к деятельности.
(Выполняют стоя как зарядку)
Мы в сад за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Все трудности вместе мы с вами пройдём.
И знания наши домой принесём.
Вот мы и подошли к сказочному саду, но чтобы в него попасть, надо
выполнить задание.
Работа с арифметическим набором.
Представьте, что у вас на столе лежат волшебные яблоки – кружочки.
Положите в один ряд 4 красных яблочка кружка, а в другой столько
же зелёных.
Сколько зелёных яблочек кружочков положили?
Почему?
Потому что слово столько же означает, столько, сколько и красных, а
это 4.
Добавьте еще 1 зелёное яблочко – кружочек.
Сколько стало зелёных кружков? 5
Покажите карточку с числом 5 и положите её перед собой.
Каких яблочек кружков больше?
Больше стало зелёных кружков.
Каких меньше?
Меньше стало красных кружков.
Как получили число 5?
Запишем на доске:
Назовите предметы в классе, которые можно обозначить числом 5. На
4 + 1= 5
что похожа цифра 5?
Слайд
На серп, конечно, как не знать!
Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (Познакомимся с
числом и цифрой 5, научимся писать цифру 5)
Тема нашего урока: «Число и цифра 5. Письмо цифры 5»
Слайд
3IV. Работа по теме урока.
Игра «Где моё место»
Слайд
Ой, смотрите, в волшебном саду потерялись числа, какое число
заблудилось? 5
Где должно стоять число 5?
Работа по учебнику (с. 34)
Но в саду оказались и ученики 1 – го класса, они помогли яблонькам
освободиться от урожая.
на стр. 34.
Рассмотрите верхнюю картинку
Сколько детей идёт из сада? (4)
Сколько детей идёт в сад? (1)
Сколько всего детей? (5)
Как это можно записать? (4 + 1 = 5)
Значит, 5 – это 4 да 1.
Сколько мальчиков на картинке? (3)
Сколько девочек? (2)
Сколько всего детей? (5)
Как это можно записать? (3 + 2 = 5)
Значит, 5 – это 3 да 2.
Время летит незаметно, в саду уже темнеет.
Посмотрите на часы.
Который час они показывают? Почему?
Выставим это время на наших часах. Объясните, как. (Одновременно
на доске
Заселяем домик
на доске
Заселяем домик
учитель выставляет время на учебных часах)/
V. Работа в тетради на печатной основе.
Письмо цифры 5
«Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
Но прежде, чем работать в тетрадях, сделаем
пальчиковую гимнастику:
Этот пальчик самый сильный
Этот пальчик для того, чтоб указывать его
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине
Этот пальчик безымянный , он избалованный самый
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал…
Откройте тетради на С.13
4 Добрались до цифры 5,
Как её нам написать?
Начинаем писать с середины верхней линии, ведём наклонную линию,
немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии
клетки. Сверху пишем горизонтальную короткую линию.
Обведите цифру 5. Кто догадался, сколько цифр 5 дальше нужно
написать? (5)
Какая закономерность в следующей строке?
(Цифры записаны сначала в прямом, а затем в обратном порядке)
Пропишите данную закономерность.
Работа в парах
Скучен день до вечера, коли делать нечего. А нам скучать некогда.
Работаем в парах.
Найдите задание, в котором надо дописать состав числа 5. Вам
необходимо дорисовать недостающие предметы.
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего соседа. Если вы
согласны – знак плюс, нет – минус.
Сравните с образцом.
VI. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Дети в лес пошли гулять.
И увидели ребята
Возле пня грибы – опята
Стали их они считать
Раз, два, три, четыре, пять
Ребятишкам повезло
Пять – хорошее число.
Назовите их.
VII. Работа с учебником.
В волшебном саду живут насекомые, которые приносят пользу.
Слайд
Что вы знаете о пчеле? О божьей коровке?
(Сообщения о насекомых)
Рассмотрите рисунки на стр. 35. Подберите к каждому из них
подходящую запись и выполните её с помощью карточек по вариантам.
1 вариант – к первому рисунку,
2 вариант – ко второму рисунку.
(Двое учащихся работают у доски)
Проверяем. Просигнализируйте 1 вариант, согласны ли вы с записью.
Почему?
5(3+1, Было 3 пчелы, 1 прилетела, пчёл стало 4)
Проверяем работу 2 варианта.
Какая запись подходит ко второму рисунку? Почему?
(42, Было 4 жука, 2 улетели, жуков стало 2.)
VIII. Итог урока.
Нам пора возвращаться домой, но чтобы выйти из волшебного сада,
надо проверить, все ли яблочки вкусные, вдруг среди них есть несъедобные.
Учитель или ученик, умеющий читать,
озвучивают вопросы,
напечатанные на яблочке, Ученики показывают ответы с помощью карточек из
арифметического пенала. Вопросы из учебника стр. 35, рубрика «Проверь
себя»
С каким числом мы сегодня познакомились?
К какому числу прибавили 1, если получили 5?
Какое число меньше:5или 3; 4 или 5?
Проверьте, правильно ли составлены схемы?
Как прекрасно, что вырос вкусный урожай яблок!
IX. Рефлексия.
Давайте оформим свой сад в наших тетрадях.
Нарисуем 5 красных яблок, если испытывал на уроке трудности, 5
жёлтых яблок, если ещё не всё понятно, есть вопросы. И 5 – зелёных, если мне
урок понравился, и я всё понял.
Яблочки, какого цвета выросли в вашем саду?
Путешествуя по волшебному саду, мы не заметили, как попали в
страну геометрических фигур, куда нас приглашает сама принцесса
Геометрия.
Кто живёт в этой стране, мы узнаем на следующем уроке.
6