Читательская конференция
Оценка 5

Читательская конференция

Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
01.06.2017
Читательская конференция
Обсуждение прочитанной книги Елены Ильиничны Крестьяниновой "Ростовские сказки", живое общение с автором, возможность напрямую к нему обратиться, анализ содержания сказок в игровой форме, повторение жанровых особенностей сказки, иллюстрирование сказок, работа с выставкой книг, мотивирование детей к литературному творчеству, к созданию собственных художественных произведений.План проведения I Организационный момент I I Актуализация знаний (работа в группах с пословицей) III Работа со сказками IV Беседа с автором «Ростовских сказок» Е.И.Крестьяниновой VI Кроссворд. Соревнование с автором VII Работа над идейным содержанием сказок Е.И.Крестьяниновой VIII Итог читательской конференции
Читательская конференция.doc
Читательская конференция по книге Елены Ильиничны Крестьяниновой «Ростовские сказки» с приглашением автора разработана и проведена учителем МОУ гимназии имени А.Л.Кекина города Ростова Ярославской области Руфановой Альбиной Николаевной Цель:  ­ познакомить детей с книгой писателя – краеведа, научного сотрудника государственного  музея­заповедника «Ростовский кремль», Е.И.Крестьяниновой «Ростовские сказки»; ­ обсудить особенности «Ростовских сказок»: сюжеты, образность языка, бытовой колорит, ростовскую топонимику; ­ обратить внимание читателей на вечные ценности человеческой жизни: любовь и забота о  родине, честность, материнскую любовь, бережное отношение к природе, ценность  семейного счастья, трудолюбие, ценность человеческой жизни; ­ организовать встречу и живое общение с автором Е.И.Крестьяниновой, человеком  интересной судьбы, научным сотрудником государственного музея­заповедника  «Ростовский кремль», писателем, краеведом, человеком, горячо любящим свою малую  родину и посвятившей изучению её всю свою жизнь. Оборудование (оснащение): 1. Презентация с кратким биографическим очерком жизни Е.И.Крестьяниновой,  фотодокументы. 2. Выставка книг Е.И.Крестьяниновой и её соавтора Г.А.Никитиной. 3. Рисунки детей, иллюстрирующие сказки Е.И.Крестьяниновой. 4. Шкатулка с предметами. 5. Карточки для парной и групповой работы с пословицей и элементами сказок. I   Организационный момент План проведения ­ Сегодня у нас не обычное занятие, сегодня мы с вами проводим читательскую  конференцию, хотя во многом она покажется вам похожей на уроки литературного чтения: выставка книг, обсуждение прочитанного, но… Сегодня мы имеем уникальную возможность встретиться с автором книги «Ростовские сказки» Еленой Ильиничной  Крестьяниновой, задать ей интересующие нас вопросы. Да и сама книга, которую мы с вами читали, необычна: она о ростовцах, о нашей земле, о наших предках. Надеюсь, что  сегодняшняя встреча будет очень интересной. I I   Актуализация знаний (работа в группах с пословицей) ­ Перед вами на столах лежит «рассыпанная» пословица. Надо её собрать. (Сказка –  ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок) ­ О чём же мы сегодня поведём разговор на нашей встрече? (о сказках) ­ Какие бывают сказки? (авторские – народные) ­«Ростовские сказки» вы к каким отнесёте? Почему? ­ Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, богатырские, о животных) ­ А к какому виду вы бы отнесли «Ростовские сказки» Е.И.Крестьяниновой? 1. к волшебным       Докажите. (Много волшебства, превращений и т.д.) 2. к богатырским     Докажите. (В одной из сказок «Девушка и озеро» один из главных  героев богатырь Варос. Правда,  в сказке не описываются его ратные подвиги, а есть  описание, как он живёт и чем занимается в мирное время) Зачитывают 1­й абзац стр. 8 – описание богатыря, его жилища, его занятий и образа жизни  (здесь между ребятами может разгореться дискуссия по поводу того богатырская это  сказка или бытовая, каждый доказывает свою точку зрения, к диалогу привлекается автор) 3. о животных     Докажите. (В одной из сказок «Кошка Муся» главная героиня – это  кошка, сумевшая поймать царя Ройка Первого Кротовича) И в сказке «Рыбак и Водяной»  один из героев – помощников кот Мяун, другой по характеру, чем кошка Муся, но  оказался полезным своему хозяину и выручил, помог выручить его от Водяного. Зачитывают  описание кота стр. 55 последний абзац 4. к бытовым     Докажите. (В «Ростовских сказках» описывается, пусть и вкратце, как  жили и чем занимались ростовцы много лет назад, «во времена богатырские») «Девушка и озеро» ­ 3 дочери златошвейки­кружевницы стр. 9 «Волшебная раковина» ­ рыбный промысел стр. 11, разведение лекарственных да душистых трав с.13 «Две сестры» ­ делом огородным стр.14 «Два купца» ­ торговлей стр. 24 «Мальчик и купец» ­ соляным промыслом стр. 29 «Милуша» ­ квас да пиво варила, сбитень готовила стр. 32 «Рукодельница» ­ мастерскую держала стр. 35 «Волшебный нож» ­ мастер резьбы по дереву стр. 40 «Гриня – Гринечка» ­ сбором грибов «Кошка Муся» ­ огородничество стр. 52 Вывод: в «Ростовских сказках» есть элементы всех видов сказок, поэтому читать их  интересно и познавательно. ­ А какие признаки жанра сказки вы знаете? (участники конференции называют, и термины  появляютя перед ними: сказочный зачин, сказочная концовка, добро всегда побеждает зло,  троекратные повторы, сказочные числа 7,12, животные разговаривают, превращения,  волшебство, сказочные предметы) СКАЗОЧНЫЙ ЗАЧИН ­ Перед вами лежат книги «Ростовские сказки». Приведите из них примеры сказочных  зачинов (участники зачитывают и называют сказку) «Жил в стародавние времена в Ростове вдовый богатый боярин» («Заветный перстень») «Жила – была в Ростове на Золотой горке рукодельница – златошвейка по прозванию  Иголиха» («Рукодельница») «Жил когда – то в Ростове на Подозерье посадский сын Замятинка» («Шкатулка») СКАЗОЧНАЯ КОНЦОВКА «Вот уж радости – то было! Вся семья вместе и душа на месте! А весной, на Красную  горку, в тереме одну за другой три свадьбы сыграли. Дождались внуков Любава с  Ладомиром, жили долго и счастливо» («Три пёрышка») «А Милуша научилась лучший квас да сбитень в Ростове варить и секрет свой не утаивала» («Милуша») «А Любомир с Самушкой стали жить да поживать и много добра они всему Ростову  сделали» («Белый цветок») ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО «Два купца»: обедневший купец с семьёй у дочери Водяного не злато – серебро взял, а  утонувшего мальчика, так как «душа живая дороже любой драгоценности» «Мальчик и купец»: сирота Кручинка из Поречье – села много трудился, разбогател солью  торгуя, женился на дочери приютивших его стариков, и жизнь наладилась «Белый цветок»: доброта и забота материнского сердца побеждают злых родственников,  которые хотели уморить Самушку ТРОЕКРАТНЫЕ ПОВТОРЫ «Кошка Муся»: подданные царя Ройка Первого Кротовича 3 раза приносили вдове взамен  испорченного товара другой (1 – ворохи моркови и свёклы, 2 – кучи изюма, кураги,  браслеты, монисты; 3 – туеса с клюквой, брусникой, грибами) «Рукодельница»: выручила троих животных (зайчика, сокола, медведицу) «Три пёрышка»: 3 пёрышка – соколиное, соловьиное, дятла; 3 сына: Борислав – смелый,  драчливый; Трудолюб – мастеровитый; Златомысл – умный, речистый, сладкопевный. «Волшебная раковина»: Лазора уплыла за 3 моря – Синее, Чёрное, Красное. «Милуша»: трава лечебная – трилистник СКАЗОЧНЫЕ ЧИСЛА: 7, 12 «Волшебный нож»: 12 детей (6 дочек и 6 сыновей) «Три пёрышка»: подарки принесли на 7 подносах «Милуша»: 7 трав для старушки ЖИВОТНЫЕ РАЗГОВАРИВАЮТ «Кошка Муся»: и сама кошка разговаривает и царь Ройк Первый Кротович разговаривает с  бедной вдовой. «Заветный перстень»: говорит щука, чтобы её отпустили ПРЕВРАЩЕНИЯ, ВОЛШЕБСТВО «Девушка и озеро»: девушка превратилась в утку «Волшебная раковина»: восстал из пепла Ростов, и все жители убитые воскресли «Две сестры»: Дея превратилась в каменную бабу, окаменела «Девушка и лев»: Даир был превращён в каменного льва, а потом превратился в льва  живого «Шкатулка»: Миловзора превратилась в чайку «Гриня – Гринечка»: гриб превращается в мальчика СКАЗОЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ­ Какие сказочные предметы вы знаете? (ковёр – самолёт, скатерть – самобранка, сапоги –  скороходы, гусли – самогуды и т.п.) ­ А какие сказочные предметы есть в «Ростовских сказках»? «Мальчик и купец»: стулец летающий «Белый цветок»: цветок оберегающий III   Работа со сказками 1. Шкатулка (ларец) с предметами ­ В «Ростовских сказках» упоминается много предметов. На первый взгляд – это обычные,  знакомые нам предметы, не требующие разъяснений, но это только на первый взгляд. ­ Посмотрите, что я принесла на сегодняшнюю нашу встречу. Что это? (ларец, сундучок,  шкатулка) Это ларец не простой. В нём лежат предметы из «Ростовских сказок». Вы  сейчас, не глядя, будете доставать предмет и вспоминать, из какой он сказки и для чего  предназначался. Кувшин – «Девушка и озеро», в него богатырь Варос тину с озера собирал Камешек – «Две сестры», растущий камешек, изваяние прекрасного юноши Раковина – «Волшебная раковина», принадлежащая морскому царю, позвавшая Лазору за 3 моря Бусы жемчужные – «Шкатулка», т.к. бусинки были собраны не все, Миловзора из  страшной старухи в девушку обернулась, а затем в чайку Соль – «Мальчик и купец», Кручинка соляным промыслом стал заниматься, а на соляное  болото его принёс летающий стулец Кошелёк чёрный – «Мальчик и купец», Кручинка – сирота из Поречья нашёл его на базаре в субботу и отдал потерявшему Полотенце – «Милуша», с ним Милуша в лес за лекарственными травами пошла, его  потом навьи украли, а затем по его образцу наличники вырезать стали для оберега домов Нож – «Волшебный нож», вырезать всякую деревянную посуду, но сначала 6 больших  ложек и6 маленьких. Из­под этого ножа самые лучшие у Надея на весь Ростов ложки –  плошки – тарелицы получались, лёгкие да прочные. Краюшка хлеба – «Волшебный нож», в засуху, в неурожай, в голодный год эта краюшка  хлеба помогла накормить не только семьи Надея с Поляной, но и их соседей. Перстень – «Заветный перстень», его потеряла Дана, когда рвала на озере белые лилии,  его принресла щука в обмен на жизнь Криуше, когда тот её поймал. Гриб – «Гриня – Гринечка», «Какой красивенький грибочек, был бы у меня такой  сыночек!» ­ сказала бездетная женщина и гриб превратился в мальчика. 2. Собери название (работа в группах с использованием сборника «Ростовские  сказки») ­ Мы уже много с вами говорим о «Ростовских сказках», вспомнили сказочные приметы,  сказочные предметы, но у меня случилась неприятность: я приготовила вам названия  сказок, входящих в сборник «Ростовские сказки», а у меня все слова рассыпались и  перепутались. Помогите восстановить. Девушка и Кошка  Мальчик и Волшебный (ая) Два (две) Заветный  Три  Рыбак  Белый  озеро раковина сестры лев купца купец цветок нож перстень пёрышка Водяной Мурся 3. Работа с иллюстрациями детей ­ Названия сказок мы восстановили, а теперь давайте посмотрим, как вы их  проиллюстрировали. Проведём мини – викторину. Вы попробуете по иллюстрации отгадать сказку. А автор иллюстрации объяснит, почему ему именно это захотелось нарисовать. IV    Беседа с автором «Ростовских сказок» Е.И.Крестьяниновой ­ Елена Ильинична, Вам понравились наши иллюстрации? Вы не заскучали у нас в гостях?  Вы знаете, у нас первая встреча с настоящим писателем, поэтому у ребят к Вам много  вопросов, но сначала мы хотели, чтобы Вы нам рассказали немного о себе. (Используется  презентация: биографические материалы можно взять так же из предисловия к  «Ростовским сказкам»  «От автора» и на задней обложке данного сборника. ­Вопросы читателей к автору ­Вопросы автора к читателям  VI    Кроссворд. Соревнование с автором ­ Елена Ильинична, в «Ростовских сказках» очень интересные «говорящие» имена героев.  Мы предлагаем Вам поучаствовать в соревновании в разгадывании кроссворда «Имена».  Посмотрим, кто же быстрее выполнит читатели или автор? Задание сложное. Принимаете  вызов? Приступаем! Задания к кроссворду: 1. Имя колдуна из сказки «Три пёрышка», к которому Борислав, Трудолюб и Златомысл  угодили в плен. 2. Имя девушки из сказки «Волшебная раковина», которая путешествовала за 3 моря. 3. Имя героини из сказки «Девушка и озеро», превратившейся в утку. 4. Имя посадского сына, жившего в Ростове на Подозерье из сказки «Шкатулка». 5. Имя сына боярского из сказки «Три пёрышка», женившегося на Любаве. 6.Имя героини из сказки «Шкатулка», превратившейся в чайку. 7. Имя богатыря из сказки «Девушка и озеро». 8. Имя героини из сказки «Рукодельница», спасшей зайчонка из капкана, сокола из силков,  медведицу от занозы. 9. Имя героя превратившегося из гриба. 10. Его же ласковое имя. 11. Имя одного из 3­х братьев сказки «Три пёрышка» по характеру смелого и драчливого. 12. Имя сироты из Поречья, сказка «Мальчик и купец». 13. Имя дочери вдового богатого боярина из сказки «Заветный перстень», любившей очень  кататься по озеру зимой в санях, летом – на лодочке. 14. Имя одного из 3­х братьев сказки «Три пёрышка» по характеру умного, речистого,  сладкопевного. 15. Имя мальчика из сказки «Белый цветок», которго жадные родственники хотели  отравить. 16. Имя героя из сказки «Заветный перстень», который, как Емеля из сказки «По щучьему  велению», поймал щуку, но отпустил, и она ему добром отплатила. Ответы к кроссворду: 1. Ярозлоб, 2. Лазора, 3. Русинка, 4. Замятинка, 5.Ладомир,  6. Миловзора, 7. Варос, 8. Милолика, 9. Гриня, 10. Гринечка, 11. Борислав, 12.  Кручинка, 13. Дана, 14. Златомысл, 15. Самушка. VII     Работа над идейным содержанием сказок Е.И.Крестьяниновой ­ Заканчивая обсуждение «Ростовских сказок», ещё раз хотелось бы вернуться к пословице, с которой началась наша встреча. Вспомните её. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым  молодцам – урок. ­ Как вы думаете, чему нас учат сказки Елены Ильиничны Крестьяниновой? 1. Любить и заботиться о своей Родине, как богатырь Варос, чистивший озеро «Девушка и  озеро» 2. Любить свою Родину и жить на родной земле, как бы тебя ни манили заморские страны,  как Лазора из «Волшебной раковины» 3. Ценить жизнь человеческую, как семья обедневшего купца из сказки «Два купца» ­ душа  человеческая дороже любой драгоценности. 4. Быть честным, как мальчик, нашедший кошелёк, из сказки «Мальчик и купец». 5. Ценить заботу родительскую и знать, что любовь материнская сильнее всяких бед.  Сказки «Белый цветок», «Три пёрышка». 6. Беречь природу, знать о её богатствах, сказка «Рукодельница». 7. Труд делает человека прекрасным, сказка «Заветный перстень». 8. Ценить семейное счастье. Вся семья вместе, так и душа на месте, сказка «Три пёрышка». VIII    Итог читательской конференции ­ Какую книгу мы сегодня обсуждали? ­ Кто её автор? ­ Что бы вы хотели пожелать Елене Ильиничне? ­ А вам самим не захотелось попробовать сочинить сказку, где бы герои носили такие  интересные имена, где бы действие происходило на нашей ростовской земле, где бы были  превращения, но добро бы всё равно победило зло?! Попробуйте! Спасибо за встречу!  Читатели могут подойти к автору за автографом.

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017