Чтение 2класс "Федорино горе"
Оценка 5

Чтение 2класс "Федорино горе"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
7 кл—8 кл
14.02.2022
Чтение 2класс "Федорино горе"
Чтение 2 класс. К. И. Чуковский «Федорино горе»..docx

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе».

Цель: познакомить детей с новым стихотворением К.И.Чуковского «Федорино горе», продолжить знакомство с творчеством, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность.

Оборудование: цветик- семицветик, учебник, оценочные листы, иллюстрации к сказке, конверты с заданиями, цветные карандаши,  2 блюдца, вырезанные буквы, аудиозапись сказки.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

–  Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют  гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей.  Садитесь за парты.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь.

Набирайтесь ума.

– Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?

   (Ответы детей)        

– Желаю вам удачи  и узнать много интересного на уроке.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель:  Сейчас мы проведём небольшую викторину. Задавать вопросы нам поможет цветик-семицветик. Вы должны внимательно слушать и отвечать на них.

Отрывки из произведений Чуковского. Седьмой отрывок из басни Крылова).

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат,-

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче (Муха-Цокотуха)

Именинница!

2.И прибежала зайчиха

И закричала: "Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! (Айболит)

3.Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили. (Путаница)

4.У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон. (Телефон)

5.Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист. (Мойдодыр)

6.То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград. (Радость)

7. Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!" (Стрекоза и муравей)

Учитель: Какое стихотворение было лишним? Почему? (Потому что этот отрывок из басни Крылова, а остальные Чуковского).

Оценка деятельности.

Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно ответили на все вопросы викторины, то поставьте (+), если вы немного ошиблись, поставьте (!), если вы почти ничего не угадали (-).

III. Определение темы урока.

 Учитель:   Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? О каком авторе пойдет речь? (Ответы детей).

СЛАЙД  1– портрет Чуковского

(Учитель открывает доску. На ней написано Корней Иванович Чуковский. Портрет автора).

Учитель: Верно, сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с творчеством К.И. Чуковского и познакомимся с новым произведением этого автора.

– Какие факты из биографии К.И. Чуковского вы помните? (Ответы детей.)

СЛАЙД  2– посуда

(Учитель открывает другую часть. Под надписью картинки с изображением посуды...)

Учитель: Выскажите своё предположение, о чём пойдёт речь в этом произведении.

Предположение: О посуде.

Учитель: Верно. А кто главный герой этого произведения вы узнаете немного позже.

Работа в парах.

Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.

План урока

1. Прослушать сказку

2. Поработать над содержанием сказки

3. Поработать над выразительным чтением

4. Оценить свою работу на уроке

(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями, читают получившийся план).

Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: если вы не ошиблись, поставьте (+), допустили 1-2 ошибки- (!), если вы не смогли составить план урока, поставьте (-).

Учитель: Немного отдохнём.

Физминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

IV. Работа над сказкой.

– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной бабушкой, о которой поведал нам К.И.Чуковский. А как называется это произведение, вы узнаете сами (на доске висят согласные буквы, вам нужно вставить гласные, чтобы узнать название произведения).

ФДРН ГР

еоио ое         СЛАЙД  3- («Федорино горе»).

Целеполагание: Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

(Познакомиться со сказкой, узнать, что произошло с героями произведения, научиться читать сказку выразительно, узнать новые слова)

Учитель: А вам интересно, как возникло это произведение?

- Послушайте.

        Однажды Корней   Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".

VI. Работа с учебником. СЛАЙД 11

Учитель: Следующий пункт нашего плана: знакомство с новым произведением. Текст вы услышите в аудиозаписи. Но ваша задача не только внимательно слушать, но и внимательно следить по учебнику. Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркнуть непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!

Вопросы по тексту:

Учитель: Вы прослушали произведение «Федорино горе».

Первичная проверка понимания.

– Какое горе произошло у Федоры? (От Федоры сбежала посуда и другие вещи.)

– Почему это произошло? (Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

– На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? (На сказку.) Как вы определили? (Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)

– Почему автор оживил посуду? (Чтобы проучить Федору; Чтобы она не была больше грязнулей; Так интереснее…)

– Для кого была написана эта сказка? (Для детей и взрослых)

– Для чего она была написана, как вы думаете? (Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду)

V. Словарная работа. Работа в группах

Цель: развивать и обогащать речь учащихся.

Учитель: - А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые вам встретились? (Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа, соединив стрелочкой.)

  • Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
  • Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
  • Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
  • Ушат - небольшая кадка с ушами.
  • Прусак – рыжий таракан
  • Сито – предмет домашней утвари для просеивания муки

Группа, которая раньше выполнит задание, будет зачитывать ответ, а остальные проверять и показывать какой-то сигнал, что они согласны с ответом. Так эффективнее и быстрее.

Проверка: СЛАЙД  5, 6, 7, 8, 9, 10 - С РИСУНКАМИ

Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: без ошибок-(+) , 1-2 ошибки- (!), 3 и более – (-).

VI. Выборочное чтение.

Опыт: А сейчас представьте, что вы что-то рассыпали. Как это происходит, мгновенно или нет?  ( падает быстро, а происходит не очень быстро)

Опыт: Высыпаю карандаши.

- Найдите, что в сказке сыплется. (Топоры.)

- Прочитайте теперь, передавая движение голосом.  (Топоры-то, топоры

                                                                                         Так и сыплются с горы.)

Опыт: стучу блюдцами.

- С каким звуком стучат о друг дружку, например, блюдца? (Звонко, как колокольчики.)

- Чуковский этот звук заменил словом, найдите их? Прочитайте, стараясь передать этот звук.  (Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

                   Дзынь! Дзынь!)

- Используя эти два опыта, покажите голосом и интонацией как убегают кастрюля, чайник.

– Оцените свое чтение. (Все удалось–  (+), 1-2 ошибки- (!), 3 и более –( -).

V. Закрепление нового материала.

1).Характеристика Федоры.  СЛАЙД -

  -  Подумайте и скажите какая была Федора?

В начале сказки

В конце сказки

Ленивая

Аккуратная

Неряшливая

Заботливая

Беззаботная

Хозяйственная

-Запишем характеристику главной героини в рабочие тетради.

2). Игра «Вставь пропущенное слово».   СЛАЙД -13

- А сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». Я начну, а вы продолжите. (можно отвечать хором)

1. За лопатою …(метла)

     Вдоль по улице пошла.

 

2.Но, как чёрная … (железная нога)

Побежала, поскакала кочерга.

 

3. Оттого-то мы от бабы

Убежали как от …(жабы).

 

4.Чашки да ложки              СЛАЙД -14

Скачут по …(дорожке).

 

5. А на нем, а на нём

Как на лошади верхом

… (самоварище) сидит

И товарищам кричит.

 

6. Вы подите-ка , немытые, домой,

Я водою вас умою…(ключевой).

 

3). Слово учителя.

 - Изучая творчество Корнея Ивановича Чуковского, Мы ещё раз убедились, что его сказки и  стихи …   СЛАЙД -16

- поучительные

- забавные

 - интересные

- умные

- весёлые

- честные

- выдуманные

- красочные

- детские.

VI. Итог урока.

– С какой сказкой К.И.Чуковского мы познакомились на уроке? («Федорино горе»)

– Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока? Достигли поставленных целей? (познакомились с новым произведением, научились передавать голосом интонацию, выразительно читать)

- Посмотрите на план урока, составленный вами. Все пункты мы выполнили? Ответьте на вопрос.  СЛАЙД -17

- Посмотрите в свои оценочные листы. Поднимите руку, у кого все (+) – поставьте 5, у кого 1-2 (!) – 4.

- Что получилось? Какие были трудности? Кому еще надо постараться? Над чем?

VΙ. Домашнее  задание. 

- Выразительно читать сказку.

-  Нарисуйте обложку к книге «Федорино горе».

 

 


 

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе»

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе»

Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милый!

Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милый!

Ух, сердитая какая, Дыбом волосы стоят

Ух, сердитая какая, Дыбом волосы стоят

Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем

Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем

Скачут по … (дорожке). 5. А на нем, а на нём

Скачут по … (дорожке). 5. А на нем, а на нём
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022