Константин Паустовский
«Похождения жука-носорога»
Чтение с остановками
Краткая аннотация: методическая разработка представляет собой библиотечный урок для обучающихся начальной школы с использованием стратегии развития критического мышления «чтение с остановками», позволяющей пробудить интерес детей к чтению как процессу.
Цель: пробуждение интереса к чтению произведений о Великой Отечественной войне.
Задачи: - углубить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне, об авторе;
- развивать речь, логическое и образное мышление, воображение;
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.
Ход мероприятия:
СЛАЙД 1
В начале урока рекомендуется провести небольшую вступительную беседу, почтить память погибших минутой молчания.
Примерные вопросы для вступительной беседы:
1. Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?
2. Дата начала Великой Отечественной войны?
3. Дата окончания Великой Отечественной войны?
4. Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?
5. Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?
6. Почему люди до сих пор помнят эту войну?
7. Почему наш народ одержал победу над фашизмом?
СЛАЙД 2
Перед чтением рассказа познакомить детей с автором.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство прошло на Украине. Именно там он узнал множество сказок и легенд от своего деда, который раньше был солдатом. В Киеве, столице Украины, Паустовский поступил в университет. Окончив учебу, он приехал в Москву.
Однако налаженная жизнь вскоре прервалась: началась Первая мировая война, а потом революция. Ему пришлось работать и кондуктором трамвая, и рабочим на военном заводе, и санитаром полевого госпиталя. Он много странствовал.
Великую Отечественную войну писатель видел из окопа, работая фронтовым корреспондентом.
Отгадайте загадку:
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
СЛАЙД 3
Верно. Жук-носорог и является героем нашего произведения. А называется оно «Похождения жука-носорога». В 1945 году в газете «Пионерская правда» впервые вышла сказка «Старый жук». Позже автор дал ей другое название, вернее, даже два — «Похождения жука-носорога» и в скобках — «Солдатская сказка».
СЛАЙД 4
Словарная работа:
Противогаз - надеваемое на лицо особое приспособление для защиты от ядовитых газов, дыма.
Шинель - форменное пальто из толстого сукна.
Мундир - военная форменная одежда.
Картуз - головной убор с козырьком, неформенная фуражка.
Ракита - дерево или кустарник семейства ивовых, растут обычно по берегам рек.
Ефрейтор - второе по старшинству звание солдата.
Лазарет - небольшая больница при воинской части.
Пищевое довольствие – пищевое снабжение в армии.
Трофейный – относящийся к имуществу, боеприпасам, захваченным при победе над врагом.
СЛАЙД 5
Чтение с остановками.
1. Давайте прочитаем начало сказки. (Заканчиваем отрывок словами: «Жук быстро перевернулся, стал на ноги, полез под лопух, – испугался, что коршуны его заклюют до смерти»).
Остановка первая. Беседа:
- Кто главные действующие лица? ( Жук, солдат Петр Терентьев, его сын Степан).
- Как жук попал к Стёпе? (Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек).
- Жук был старый или молодой? (Старый).
- Как вы думаете, почему жук так назван – «носорог»? (Рог на носу как у носорога, толстый панцирь как толстая шкура носорога).
СЛАЙД 6
К роду этих жуков относятся более 40 видов, но только один встречается у нас в России.
- Нравилось ли жуку в коробке? (Он стучал, сердился, высовывал лапку, жужжал, «жундел»).
- Как жук оказался у Петра? (Стёпа подарил, когда отец уходил на фронт).
- Что сказал Стёпа отцу на прощанье? («Только ты его не теряй, сбереги»).
- Заботились ли Стёпа и Пётр о жуке? (Да. Стёпа кормил травинками, прорезал в коробке оконце для свежего воздуха. Пётр кормил и поил. «Без воды он, хотя и жук, а прожить не сможет»).
СЛАЙД 7
- Какую «грозу» увидел жук, когда вылез из коробка? Опишите её.
(Бой. Гром – непрерывные залпы орудий. Молнии – вспышки от выстрелов. Яркие дымящиеся звёзды, летающие вокруг – взрывающиеся снаряды. Свистящие жуки, проносящиеся мимо – пули).
- Что за огромные птицы с воем падали с неба, как коршуны? (Вражеские самолёты).
- Испугался жук такой грозы? Что он сделал? (Сначала прикинулся мёртвым и пролежал до утра, потом спрятался под лопухом).
СЛАЙД 8
2. Читаем следующий отрывок со слов «Утром Пётр хватился жука…». Заканчиваем чтение словами: «Месяц Петр пролежал в лазарете, а жука отдали на сохранение польскому мальчику. Мальчик этот жил в том же дворе, где помещался лазарет».
Остановка вторая. Беседа:
- Почему Пётр расстроился, когда потерял жука? («Тут, брат, не насекомое дорого, дорога память»).
- Почему дорог Петру этот бесполезный, на первый взгляд, подарок? (Это память, кусочек Родины. Когда дома ждут, ничего не страшно. Жук-носорог олицетворяет любовь сына к отцу, любовь сына оберегала отца и помогала ему живому вернуться домой).
- Какие детали повествования помогают нам понять, что наши бойцы громят врага, освобождая русские и соседние земли? (Сначала жук замечает, что листья на деревьях уже не те, что в деревне. Вместо листьев берёзы появляются листья тополя и вяза. Потом бойцы говорят: «Пили мы, значит, воду из Дона, Днепра и Буга, а теперь попьем и из Вислы. Больно сладкая в Висле вода». Сладок вкус победы).
- Как жук спас Петра? (Налетел на врага и ударил в глаз).
- Где жил жук, когда Петр с ранением попал в лазарет? (У польского мальчика, жившего рядом с лазаретом).
СЛАЙД 9
3. Читаем последний отрывок со слов: «Из лазарета Петр снова ушел на фронт – рана у него была легкая».
Остановка третья. Беседа:
- Как жук узнал о победе русских солдат? (Оглохший от грома пушек, жук сидел в сумке. Но однажды услышал тишину. Жук вылез из сумки и увидел вместо чёрного дыма сражений яркое солнце в синеве неба. Наступил мир. Бойцы радовались возвращению домой, на родную тихую свою землю).
- Что ответил Пётр, когда Стёпа спросил про жука? («живой он, мой товарищ»).
- Чем же закончились похождения жука? (Узнал родные места и улетел к лес, к своим товарищам).
- Почему автор так определил жанр этого произведения: «солдатская сказка»? Что здесь реального, а что сказочного?
РЕАЛЬНОЕ: Пётр Терентьев ушёл из деревни на войну. Его маленький сын Стёпа подарил отцу старого жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок из-под спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. После победы солдат и жук вернулись домой.
СКАЗОЧНОЕ: Все события описываются с позиции жука-носорога. Уже в зачине сказки чувствуется, что впереди будет много приключений. Сказочное то, что жук «на голос идёт», что спас Петра, напав на немца. Что прошёл всю войну с Петром и вернулся с ним домой (жук-носорог так долго не живёт, максимум – 3-4 месяца отдельные виды).
СЛАЙД 10
- Какие эмоции или настроение вызывает у вас чтение последних страниц этой удивительной сказки? (На глаза наворачиваются слёзы. Радость от того, что война закончилась, и люди могут жить, «вольные и счастливые», возделывать землю, растить детей…).
- Как вы считаете, в чём смысл этой сказки? (Смысл её не в приключениях жука. Эта трогательная книга учит читателя любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друга. Жук – это память о семье и Родине. Для Петра частью Родины на войне становится жук. Частью Родины, за свободу и счастье которой и идёт бой).
- Послушайте, как представляет себе Родину герой стихотворения Константина Симонова «Родина»:
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Дополнительно:
Составление плана из опорных слов:
На доске опорные слова. В том ли порядке стоят? Поставьте в нужной последовательности.
Правильная последовательность:
Подарок.
Жук и бойцы.
Бой глазами жука.
Спаситель.
Победа.
Возвращение домой.
Вспомните пословицы или поговорки по теме сказки (о Родине, о дружбе).
Поговорки могут быть приведены такие:
Кому Родина дорога - тот бьет врага;
Постоим горой за свой край родной;
Дружба да братство - духовное богатство;
Военное содружество крепко отвагой и мужеством;
На чужой стороне друг дороже вдвойне!
Можно дать творческое задание: нарисуйте иллюстрацию к прочитанной сказке.
Смотрим замечательный мультфильм «Солдатская сказка» режиссёра А. Грачёвой, длится 8 минут, фоном идут мелодии песен Великой Отечественной войны: https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.