Чтение с остановками солдатской сказки К.Г. Паустовского "Похождения жука-носорога"
Оценка 4.9

Чтение с остановками солдатской сказки К.Г. Паустовского "Похождения жука-носорога"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл—4 кл
11.04.2020
Чтение с остановками солдатской сказки К.Г. Паустовского "Похождения жука-носорога"
Методическая разработка представляет собой библиотечный урок для обучающихся начальной школы с использованием стратегии развития критического мышления «чтение с остановками», позволяющей пробудить интерес детей к чтению как процессу.
Чтение с остановками солдатской сказки Паустовского Похождения жука-носорога.docx

Константин Паустовский

 «Похождения жука-носорога»

Чтение с остановками

Краткая аннотация: методическая разработка представляет собой  библиотечный урок для обучающихся начальной школы с использованием стратегии развития критического мышления «чтение с остановками», позволяющей пробудить интерес детей к чтению как процессу.

Цель: пробуждение интереса к чтению произведений о Великой Отечественной войне.

Задачи: - углубить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне, об авторе;

- развивать речь, логическое и образное мышление, воображение;

- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

В начале урока рекомендуется провести небольшую вступительную беседу, почтить память погибших минутой молчания.

Примерные вопросы для вступительной беседы:

1.     Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?

2.     Дата начала Великой Отечественной войны?

3.     Дата окончания Великой Отечественной войны?

4.     Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?

5.     Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?

6.     Почему люди до сих пор помнят эту войну?

7.     Почему наш народ одержал победу над фашизмом?

СЛАЙД 2

Перед чтением рассказа познакомить детей с автором.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство прошло на Украине. Именно там он узнал множество сказок и легенд от своего деда, который раньше был солдатом. В Киеве, столице Украины, Паустовский поступил в университет. Окончив учебу, он приехал в Москву.

Однако налаженная жизнь вскоре прервалась: началась Первая мировая война, а потом революция. Ему пришлось работать и кондуктором трамвая, и рабочим на военном заводе, и санитаром полевого госпиталя. Он много странствовал.

Великую Отечественную войну писатель видел из окопа, работая фронтовым корреспондентом.

 

Отгадайте загадку:

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук)

 

СЛАЙД 3

Верно. Жук-носорог и является героем нашего произведения. А называется оно «Похождения жука-носорога». В 1945 году в газете «Пионерская правда» впервые вышла сказка «Старый жук». Позже автор дал ей другое название, вернее, даже два — «Похождения жука-носорога» и в скобках — «Солдатская сказка». 

СЛАЙД 4

Словарная работа:

Противогаз - надеваемое на лицо особое приспособление для защиты от ядовитых газов, дыма.

Шинель - форменное пальто из толстого сукна.

Мундир - военная форменная одежда.

Картуз - головной убор с козырьком, неформенная фуражка.

Ракита - дерево или кустарник семейства ивовых, растут обычно по берегам рек. 

Ефрейтор - второе по старшинству звание солдата.

Лазарет - небольшая больница при воинской части. 

Пищевое довольствие – пищевое снабжение в армии.

Трофейный – относящийся к имуществу, боеприпасам, захваченным при победе над врагом.

СЛАЙД 5

Чтение с остановками.

1.     Давайте прочитаем начало сказки. (Заканчиваем отрывок словами: «Жук быстро перевернулся, стал на ноги, полез под лопух, – испугался, что коршуны его заклюют до смерти»).

Остановка первая. Беседа:

- Кто главные действующие лица? ( Жук, солдат Петр Терентьев, его сын Степан).

- Как жук попал к Стёпе? (Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек).

- Жук был старый или молодой? (Старый).

- Как вы думаете, почему жук так назван – «носорог»? (Рог на носу как у носорога, толстый панцирь как толстая шкура носорога).

 СЛАЙД 6

К роду этих жуков относятся более 40 видов, но только один встречается у нас в России.

- Нравилось ли жуку в коробке? (Он стучал, сердился, высовывал лапку, жужжал, «жундел»).

- Как жук оказался у Петра? (Стёпа подарил, когда отец уходил на фронт).

- Что сказал Стёпа отцу на прощанье? («Только ты его не теряй, сбереги»).

- Заботились ли Стёпа и Пётр о жуке? (Да. Стёпа кормил травинками, прорезал в коробке оконце для свежего воздуха. Пётр кормил и поил. «Без воды он, хотя и жук, а прожить не сможет»).

СЛАЙД 7

- Какую «грозу» увидел жук, когда вылез из коробка? Опишите её.

(Бой. Гром – непрерывные залпы орудий. Молнии – вспышки от выстрелов. Яркие дымящиеся звёзды, летающие вокруг – взрывающиеся снаряды. Свистящие жуки, проносящиеся мимо – пули).

- Что за огромные птицы с воем падали с неба, как коршуны? (Вражеские самолёты).

- Испугался жук такой грозы? Что он сделал? (Сначала прикинулся мёртвым и пролежал до утра, потом спрятался под лопухом).

 

СЛАЙД 8

2. Читаем следующий отрывок со слов «Утром Пётр хватился жука…». Заканчиваем чтение словами: «Месяц Петр пролежал в лазарете, а жука отдали на сохранение польскому мальчику. Мальчик этот жил в том же дворе, где помещался лазарет».

Остановка вторая. Беседа:

- Почему Пётр расстроился, когда потерял жука? («Тут, брат, не насекомое дорого, дорога память»).

- Почему дорог Петру этот бесполезный, на первый взгляд, подарок? (Это память, кусочек Родины. Когда дома ждут, ничего не страшно. Жук-носорог олицетворяет любовь сына к отцу, любовь сына оберегала отца и помогала ему живому вернуться домой).

- Какие детали повествования помогают нам понять, что наши бойцы громят врага, освобождая русские и соседние земли? (Сначала жук замечает, что листья на деревьях уже не те, что в деревне. Вместо листьев берёзы появляются листья тополя и вяза. Потом бойцы говорят: «Пили мы, значит, воду из Дона, Днепра и Буга, а теперь попьем и из Вислы. Больно сладкая в Висле вода». Сладок вкус победы).

-  Как жук спас Петра?   (Налетел на врага и ударил в глаз).

- Где жил жук, когда Петр с ранением попал в лазарет? (У польского мальчика, жившего рядом с лазаретом).

 

СЛАЙД 9

3. Читаем последний отрывок со слов: «Из лазарета Петр снова ушел на фронт – рана у него была легкая».

Остановка третья. Беседа:

- Как жук узнал о победе русских солдат? (Оглохший от грома пушек, жук сидел в сумке. Но однажды услышал тишину. Жук вылез из сумки и увидел вместо чёрного дыма сражений яркое солнце в синеве неба. Наступил мир. Бойцы радовались возвращению домой, на родную тихую свою землю).

- Что ответил Пётр, когда Стёпа спросил про жука? («живой он, мой товарищ»).

- Чем же закончились похождения жука?     (Узнал родные места и улетел к лес, к своим товарищам).

- Почему автор так определил жанр этого произведения: «солдатская сказка»? Что здесь реального, а что сказочного?

РЕАЛЬНОЕ: Пётр Терентьев ушёл из деревни на войну. Его маленький сын Стёпа подарил отцу старого жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок из-под спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. После победы солдат и жук вернулись домой.

СКАЗОЧНОЕ: Все события описываются с позиции жука-носорога. Уже в зачине сказки чувствуется, что впереди будет много приключений. Сказочное то, что жук «на голос идёт», что спас Петра, напав на немца. Что прошёл всю войну с Петром и вернулся с ним домой (жук-носорог так долго не живёт, максимум – 3-4 месяца отдельные виды).

 

СЛАЙД 10

- Какие эмоции или настроение вызывает у вас чтение последних страниц этой удивительной сказки? (На глаза наворачиваются слёзы. Радость от того, что война закончилась, и люди могут жить, «вольные и счастливые», возделывать землю, растить детей…).

- Как вы считаете, в чём смысл этой сказки? (Смысл её не в приключениях жука. Эта трогательная книга учит читателя любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать  друга. Жук – это память о семье и Родине. Для Петра частью Родины на войне становится жук. Частью Родины, за свободу и счастье которой и идёт бой).

- Послушайте, как представляет себе Родину герой стихотворения Константина Симонова «Родина»:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

 

Дополнительно:

Составление плана из опорных слов:

На доске опорные слова. В том ли порядке стоят? Поставьте в нужной последовательности.

Правильная последовательность:

Подарок.

Жук и бойцы.

Бой глазами жука.

Спаситель.

Победа.

Возвращение домой.

 

Вспомните пословицы или поговорки по теме сказки (о Родине, о дружбе).

Поговорки могут быть приведены такие:

Кому Родина дорога - тот бьет врага;

 Постоим горой за свой край родной;

Дружба да братство - духовное богатство;

Военное содружество крепко отвагой и мужеством;

На чужой стороне  друг дороже вдвойне!

 

Можно дать творческое задание: нарисуйте  иллюстрацию к прочитанной сказке.

 

Смотрим замечательный мультфильм «Солдатская сказка» режиссёра А. Грачёвой, длится 8 минут, фоном идут мелодии песен Великой Отечественной войны: https://www.youtube.com/watch?v=ucAGfi006_g


 

Скачано с www.znanio.ru

Константин Паустовский «Похождения жука-носорога»

Константин Паустовский «Похождения жука-носорога»

Великую Отечественную войну писатель видел из окопа, работая фронтовым корреспондентом

Великую Отечественную войну писатель видел из окопа, работая фронтовым корреспондентом

Кто главные действующие лица? (

Кто главные действующие лица? (

Почему дорог Петру этот бесполезный, на первый взгляд, подарок? (Это память, кусочек

Почему дорог Петру этот бесполезный, на первый взгляд, подарок? (Это память, кусочек

Какие эмоции или настроение вызывает у вас чтение последних страниц этой удивительной сказки? (На глаза наворачиваются слёзы

Какие эмоции или настроение вызывает у вас чтение последних страниц этой удивительной сказки? (На глаза наворачиваются слёзы

Бой глазами жука. Спаситель

Бой глазами жука. Спаситель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020