Страхова Инна Александровна,
учитель русского языка и
литературы школы ОФРО «БЭСТ»
г.Алматы
Чтение произведения через призму искусств
Проблема прочтения литературного произведения школьной программы до конца - проблема номер один для учителя литературы. Далеко не все дети дочитывают произведения, им достаточно тех глав, которые проходят на уроке. Как привить ребенку любовь к чтению? Как заставить его прочитать произведение до конца? Как сделать так, чтобы, читая конец произведения, учащиеся помнили его начало? А самое главное, как научить ребенка читать вдумчиво, жить рядом с героем, сопереживать рядом с ним?
Эти вопросы всегда волнуют преподавателей литературы, и каждый находит свой выход, свое решение данной проблемы, работая над способами построения и содержанием интересного урока.
Создавая свой урок, я объединила такие виды искусства, как кино, фотографию, музыку и живопись. Все это можно назвать одним всеобъемлющим словом - ИСКУССТВО. Литература тоже является его составляющей частью. Изучая произведение, мы должны всесторонне раскрыть его. А это можно сделать только тогда, когда ребята видят (фотографии, картины), слышат (музыка), сравнивают (художественные, документальные фильмы), Это соединение искусств на уроке расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус, а самое главное, повышает интерес учащихся к прочтению до конца произведения, предложенного школьной программой. Нынешнее поколение учеников обладает большими возможностями в получении различной информации, и давая индивидуальное задание (подобрать фотографии, найти картины, записать музыку, найти отрывок кинофильма), учитель тем самым повышает интерес ребят к предлагаемой теме, к произведению на данную тему.
На своем уроке я использовала фотографии. И данное стихотворение «Удел фотографа – прекрасные мгновения…», которое написал Сергей Дудник, о фотографе и фотографиях, очень четко показывает нам, что жизнь проходит, а иные моменты мы можем вспомнить только тогда, когда заглянем в старый альбом. В нашем современном мире все привыкли пользоваться электронными носителями информации, но, взяв в руки фотографии, чувствуешь энергетику события, запечатленного на снимке. К данному уроку фотографии флоры и фауны были сделаны учащимися в течении года, и лучшие из них вошли в презентацию, что очень возвысило ребят перед одноклассниками и увеличило интерес к данному виду искусства. Презентацию фотографий о городе Припять делали тоже сами ученики, и, конечно, просмотрев в интернете огромное их количество, это не могло не вызвать у них ужас перед катастрофой, приведшей к такому состоянию город и природу. Любое событие, запечатленное на фотографиях, заставляет учеников задуматься и сделать выводы. Это и есть одна из задач литературы.
Удел фотографа – прекрасные мгновения,
Затвором отсеченные от времени реки…
Судьба фотографа – отбросив все сомнения,
С течением бежать, играя, наперегонки.
Вот подошел к финалу календарный год,
Затвором отсеченные от времени реки…
Наполненные солнцем дни, и дни невзгод,
События, что радость приносили или огрчали.
Но время убежит за горизонт событий,
Оставив след лишь в наших фотоснимках.
И много лет спустя, альбом полузабытый,
На стольких лицах вызовет улыбку.
Фотограф-чудотворец, властелин времен!
Дарить улыбки – не твое ль призвание?
Не даром был ты в этой жизни наделен
Столь непростого ремесла волшебным знанием!
Сергей Дудник
Используя картины художника Сергея Ивановича Калмыкова (1891-1967), я хотела приобщить ребят к миру изобразительного искусства. Полотна этого художника показали ребятам Алма-Ату начала 20 века. Именно живопись обладает исключительно сильным воспитательным потенциалом. Она учит чувствовать, развивает эмоциональную культуру и чуткость людей друг к другу, чего так не хватает нашей бурной эпохе. Картины – одно из средств наглядности, и мы, педагоги, понимаем, что когда ученик увидит, услышит и обсудит, то именно здесь можно ждать результат. При восприятии картин в духовную работу включаются все силы и творческие способности учащихся: чувства, интеллект, память и воображение, чего и добивается учитель на каждом уроке. Рассматривая картины художника, учащиеся не просто соприкасаются с прекрасным, но еще и получают дополнительную информацию по теме данного урока. Знакомство с Алма-Атой начала 20 века по картинам художника – это экскурсия в то время и в тот мир.
Стихотворение «Живописцы» Булата Окуджавы, написанное в 1959 году, очень правильно и красиво говорит нам о том, какую роль играют живописцы. Как, вкладывая душу в свое произведение, они доносят до нас время, события и чувства.
Живописцы.
Живописцы, окуните ваши кисти
В суету дворов арбатских и в зарю,
Чтобы были ваши кисти, словно листья,
Словно листья, словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое,
По традиции забытой городской,
Нарисуйте и прилежно и с любовью,
Как с любовью мы проходим по Тверской.
Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось.
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется…
Что гадать нам: удалось – не удалось?
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
Наше лето, нашу зиму и весну…
Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.
Булат Окуджава
Симфония №9 «Ода к радости» Л.В.Бетховена использовалась мной на уроке для того, чтобы создать определенную атмосферу урока, настроение у учащихся. Музыка на уроке способствует более глубокому пониманию мыслей, чувств, переживаний. После того, как ребята посмотрели фотографии Припяти, отрывок из кинофильма «Сталкер», прочитали отрывок произведения «Пикник на обочине», нужно было выводить их из состояния ужаса. И произведение Бетховена, которое звучало, когда ребята выполняли самостоятельную работу, помогало им вспомнить то прекрасное, что окружает их сейчас, подумать о том, как нужно относиться к природе, чтобы не случилось непоправимое. Музыка призвана помочь углубленному восприятию и пониманию литературного произведения. С помощью музыкального произведения можно менять настроение и настрой урока, ведь дети очень хорошо реагируют на то, что они слышат.
Нынешние дети слушают много разной современной музыки и почти не слушают классику. Поэтому приобщение учащихся к классической музыке – еще одна цель, которую достигает педагог на уроке. Стихотворение о музыке, которое написал Лев Озеров, говорит о том, что музыка, как и литература, часть искусства, поэтому их взаимосвязь не только целесообразна, но и необходима.
Не умею рассказывать музыку,
И не смею рассказывать музыку,
И немею, слушая музыку.
Немота моя – не помеха мне,
А для горести и для смеха мне.
Полнота бытия открывается…
В час, когда слушаю музыку.
Вот и прадед с тобою встречается,
Щедрый, скаред с тобою встречается,
Две эпохи с тобою братаются,
Пусть на час или мгновение
Чудодейственно это явление.
Небеса с землею сближаются,
Лютый холод в зной превращается…
В час, когда я слушаю музыку
Лев Озеров
Кинематографическая культура, к сожалению, в наше время находится не в лучшем состоянии. Учащиеся не так часто смотрят фильмы, которые являются шедеврами кино. Сегодня на телеэкранах идет много всего разного, что смотрят наши дети, и учитель литературы может хотя бы частично изменить вкус и кино культуру учащихся, показывая на уроках литературы «хорошее» кино, которое воспитывает и углубляет знания учащихся. Пусть фильм «Сталкер» является фантастикой, но он очень правдоподобно показывает всю правду жизни, которая может произойти из-за бездумного обращения людей с природой. Художественные фильмы и художественная литература неразрывно связаны друг с другом, поэтому через фильмы можно привить интерес к чтению художественной литературы и наоборот.
В отрывке из стихотворения Юрия Левитанского «Кинематограф» мы видим, какую огромную роль играет кино в жизни каждого человека, ведь именно это искусство доступно и понятно каждому более, чем иное.
Кинематограф.
Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля, начинается кино.
И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
Заставляет меня плакать и смеяться два часа,
Быть участником событий, пить, любить, идти на дно…
План урока.
Тема: А. и Б. Стругацкие «Пикник на обочине». Мотивы экологической катастрофы в пейзажных описаниях романа.
Цели:
- продолжить анализ фрагментов из художественных текстов с точки зрения изображения в них мира природы и взаимоотношений человека и природы; повторить знания по теории литературы (пейзаж, его виды и функции, изобразительно–выразительные средства);
- развивать мышление, речь, память, воображение, внимательность; отрабатывать навыки выразительного беглого чтения, связного полного ответа;
- воспитывать любознательность, активность, добросовестность, внимательное, бережное, разумное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Мы продолжаем тему, которую начали два урока назад, это «Эволюция пейзажа в художественной литературе»
Сегодня на уроке мы продолжим наблюдение над эволюцией пейзажа в литературе на примере фрагментов романа А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине», проанализируем взаимоотношения человека и природы, описанные в нём, и поговорим о последствиях бездумной деятельности человека и причинах обращения писателей к данной теме.
Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку, это слова Антуана де сент Экзюпери из произведения «Маленький принц»:
Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок,
приведи в порядок свою планету…
Антуан де сент Экзюпери, «Маленький принц»
Как вы понимаете эти слова, о чем хотел сказать нам автор?
А начнем мы с повторения пройденной темы, когда мы говорили о совсем нетронутой человеком природе.
Вспомните, в каком произведении мы с вами это видели? (Д Дефо «Робинзон Крузо»)
Через проектор на доске идет презентация фотографий флоры и фауны, а учащиеся читают стихи: А Белый «Солнце», А.А.Фет «Одинокий дуб», А.А.Григорьев «Тополю», А.С.Кушнер «Сирень», А.А.Фет «Бабочка», Б.А.Слуцкий «Лошади в окне», И.А.Бродский «В тот вечер возле нашего огня…»
Проверке домашнего задания. Нужно было выписать в таблицу все виды пейзажей, которые присутствуют в произведении Ю Домбровского «Хранитель древностей». Я предлагаю вам в парах выслушать друг друга и откорректировать свои записи, затем мы выслушаем одну из пар и дополним ответ.
Индивидуальное задание: презентация картин художника Сергея Ивановича Калмыкова (1891-1967) об Алматы: «Городские фонтаны», «Восточный базар», «Вечерний город», «В сквере» и т.д.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Слово учителя
Мы просмотрели с вами два материала, которые радовали нас своими красками и великолепными пейзажами. Мы увидели нетронутый пейзаж и пейзаж мирно сосуществующий рядом с человеком. А сейчас мы с вами познакомимся с произведением Братьев Стругацких «Пикник на обочине», где показаны картины страшной экологической катастрофы, картины Зоны, в которую может превратиться наша Земля, если мы будем бездушно относится к ее богатствам.
Учащимся показывается отрывок из кинофильма «Сталкер», где ребята увидят, во что может превратиться Земля.
2.Работа с текстом.
Прежде, чем прочитать текст, я хочу предложить вам посмотреть несколько картинок, которые не являются иллюстрациями к данному тексту, это реальные фотографии, после реального события, которое произошло через 15 лет после написания произведения «Пикник на обочине», в Чернобыле. Это фотографии города Припять, вернее то, что осталось от него. Но просмотрев их и прочитав текст, вы увидите, что они очень точно повторяют картины, описанные Стругацкими. И я предлагаю вам прочитать отрывок данного произведения с карандашом в руках. Для каждой фотографии в тексте есть строчка, которой можно подписать данную фотографию. Подчеркните их.
Чтение фрагмента из романа А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» с карандашом в руках.
Работа с иллюстрациями.
Беседа:
Скажите, какой вид пейзажа мы видим в данном произведении?
Пейзаж обезображенный человеческим бездумием и бездушием.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Мы прочитали произведение, на примере фотографий убедились, что автор описывает различные виды пейзажей. Я предлагаю вам сейчас заполнить предложенную мною таблицу и построить модель художественного пространства данного произведения. Во время работы учащиеся слушают симфонию №9 «Ода к радости» Л.В.Бетховена.
Модель художественного пространства произведения А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» |
|||
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы |
Наречия и предлоги |
|
|
|
|
Пейзаж годового цикла
|
|
||
Географический пейзаж
|
|
||
Пейзаж вертикального пространства
|
|
||
Пейзаж горизонтального пространства
|
|
||
Спокойный и бурный пейзажи
|
|
||
Естественный и искусственный пейзажи
|
|
||
Реальный и фантастический |
|
V. Этап информации о домашнем задании
1. Написать мини-сочинение.
2. Досмотреть фильм «Сталкер» и сравнить пространство Зоны в кинотексте и в произведении «Пикник на обочине».
VI. Подведение итогов урока
На примере предложенных авторами учебника художественных текстов мы проследили за эволюцией пейзажа в литературе от первозданного, естественного, не тронутого человеком ландшафта до мёртвой радиоактивно заражённой Зоны.
Какой мы можем сделать вывод?
Опустошение природы действиями человека ведёт к её неминуемой гибели. Но складывается впечатление, что природа всё–таки готова быть человеку другом при условии внимательного и бережного к ней отношения. Ведь солнце одинаково на всю землю светит…
Мне хочется вернуться к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, что имел в виду автор данных слов, говоря о порядке на планете? И повернется ли природа лицом к человеку, если он одумается и повернет все свои знания на благо, для сохранения природы?
Этап рефлексии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.