Чтение наизусть. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: создать условия для формирования понимания различий между добром и злом на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст Предметные результаты: научатся: различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков, работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения УУД: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников Тип урока: освоение нового материала Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка книг, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»;.
Иконка файла материала 1 (110).docx
Урок № 16 Тема:    Чтение наизусть. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне                                              и о семи богатырях»  Цель: создать условия для формирования понимания различий между добром и злом на примере  сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», давать краткую  характеристику главным героям, оценку их поступкам; способствовать развитию умений работать с  текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст Предметные результаты:  н а у ч а т с я :   различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику  главных героев, оценку их поступков, работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на  текст; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая  орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения УУД: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя  (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в  совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини­группе (паре), принимать ее,  сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной  задачей. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания;  формулировать свои вопросы и задания для одноклассников  Тип урока: освоение нового материала     Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка книг, аудиоприложение к учебнику  «Литературное чтение»;.                                             Ход урока Этап урока Содержание деятельности учителя I.  Актуализация  опорных  знаний. Проверка  домашнего  задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о  проделанной работе. – Прочитайте аннотацию, составленную к произведению А.  Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». – Разгадайте кроссворд по сказке А. С. Пушкина «Сказка о  мертвой царевне и о семи богатырях». 1. Что подносили богатыри царевне? 2. Какой напиток подавали царевне в доме бога­ тырей? 3. Куда поместили гроб с царевной? 4. Где находился дом богатырей? 5. Кто подсказал царевичу, где находится гроб с царевной? 6. На кого охотились богатыри? 7. Кто отвел царевну в лес? 8. Чем угрожала царица Чернавке? Содержание деятельности ученика Отвечают на  вопросы учителя.  Рассказывают о  выполненной дома  работе. Читают на  оценку. Разгадывают  кроссворд.II. Сообщение  темы урока.  Определение  целей  урока  Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает  сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные  слова III. Словарная работа.  Аналитическо е чтение  сказки Проводит словарную работу по произведению. – Что вы можете рассказать об интересе А. Пушкина к  фольклору? – Вспомните известные пушкинские сказки и расскажите,  почему поэт любил этот жанр устного народного творчества? – Найдите в толковом словаре значение слова «черный».  Укажите, какое значение имеет это слово в следующих  строках: Она, черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. – Составите несколько предложений со словом «черный».  Покажите в своих примерах разные значения этого слова. – Какое значение имеют следующие слова с корнем ­черн­:  Чернавка, черница, чернорабочий, черника, черновик? – Определите значение слова «глубокий» в следующих  предложениях: Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя… – Постой, – Обсуждают тему  урока. Отвечают на  вопросы учителя,  формулируют цель  урока. Под  руководством  учителя определяют задачи чтения и  составляют план  чтения Перечитывают тест произведения.  Отвечают на  вопросы учителя.  Высказывают  предположения.  Работают с  толковым словарем. Черная зависть –  негативная эмоция,  побуждающая  совершать  злонамеренные  действия по  устранению чужого  успеха, благополучия,  радости. Чернавка – служанка, которая выполняет  черную работу. Черница – монахиня. Чернорабочий – тот,  кто выполняет работу, не требующую какой­ либо квалификации  (обычно физически  тяжелую или  грязную). Черника – мелкий  дикорастущийОтвечает ветер буйный, – Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора… – Какое значение имеет слово «положила»  в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и  в современном русском языке не употребляется? Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить… Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – и толпой Понесли в пустую гору… кустарник семейства  брусничных с черными съедобными ягодами. Черновик – черновой  текст. – Глубокая тьма –  ночь. – Глубокая нора –  большая нора под  землей. – Положила –  приказала. – К выделенному слову из данной фразы подберите синонимы  из предложений. Фраза: «Не кручинься же…».  Предложения. – Кручинься – тужит. – Кручинься –  печалься. И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней... Ясный месяц продолжал:  «Погоди, об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай». Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая… – Выделенные слова замените такими, которые произносятся в  современном русском языке. Царь с царицею простился, В путь­дорогу снарядился… Издалече наконец Воротился царь­отец… Коль старушка, будь нам мать, IV. Домашнее  задание Так и будем величать... Объясняет домашнее задание.  Подготовить пересказ любого отрывка. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 29) – Снарядился –  собрался в дорогу. – Величать – называть Внимательно  слушают, задают  уточняющие  вопросыV. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на  уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока  обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке.  Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Какие герои и эпизоды сказки понравились вам более всего? – Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, читая сказку  А. С. Пушкина? – Выигрывает ли повествование благодаря стихотворной форме изложения? Отвечают на  вопросы.  Определяют свое  эмоциональное  состояние на уроке.  Проводят  самооценку,  рефлексию

Посмотрите также