Цель: создать условия для формирования понимания различий между добром и злом на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст
Предметные результаты:
научатся: различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков, работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения
УУД:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.
Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения
Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников
Тип урока: освоение нового материала
Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка книг, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»;.
Урок № 16
Тема: Чтение наизусть. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»
Цель: создать условия для формирования понимания различий между добром и злом на примере
сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», давать краткую
характеристику главным героям, оценку их поступкам; способствовать развитию умений работать с
текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст
Предметные результаты:
н а у ч а т с я : различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику
главных героев, оценку их поступков, работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на
текст; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая
орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения
УУД:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в
совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать ее,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной
задачей.
Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения
Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания;
формулировать свои вопросы и задания для одноклассников
Тип урока: освоение нового материала
Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка книг, аудиоприложение к учебнику
«Литературное чтение»;.
Ход урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
I.
Актуализация
опорных
знаний.
Проверка
домашнего
задания
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о
проделанной работе.
– Прочитайте аннотацию, составленную к произведению А.
Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».
– Разгадайте кроссворд по сказке А. С. Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях».
1. Что подносили богатыри царевне?
2. Какой напиток подавали царевне в доме бога
тырей?
3. Куда поместили гроб с царевной?
4. Где находился дом богатырей?
5. Кто подсказал царевичу, где находится гроб с царевной?
6. На кого охотились богатыри?
7. Кто отвел царевну в лес?
8. Чем угрожала царица Чернавке?
Содержание
деятельности ученика
Отвечают на
вопросы учителя.
Рассказывают о
выполненной дома
работе. Читают на
оценку.
Разгадывают
кроссворд.II. Сообщение
темы урока.
Определение
целей
урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает
сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
III. Словарная
работа.
Аналитическо
е чтение
сказки
Проводит словарную работу по произведению.
– Что вы можете рассказать об интересе А. Пушкина к
фольклору?
– Вспомните известные пушкинские сказки и расскажите,
почему поэт любил этот жанр устного народного творчества?
– Найдите в толковом словаре значение слова «черный».
Укажите, какое значение имеет это слово в следующих
строках:
Она, черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
– Составите несколько предложений со словом «черный».
Покажите в своих примерах разные значения этого слова.
– Какое значение имеют следующие слова с корнем черн:
Чернавка, черница, чернорабочий, черника, черновик?
– Определите значение слова «глубокий» в следующих
предложениях:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя…
– Постой, –
Обсуждают тему
урока. Отвечают на
вопросы учителя,
формулируют цель
урока. Под
руководством
учителя определяют
задачи чтения и
составляют план
чтения
Перечитывают тест
произведения.
Отвечают на
вопросы учителя.
Высказывают
предположения.
Работают с
толковым словарем.
Черная зависть –
негативная эмоция,
побуждающая
совершать
злонамеренные
действия по
устранению чужого
успеха, благополучия,
радости.
Чернавка – служанка,
которая выполняет
черную работу.
Черница – монахиня.
Чернорабочий – тот,
кто выполняет работу,
не требующую какой
либо квалификации
(обычно физически
тяжелую или
грязную).
Черника – мелкий
дикорастущийОтвечает ветер буйный, –
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…
– Какое значение имеет слово «положила»
в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и
в современном русском языке не употребляется?
Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить…
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили – и толпой
Понесли в пустую гору…
кустарник семейства
брусничных с черными
съедобными ягодами.
Черновик – черновой
текст.
– Глубокая тьма –
ночь.
– Глубокая нора –
большая нора под
землей.
– Положила –
приказала.
– К выделенному слову из данной фразы подберите синонимы
из предложений.
Фраза: «Не кручинься же…».
Предложения.
– Кручинься – тужит.
– Кручинься –
печалься.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней...
Ясный месяц продолжал:
«Погоди, об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая…
– Выделенные слова замените такими, которые произносятся в
современном русском языке.
Царь с царицею простился,
В путьдорогу снарядился…
Издалече наконец
Воротился царьотец…
Коль старушка, будь нам мать,
IV. Домашнее
задание
Так и будем величать...
Объясняет домашнее задание.
Подготовить пересказ любого отрывка.
Выполнить задание в рабочей тетради (с. 29)
– Снарядился –
собрался в дорогу.
– Величать – называть
Внимательно
слушают, задают
уточняющие
вопросыV. Итог урока.
Рефлексия
Организует оценку результатов выполнения заданий на
уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока
обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке.
Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало
вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Какие герои и
эпизоды сказки понравились вам более всего?
– Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, читая сказку
А. С. Пушкина?
– Выигрывает ли повествование благодаря стихотворной форме
изложения?
Отвечают на
вопросы.
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уроке.
Проводят
самооценку,
рефлексию