"Что такое антонимы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку ( 2 класс)
Иконка файла материала Что такое антонимы.docx



Тема урока :  Что такое антонимы

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цели урока:

- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

- расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

                                                 Ход урока
I. Организационный момент.
Всем, всем - добрый день!
Прочь отбросим нашу лень.
Улыбнитесь. Подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению.
Глубоко вдохните – выдохните, еще раз.
А теперь произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
II. Актуализация знаний
1. Минутка чистописания. 

 - Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:

(Самомассаж  рук.)

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

Вырос у нас чесночок,                       указательный

Перец, томат, кабачок,                       средний

Тыква, капуста, картошка,                безымянный

Лук и немножко горошка,                 мизинец

Овощи мы собирали,                         сжимание и разжимание

Ими друзей угощали.                        пальцев на обеих руках.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

2.Словарная работа.
Отгадайте загадки, запишите отгадки, выделите орфограммы.
А) Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Б) Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Берёза)
В) Круглые, зеленые на дереве растут,
Лишь бочок краснеет – тут же их сорвут.
Сладкие и спелые соберут в корзинку, 
Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки)
Г) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
Д) Шагаешь – впереди лежит, 
Оглянешься – домой бежит. (Дорога)
Работа в паре: взаимопроверка
Анализ работы: 
- Встаньте, кто все слова написал верно.
Молодцы! 
- Встаньте, кто допустил 1-2 ошибки.
Хорошо! 
- А кто еще ошибается, слова надо выучить.
- Составить предложение с любым словом.
Записать предложение, выделить грамматическую основу.
3.Орфографическая минутка.
Послушайте стихотворение Ю. Жадовской
- Найдите словарные слова в этом стихотворении.
- А как можно назвать эти слова? (Синонимы)
- Что такое синонимы?
III. Самоопределение к деятельности
- А как вы думаете, можно ли к словам «прощай» и «до свидания» подобрать слова не с близким, а с противоположным значением? (Привет, здравствуйте) 
Молодцы!
- Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
- Прочитайте тему урока в учебнике с. 54
- Главный вопрос урока? (Что такое антонимы?)
- Какие учебные задачи поставим перед собой? 
(Узнать, что такое антонимы. Научиться находить антонимы)

IV. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока.   (Что такое антонимы?)

- Кто уже может ответить на этот вопрос?  (Слова противоположные по значению называются антонимами.)

  1. Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

 

 - Вам понравилось стихотворение? Чем?  (Оно весёлое, читается легко.)

- Чем интересны пары слов в стихотворении. (Пары  слов имеют  противоположное лексическое значение.)

- Какие антонимы вам встретились в стихотворении?

- Запишем последнюю пару слов в тетрадь.

- Какие это слова?   (Словарные.)

- Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

Что нужно запомнить в написании этих слов?

2. Словарь антонимов
Ребята, у нас в учебнике есть словарь антонимов (с.142).
Работа в паре: за 1 минуту назвать слова – антонимы
Упр. 71 (с.54)

- Прочитайте текст.

- Почему муравей загрустил?(За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?)

Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)

Как называются слова большой и маленький?

V. Физкультминутка

Физминутка ,конечно, с антонимами.

- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

 Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  - храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!

VI. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Антонимы»
Учитель называет слово и бросает ученику мяч. Ученик должен назвать антоним.
2. СР: упр.72 (по заданию учебника), проверка
VII. Рефлексия. Итог.

-Что узнали об антонимах?

-Какое задание показалось вам наиболее трудным?

-А интересным?

- Какие учебные задачи мы ставили в начале урока?
- Приведите примеры антонимов
Домашнее задание
Найти и написать 4 пословицы, в которых есть антонимы.