Тема урока : Что такое
антонимы
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;
- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
- расширять, уточнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.
Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Всем, всем - добрый день!
Прочь отбросим нашу лень.
Улыбнитесь. Подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки
располагают к приятному общению.
Глубоко вдохните – выдохните, еще раз.
А теперь произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
II. Актуализация знаний
1.
Минутка чистописания.
- Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:
(Самомассаж рук.)
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка, мизинец
Овощи мы собирали, сжимание и разжимание
Ими друзей угощали. пальцев на обеих руках.
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)
2.Словарная работа.
Отгадайте загадки, запишите отгадки, выделите орфограммы.
А) Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Б) Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Берёза)
В) Круглые, зеленые на дереве растут,
Лишь бочок краснеет – тут же их сорвут.
Сладкие и спелые соберут в корзинку,
Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки)
Г) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
Д) Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (Дорога)
Работа в паре: взаимопроверка
Анализ работы:
- Встаньте, кто все слова написал верно.
Молодцы!
- Встаньте, кто допустил 1-2 ошибки.
Хорошо!
- А кто еще ошибается, слова надо выучить.
- Составить предложение с любым словом.
Записать предложение, выделить грамматическую основу.
3.Орфографическая минутка.
Послушайте стихотворение Ю. Жадовской
- Найдите словарные слова в этом стихотворении.
- А как можно назвать эти слова? (Синонимы)
- Что такое синонимы?
III. Самоопределение к деятельности
- А как вы думаете, можно ли к словам «прощай» и «до свидания» подобрать
слова не с близким, а с противоположным значением? (Привет, здравствуйте)
Молодцы!
- Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
- Прочитайте тему урока в учебнике с. 54
- Главный вопрос урока? (Что такое антонимы?)
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
(Узнать, что такое антонимы. Научиться находить антонимы)
IV.
Работа по теме урока.
-
Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое
антонимы?)
- Кто уже может ответить на этот вопрос? (Слова противоположные по значению называются антонимами.)
Добрый
– злой, Маша Лукашкина |
- Вам понравилось стихотворение? Чем? (Оно весёлое, читается легко.)
- Чем интересны пары слов в стихотворении. (Пары слов имеют противоположное лексическое значение.)
- Какие антонимы вам встретились в стихотворении?
- Запишем последнюю пару слов в тетрадь.
- Какие это слова? (Словарные.)
- Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.
Что нужно запомнить в написании этих слов?
2.
Словарь антонимов
Ребята, у нас в учебнике есть словарь антонимов (с.142).
Работа в паре: за 1 минуту назвать слова – антонимы
Упр.
71 (с.54)
- Прочитайте текст.
- Почему муравей загрустил?(За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?)
Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)
Как называются слова большой и маленький?
V. Физкультминутка
Физминутка ,конечно, с антонимами.
- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.
Встать – сесть
Руки вверх – вниз
Наклон вперёд – наклон назад
Наклон вправо – влево
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко
Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол
Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты - храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!
VI. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Антонимы»
Учитель называет слово и бросает ученику мяч. Ученик должен назвать антоним.
2. СР: упр.72 (по заданию учебника), проверка
VII.
Рефлексия. Итог.
-Что узнали об антонимах?
-Какое задание показалось вам наиболее трудным?
-А интересным?
-
Какие учебные задачи мы ставили в начале урока?
- Приведите примеры антонимов
Домашнее задание
Найти
и написать 4 пословицы, в которых есть антонимы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.