Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur4-korr.doc
Литературное чтение Урок 4. Тема раздела: Любимые книги Тема: Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3) Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному,  в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).   Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. Рассказ учащихся о своём городе будущего, обсуждение рисунков. – Что важно было сохранить в городе будущего для автора повести? – Чем отличается представление автора от ваших представлений? – Какой из ваших проектов наиболее близок к авторскому видению будущего  (доказать текстом повести)? © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  1II. Развитие  умений. 2  4  2  2  3  4  1. Работа с произведением Е. Велтистова «Приключения Электроника». 1. Работа с текстом до чтения. 1) Выполнение задания в тетради (урок 4, I.1, II.2). (Т) Задание I.1. Авторская точка зрения заключена в последних двух строчках. 2) Обсуждение названия части 3. 2.      Работа с текстом во время чтения. 1. Самостоятельное чтение текста (гл. I, ч. 3) учащимися вслух. Учитель и дети совместно   ведут   диалог   с   автором.   Учитель   использует   также   приём комментированного чтения. Ночь. Со всего неба смотрят в окно звёзды. Луна спряталась за дом. У школы горит фонарь. – Ты хочешь спать? – Я никогда не сплю. – А что ты будешь делать? – Я буду читать. Давай мне книги. – Какие ты хочешь? Приключения? Про смешное?  (Наверное, это любимые работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  © ООО «Баласс», 2014 2книги Сыроежкина.) – Давай всякие, – говорит Электроник. – И стихи давай. Стихи читать полезно. В каждой букве стихов полтора бита. – Каких таких бита? – удивляется Серёжка. – Бит – единица информации. В разговорной речи одна буква – это один бит. В стихах  – полтора бита. Но это условное  название. Можешь называть  их как хочешь, хоть догами. (Вы поняли, что имел в виду Электроник? Да, в стихах «умещается» больше информации, например, за счёт подтекста.) – Вот тебе целый миллион догов, – говорит Серёжка, доставая с полки книги. – Сейчас я зажгу тебе лампу. А аккумуляторы тебе надо заряжать? – Я пришёл к выводу, что утром было очень сильное напряжение тока, поэтому я так быстро бежал. – А какое у тебя напряжение? – Сто десять вольт. – Ну, дело пустяковое. Сейчас  я возьму трансформатор от холодильника, и будет как раз сто десять вольт. (С каким школьным предметом, скорее всего, дружит Сергей?) Серёжка   тихонько   принёс   из   коридора   трансформатор   и   табуретку,   взял   со стола лампу и устроил друга в шкафу. Разделся, скользнул под одеяло, стал смотреть   на   светлую   щель,   разрезавшую   шкаф   сверху   до   низу.   Он   лежал, смотрел на золотую полоску, и ему очень хотелось встать, заглянуть в шкаф (Почему, вам понятно?) и ещё раз убедиться, не сон ли всё это. Но он слышал тихий шелест страниц, комариное гудение трансформатора, видел два белых провода, змеившихся из шкафа к розеткам, и улыбался в темноте...  (Серёже очень   хорошо,  потому   что   Электроник   рядом   с   ним.)  Вдруг   закружилась перед   его   глазами   огненная   карусель,   подпрыгнули   голубые   шарики, действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. © ООО «Баласс», 2014 3заискрилась золотом лучистая звезда... И Серёжка уснул. ...Он вскочил, услышав щелчок замка, – это ушли родители. Распахнул дверцу шкафа и радостно засмеялся: Электроник дочитывал толстый том.  (Вскочил, распахнул, радостно засмеялся... потому что...) – Доброе утро! – сказал Серёжка. – Есть миллион догов? Электроник поднял голову: – Доброе утро. Пятьсот тысяч сто шестьдесят битов. – Ну и поумнел ты! – уважительно сказал Серёжка. – Сейчас я умоюсь, и мы будем смотреть коллекции. (Интересно, что коллекционирует Сергей?) На столе в кухне лежала записка: «Серёжа! Холодильник сломался. Продукты на окне. Обедай в столовой. Мы придём вовремя. Мама, папа». – Холодильник заработал, – пропел Серёжка, ставя на место трансформатор. – А обедать не хочу! Он   вытащил   из   стола   и   шкафа   свои   ценности  (Не   просто   коллекции   – ценности!), уселся прямо на пол рядом с Электроником. Они рассматривали и обсуждали   космические   марки   разных   стран,   перебрали   коллекцию   значков, сыграли   в   лото   и   в   «Путешествие   по   Марсу»,   смотрели  картинки   в   старых журналах, разгадывали головоломки. Серёжка то и дело хохотал, хлопал друга по плечу. Электроник выигрывал во всём, а головоломки он распутывал, едва к ним притронувшись. – Хочешь, я тебе всё подарю? – предложил Сыроежкин. (Почему Сергею так важно что­то подарить Электронику?) – Зачем? – спокойно возразил Электроник. – Я больше ничего не хочу глотать. – Ну, тогда это будет нашим. Твоё и моё. Да?.. Ой! – Сергей вскочил, взглянул на часы. – Двадцать минут до урока! Он схватил учебник, лихорадочно забормотал: © ООО «Баласс», 2014 4–   Квадрат   гипотенузы   прямоугольного   треугольника   равен   сумме   квадратов катетов. Квадрат гипотенузы... квадрат катетов... – Это теорема Пифагора, – сказал Электроник. – Она очень простая. – Простая­то простая, а у меня в журнале вопрос. И я не учил. Электроник взял бумагу и карандаш и мгновенно нарисовал чертёж. – Вот доказательство Евклида. Есть ещё доказательства методом разложения, сложения, вычитания... Сыроежкин смотрел на друга, как на чародея. – Здорово! – выдохнул он в восхищении. – Мне бы так... Но Сыроежкину пара обеспечена. – Что такое пара? – заинтересовался Электроник. – Ну пара... это двойка... или плохо. – Плохо, – повторил Электроник. – Понятно. Я читал в одной книге: из   любого   положения   есть   выход.   Это   авторитетное   и   проверенное высказывание. – Выход? – Сергей задумался. – Выход есть... – Он прямо взглянул в глаза Электронику и покраснел. – А ты не можешь пойти вместо меня? (Вы поняли, почему Сергей покраснел?) – Я могу, – бесстрастно сказал Электроник.  (Бесстрастно – то есть ... не выражая никаких эмоций, спокойно, равнодушно.) Глаза у Серёжки заблестели. – Давай так, – он облизнул пересохшие вдруг губы. – Сегодня ты будешь Сергей Сыроежкин, а я – Электроник. Смотри! – Серёжка подвёл друга к зеркалу. – Вот ты и я. Слева – я, справа – ты. Теперь я перейду на другую сторону. Смотри внимательно. Ничего не изменилось! Опять справа – ты, а слева – я. Точно? – Точно! – подтвердил Электроник. – Сегодня я – Сергей Сыроежкин. –   Чур­чура,   это   наша   тайна,   –   предупредил   Серёжка.   –   Понимаешь,   тайна! © ООО «Баласс», 2014 5Никому, хоть умри, ни слова. (Почему Сергею важно сохранить в тайне этот договор?) Поклянись самым святым! – Чем? – спросил Электроник. – Ну самым важным. Что для тебя самое важное? Электроник подумал. – Чтоб я не сломался, – промолвил он. – Так и скажи: «Чтоб я сломался, если выдам эту тайну!» Электроник хрипло повторил клятву. –  Слушай   внимательно!   –   сказал   Сергей.   –  Ты   берёшь   портфель   и   идёшь   в школу. Вон она – во дворе. Ты идёшь в седьмой класс «Б» – на первом этаже первая комната налево. Как войдёшь, садишься за вторую парту. Там сижу я, а передо мной Макар Гусев, такой здоровый верзила. Он пристаёт и дразнится, но ты плюнь на него. (То есть отношения с Макаром Гусевым у Сергея... (дети договаривают).   И   что  Сергей   предлагает   Электронику?   –   Не   обращать внимания.)  Дальше всё идёт как по маслу. На первом уроке ты рисуешь, на втором отвечаешь теорему Пифагора, а третий урок – география. Ты знаешь что­нибудь из географии? – Я знаю все океаны, моря, реки, горы, города... – Отлично! Ты запомнил? Электроник повторил задание. Он запомнил всё превосходно. Серёжка   моментально   собрал   портфель   и   выглянул   на   всякий   случай   на площадку: нет ли Макара Гусева? Сверху донёсся топот. Это бежал по лестнице Профессор – Вовка Корольков. – Привет! – крикнул он. – Ты ещё не читал «Программиста­оптимиста»? Там написано, что ты чемпион мира по бегу! (Это шутка или всерьёз?) Сыроежкин пожал плечами: – Подумаешь, чемпион! Вы ещё не то обо мне узнаете! © ООО «Баласс», 2014 6Он вернулся в квартиру и сказал Электронику: – Помнишь эстраду в парке, где мы вчера спаслись от погони? Ты найдёшь её? После уроков приходи туда. 2) Выполнение задания в «Тетради по литературному чтению» (II.3). 3. Работа с текстом после чтения. 1) Беседа после чтения: –   Вы   согласны,   что   встреча   с   Электроником   стала   для   Сергея   настоящим событием? Найдите доказательства в тексте 3­й части. – Так что же знает, умеет, может Электроник? – Как вы думаете, а Сергей ему чем­то интересен? А вам? 2) – О чём мечтает Сыроежкин, отправляя вместо себя в школу Электроника? Письменный ответ на вопрос в тетради (задание III.4, 5). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Самостоятельное   чтение   части   4   (с.   21–25),   задания   III.4,   5   в   тетради (завершение работы). © ООО «Баласс», 2014 7

Посмотрите также