Урок обществознания
в 8 классе по теме:
«Что такое мораль»
Цели и задачи урока.
В ходе урока учащиеся смогут:
· Расширить, систематизировать и углубить свои знания о морали
· Понять сущность понятия «мораль», обосновать его значение в обществе
· Развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явлений
· Закрепить отношение к моральным нормам как важнейшим регуляторам общественной жизни
· Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей
· Отказаться от реализации своих планов за счет других людей
· Понять важность компромисса в общественной жизни
План урока:
1. Понятие «мораль», виды моральных норм
2. Значение моральных норм
3. Нравственный идеал и повседневное поведение
4. Как стать личностью?
5. Соотношение морали и права
6. Моральный выбор. Моральный контроль.
Основные вопросы:
1. Что такое смысл жизни? В чем он состоит?
2. Что такое мораль?
3. Что такое моральная ответственность?
4. Каковы высшие ценности и идеалы?
5. Как стать личностью с большой буквы?
Словарь урока:
· Социальные нормы
· Жизненные цели
· Нравственность
· Нормы морали
· Гуманность
· Моральная ответственность
· Счастье
· «Золотое правило нравственности»
· Принципы морали
· Мораль
· Личность
* Милосердие
· Доброта
· Гуманность
· Сострадание
· Совесть
Эпиграфы урока:
«Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро»
П.Буаст
«Нравственность – это разум сердца»
Гейне
« Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется»
Иоанн Златоуст.
«Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем – то таким, что морально осуждается»
Гегель
Порядок проведения урока.
Этапы урока |
Формы и методы |
Ожидаемые результаты |
Формы контроля и оценивания |
1.Мотивация |
Анализ высказываний. «Мозговой штурм» |
Учащиеся определяют понятие «мораль», обсуждают его сложность и многозначность. |
Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа |
2. «Дерево жизни» |
Работа индивидуально и в малых группах. Заполнение схемы. Представление результатов. |
Учащиеся создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы. |
Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления. |
3.Работа с понятиями |
Работа в группах. Обращение к тексту с понятиями. |
Учащиеся формулируют основные понятия темы. |
Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста. |
4.Изучение основной проблемы |
Работа в группах |
Учащиеся получают представление о моральной ответственности и формируют собственный подход к смыслу жизни. |
Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами. |
5.Закрепление полученных знаний |
Работа с документом. |
Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора. |
Определение на основании документа жизненной позиции автора. |
6.Подведение итогов |
Общая дискуссия. |
Учащиеся размышляют о том, можно ли назвать безнравственной какую-либо историческую эпоху? |
Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии. |
Ход урока.
1.Вступление. Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.
Что самое ценное в человеке? Многие пытались ответить на этот вопрос, но сделать это очень трудно. Что предпочесть? Ум, силу, талант, красоту, смелость? Все качества нужны человеку. Но что же самое главное, самое ценное? Может быть – это добро?
- Что такое добро? Это то, что помогает человеку, природе.
Высшее проявление добра – это мир, любовь, милосердие, умение прощать.
Проявим милосердие к другим,
И совесть, душу вечно сохраним…
Во имя милосердия любви,
Ох, как пути, дороги все трудны…
Земля моя родная благодать,
Желаю я свою любовь отдать,
И милость Божью проявить…
Душу и жизнь. С любовью воскресить…
Пусть милосердие будет иногда,
Как скажем, течет вода всегда,
Да будет наш гуманный этот свет…
Призыв от Бога данный в мой сонет…
О, мир безжалостный, довольно дыр!
Устраивать прилюдно лживый пир ,
Довольно, хватит мрака, черноты…
Нам нужно просто жить для всей мечты…
Пусть возгорится Полярная звезда,
Пусть к нам приходит любовь всегда
Мы милосердие будем проявлять
И в этом соль, и Божья благодать…
2.Обсуждение выполнения домашнего задания:
1) Дома вместе с родителями задуматься о своих жизненных интересах, интересах вашей семьи, заполнив таблицу:
Виды интересов |
Примеры |
Духовные |
Музыка, чтение книг, посещение театра |
Материальные |
Красиво одеться, купить машину |
Сиюминутные |
Посмотреть фильм |
Кратковременные |
Ремонт квартиры |
Долгосрочные |
Дружба, счастье, любовь |
Выступления учеников по заполненной таблице.
2)Прочитать текст «Быть личностью» и письменно в тетради ответить на вопрос «Кто ты?» на стр. 13
Обсуждение ответа на вопрос: Как вы поняли содержание древнего мифа, изложенного в тексте параграфа? Чему он учит?
3. Анализ высказываний о морали, вынесенных как эпиграфы урока.
С какими высказываниями вы согласны?
Наиболее близкое вам выпишите себе в тетрадь.
4.Работа в группах с документами
1)Сила морали.
Ю. А. Шрейдер — современный российский философ
Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими...
Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, понимая, что ему предстоит нелегкий и опасный выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчет вариантов, а ясное понимание, что «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться.
Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено все, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное — избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространенная и самая опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.
Шрейдер Ю. А. Лекции по этике.— М., 1994.— С. 54.
Вопросы и задания: 1. Определите главную идею фрагмента. В каких словах текста вы находите подтверждение вашего мнения? 2. Что дает автору основание подчеркивать значимость установки «...я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать»? О каком непоправимом выборе говорит ученый? Что значит «непоправимый»? 3. Как вы поняли слова: «...добро найдет тебя само»? В каком случае это может произойти? Поясните на примере. 4. От какого искушения призывает избавиться ученый, размышляя о нравственном выборе человека? В чем коварство этого искушения? 5. Что значит — зло маскируется под добро? Встречались ли вы с такой ситуацией? Чем руководствовались в ее разрешении? 6. Изучаемый текст назван «Сила морали». В чем же состоит ее сила?
2)Текст 2. Нравственная жизнь и удовольствие
М. А. Антонович (1835—1918) — русский философ К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни»... Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая насилие природе; поэтому она не жизнь, а тягость, наказание. Обыкновенно предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель, человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить...
Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда и оскорбительней для человеческой природы?.. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к разумной добродетели1, то для того, чтобы сделать свою жизнь полнее, приятнее, богаче удовольствиями, словом, естественнее.
Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир философии.— Ч. 2.—М., 1991.— С. 41—43.
Вопросы и задания: I. Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она противоречит человеческой природе (т. е. сущности человека)? 2. Известно, что представления о «хорошей жизни», описанные автором, всегда были чрезвычайно распространены. Как вы думаете, чего лишают себя люди, придерживающиеся такой точки зрения? 3. Используя содержание отрывка, объясните высказывание: «Человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо,— ничтожество». 4. Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение?
Вопросы и задания: 1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка? 2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто сильнее его? 3. Найдите в данном тексте и выпишите те человеческие качества, которые осуждает автор. Подберите к каждому из них противоположное нравственное качество. Сравните получившийся список с общечеловеческими нравственными идеалами и ценностями приведенными в учебнике. В чем причина расхождений.
5.Домашнее задание
Прочитать п.49 «Что такое мораль?» и письменно в тетради ответить на вопрос№1,2 ,3 на стр. 328
6.Подведение итогов урока.
Мораль начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей. Жить надо, не нарушая норм морали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.