Работа с текстом до чтения.
1. Чтение заголовка и ответы на вопросы.
– Чью сказку мы будем читать?
– Сколько сказок?
– Что вы знаете о Японии? Где находится эта страна?
2. Рассматривание иллюстрации.
– Кого мы видим? Каким художник изобразил крестьянина?
3. Чтение ключевых слов.
В тетради на с. 36 (задание 1) даны ключевые слова обеих сказок.
– Что можно предположить?
– Какого человека называют добрым?
– Давайте проверим наши предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение сказки самостоятельно про себя.
Вопрос после чтения:
– Подтвердились ли наши предположения?
– Крестьянин действительно добрый?
Выслушиваем ответы, но не комментируем.
2. Чтение вслух.
По ходу чтения проводится словарная работа: кадушечки (смотрим на рисунки, с. 31, 32); соя (читаем сноску); купец (торговец, тот, кто продал крестьянину 12 кадушечек сои).
Вопросы после чтения:
– Так можно ли крестьянина назвать добрым? Ведь он жалеет свою
лошадь...
Литературное чтение
Урок 73.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Что высмеивают сказки? Японская сказка «Добрый крестьянин».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
4 1 2
Проверка домашнего задания.
1. Чтение сказки «Честный мальчик» по ролям.
2. Беседа по прочитанным сказкам.
– Назовите сказки о мудрости.
– В какой сказке мудрым был 70летний старик? бедная девушка?
маленькая 7летняя девочка? сказочный персонаж?
Вывод. Мудрость не имеет возраста, не имеет национальности, она не
передаётся по наследству и её не купить за деньги.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 1 2 1 3 4
Работа над сказкой.
1. Работа с текстом до чтения.
1. Чтение заголовка и ответы на вопросы.
– Чью сказку мы будем читать?
– Сколько сказок?
– Что вы знаете о Японии? Где находится эта страна?
2. Рассматривание иллюстрации.
– Кого мы видим? Каким художник изобразил крестьянина?
3. Чтение ключевых слов.
В тетради на с. 36 (задание 1) даны ключевые слова обеих сказок.
– Что можно предположить?
– Какого человека называют добрым?
– Давайте проверим наши предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение сказки самостоятельно про себя.
Вопрос после чтения:
– Подтвердились ли наши предположения?
– Крестьянин действительно добрый?
Выслушиваем ответы, но не комментируем.
2. Чтение вслух.
По ходу чтения проводится словарная работа: кадушечки (смотрим на
рисунки, с. 31, 32); соя (читаем сноску); купец (торговец, тот, кто
продал крестьянину 12 кадушечек сои).
Вопросы после чтения:
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
© ООО «Баласс», 2012
2выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– Так можно ли крестьянина назвать добрым? Ведь он жалеет свою
лошадь...
– Почему же лошадь не смогла дойти до деревни? (Ей пришлось везти не
только все 12 кадушечек, но ещё и самого крестьянина.)
– Что же высмеивает эта сказка? (Глупость, недогадливость.) Значит,
название сказки звучит как вопрос? Всерьёз крестьянина называют добрым?
(Нет, иронически, с насмешкой. Он жалеет старую лошадь, а на самом деле
только хуже ей делает...)
3. Работа с текстом после чтения.
Инсценирование сказки.
а) Подготовительная работа.
– Найдите слова, принадлежащие героям. Пометьте в книге, кому они
принадлежат.
– Подумайте, как пантомимой («немое» действие) изобразить действие
крестьянина. Для этого подчеркните все слова, обозначающие действия.
(Купил, навьючил, взвалил, взобрался, поехал, закричал.)
б) Инсценирование (чтение по ролям и пантомима).
в) Анализ выступлений учащихся.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Можно ли крестьянина назвать положительным героем? (Пожалуй, нет.)
– На чьей стороне составитель сказки? Почему?
– О каких человеческих качествах эта сказка?
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
© ООО «Баласс», 2012
3– Что высмеивает сказка?
– Можно ли сказать, что это размышление о людях вообще, а не только о
японском крестьянине?
– Хочется ли ещё прочитать другие японские сказки?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Пересказать сказку и придумать для неё другой заголовок.
чувства, этического сознания и
готовности совершать позитив
ные поступки, в том числе
речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
4