Чужая речь
Оценка 4.6

Чужая речь

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
04.05.2021
Чужая речь
Тема. Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи. Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ). Цель: выработать алгоритм действия при определении способа передачи чужой речи; обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать способы передачи чужой речи; создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости. Планируемые результаты обучения: Предметные: актуализировать знания по темам «Речь», «Чужая речь», «Способы передачи чужой речи»; овладеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь; различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью; разработать алгоритм действий для выбора способа передачи чужой речи; освоить способ выбора прямой, косвенной и несобственно-прямой речи; Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать тему, цель урока; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий при выполнении задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; оценивать правильность выполнения действий; Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной речи; читать и воспринимать задания; слушать и понимать речь других; сотрудничать с товарищами по группе, в паре; Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива. Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности). Приёмы: использование парных, групповых, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала; приёмы «Необъявленная тема», «Создай паспорт». Используемое оборудование: Лист оценивания (Приложение 1) УМК: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. - М.: Просвещение, 2016. Сценарий урока І. Организационный момент (класс разбит на 4 группы по 4-5 человек, учащиеся сидят так, чтобы можно было работать и в паре; каждая группа имеет комплект пронумерованных карточек). ІІ. Мотивация к учебной деятельности Цель: включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. – Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас энергичными, открытыми, воодушевлёнными. Желаю, чтобы новые знания были для вас интересными, а совместная работа в парах, группах вызывала удовлетворение и радость! – Давайте откроем тетради и запишем число. Обратите внимание: тема урока на доске не записана. (Приём «Необъявленная тема») ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. – С определения темы мы и начнём работу на уроке открытия новых знаний. Предлагаю поработать в парах. – Скажите, что такое речь? (Речь – многозначное понятие. В своем первичном значении оно определяется как способность говорить, сам процесс говорения. В иных значениях речь – это стиль языка; ведение разговора, беседы; публичное выступление). – Давайте составим кластер, вспоминая значения слова «речь». 1. Составление кластера – Слово речь – ключевое слово в теме нашего урока. Кстати, какой частью речи оно является? Вот только определения для нашего существительного не хватает. Подобрать его нам поможет лексический тренинг. 2. Лексический тренинг – Прочитайте слова, написанные на доске, постарайтесь запомнить. (Доска закрывается). Запишите в столбик слова по памяти, но в том же порядке. Если вам будет нужна моя помощь, обращайтесь. Записали? Озвучьте. Родная широкая мягкая Молодцы! пассивная бледная – Какой частью речи являются данные слова? Подберите к ним антонимы. Какое слово мы получим, если прочитаем первые буквы слов второй колонки? (Чужая. Чужая речь) А что значит чужая речь? Подберите контекстуальные синонимы. Чья-то; речь, принадлежащая кому-то… 3. Работа с учебником (§ 66, с.224) – знакомство с понятием «чужая речь» – Кто же озвучит тему нашего урока? (Ребята предлагают свои варианты) Да, мы сегодня будем говорить о чужой речи, точнее о способах её передачи. 4. Запись темы урока «Способы передачи чужой речи» (1-я часть), учащимся предлагается озвучить цель урока, учитель корректирует. 5. Литературная разминка (Карточка № 1) Задание. Вспомните, из какого произведения данные предложения? Назовите автора и жанр. (Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль») Кому из героев принадлежат реплики? Установите соответствие. 6. Стародум Е. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ключ для проверки: 1 – Г, 2 – В, 3 – А, 4 – Б, 5 – Е, 6 – Д. IV. Выявление места и причины затруднения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. – Скажите, ребята, а тема нашего урока для вас совершенно новая? Верно, вы знаете некоторые способы передачи чужой речи. Попробуем вместе воскресить их в памяти. (Учащиеся называют способы, обращаются к учебнику (§67, с.227), учитель помогает в случае затруднения) 1. Работа в группах (Карточка № 2, 5-я строка пустая) Давайте заполним вторую колонку примерами. (Карточка № 2 «Примеры») Примеры предложений с разными способами передачи чужой речи напечатаны на отдельных листочках, на обратной стороне двойной скотч) 2. Игра «Лото» (Необходимо найти место для примера - работа в группах) – Но прежде скажите, в основе какого художественного произведении, прочитанного в этом году, лежит история Пугачёвского бунта? Назовите автора и жанр. (А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»). Молодцы! Предложения для колонки «Примеры» 1. «А что за человек этот Пугачёв?» – спросила комендантша. 2. По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая. 3. Меня спросили о моём имени и звании. 4. Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику. 5. – Вы отлично справились с заданием. Давайте поаплодируем друг другу! Физкультминутка (упражнения для исправления нарушений осанки) – Вы обратили внимание, что пятая строка у нас свободна. О чём это говорит? Действительно, есть ещё один способ передачи чужой речи с необычным названием – несобственно-прямая речь! (Ребята наклеивают листочек с названием этого способа в 1-й колонке таблицы) 3. Запись 2-й части темы урока – «Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи», учащимся предлагается озвучить цель, учитель корректирует. – Итак, что мы знаем о прямой речи? О косвенной? (Ребята отвечают). Спасибо! Для начала совсем неплохо. – А в чём наша проблема? Да, мы пока ничего не знаем о несобственно-прямой речи? Какие пути решения проблемы вы можете предложить, если учесть, что правила в учебнике нет? (Ребята называют пути решения проблемы. Один из них – приведение примера. Учитель раздаёт каждой группе карточку с примером для пятой строки). Меня спросили о моём имени и звании. 2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая. 3. Предложения с прямой речью «А что за человек этот Пугачёв?» – спросила комендантша. 4. Предложения с косвенной речью Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику. 5.Несобственно-прямая речь Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, — вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Бедная воспитанница была не что иное, как слепая помощница разбойника, убийцы старой ее благодетельницы!.. Горько заплакала она в позднем, мучительном своем раскаянии. V. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) 1. Продуктивный диалог – Кто узнал цитату? И что связывает её с предыдущими примерами таблицы? (Автор – А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама») – Как вы думаете, почему этот способ передачи чужой речи получил такое название? – Какие знаки препинания преобладают в отрывке из «Пиковой Дамы»? – Для какого стиля речи, судя по всему, характерна несобственно-прямая речь? (Для художественного) 2. Приём «Создай паспорт». Работа в группах. (Приложение 2) (Каждая группа получает свой текст о несобственно-прямой речи. Прочитав текст, создаёт краткую характеристику изучаемого понятия, сравнивает его с другими сходными понятиями – прямой и косвенной речью) VI. Первичное закрепление (разработка алгоритма действий для выбора способа передачи чужой речи с помощью учителя). Способы передачи чужой речи VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение 1. Задание. Опираясь на алгоритм, определить способ передачи чужой речи. Работа в паре. (Карточка № 3) 1) Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу. (КР) 2) Витя взволнованно смотрел на Мишу, державшего в руке книгу. Уж очень хотелось ему прочитать эту книгу! (НСП) 3) Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу». (ПР) 2. Проверка работы, оценивание 3. Игра «Шифровальщики» – Ребята, давайте поиграем в шифровальщиков: зашифруем предложения. Как? Каждому способу передачи чужой речи мы дадим свой номер: прямая речь – 1 косвенная речь – 2 несобственно-прямая – 3 Примеры: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»», – думал я… (Л.Н.Толстой) Я сказал, что не я её кавалер. (Л.Н.Толстой) Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать. (Л.Н.Толстой) «Подать свежих шпицрутенов!» – крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. (Л.Н.Толстой) Не прошло трех недель с той поры, как она в первый раз увидела в окошко молодого человека, — и уже она была с ним в переписке, — и он успел вытребовать от нее ночное свидание! Она знала имя его потому только, что некоторые из его писем были им подписаны; никогда с ним не говорила, не слыхала его голоса, никогда о нем не слыхала... до самого сего вечера. Странное дело! (А.С.Пушкин) «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», – думал он про полковника. (Л.Н.Толстой) Она вышла и взглянула на часы: было без пяти минут шесть. Н она удивилась, что время идет так медленно, и ужаснулась, что до полуночи, когда разъедутся гости, осталось еще шесть часов. Куда убить эти шесть часов? Какие фразы говорить? Как держать себя с мужем? (Чехов). – Напомните себе, из какого произведения взята большая часть примеров для игры? (Л.Н.Толстой. «После бала») Шифр: 1 2 2 1 3 1 3 Самооценивание: на полях учащийся ставит карандашом «5» (работа выполнена без ошибок), «4» (имеется 1 ошибка), «3» (допущено 2-3 ошибки). VIII. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. – Подходит к концу наш урок. Пора подвести итоги. – Стал ли он для вас уроком открытия? Что нового для себя вы сегодня открыли? – Чему учились на уроке? Что было для вас самым полезным? Что было трудным? – Заполните лист самооценки. Напротив каждого утверждения поставьте «!», если у вас не было затруднений, и «?», если вы в чем-то сомневаетесь. – Урок открытия нового знания хочу завершить словами русского театрального режиссёра, актёра и педагога Константина Сергеевича Станиславского: «День, в который вы не узнали для себя ничего нового, прошел впустую». Надеюсь, наш урок не прошёл впустую! – Спасибо за работу! IX. Домашнее задание: 1. Выучить § 66, с.224, § 67, с.227 . 2. Выписать из повести Н.В. Гоголя «Шинель» 2-3 примера предложений: с несобственно-прямой речью (учащиеся, имеющий высокий и достаточный уровень учебных достижений); с прямой речью (учащиеся, имеющий средний уровень учебных достижений). Приложение 1 Лист самооценки 7. Я знаю, какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью 8. Я понимаю, что такое предложения с косвенной речью 9. Я понимаю, что такое несобственно-прямая речь 10. Я могу объяснить, что такое несобственно-прямая речь Приложение 2 Тексты для групп (Приём «Создай паспорт») Группа 1. Несобственно-прямая речь возникла и развилась в недрах художественной литературы и является её специфическим средством. Первым в русской литературе широко использовал эту форму речи А.С. Пушкин. Сущность несобственно-прямой речи заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Группа 2. Несобственно-прямая речь — это непрямой способ передачи чужого высказывания, близкий к самому этому высказыванию, позволяющий тонко, как бы изнутри характеризовать героя, проникать в его внутренний мир, косвенно оценивать его поступки, поведение, речевую манеру героя и т.д. Речь персонажа как бы облекается авторской речью и воспроизводится в формах последней. Используя несобственно-прямую речь, автор словно перевоплощается в героя, оставаясь в то же время в рамках своей авторской речи. Поэтому очень часто несобственно-прямая речь естественно и незаметно переходит в прямую речь персонажа. Группа 3. Несобственно-прямая речь занимает промежуточное положение между прямой и косвенной речью. Несобственно-прямая речь принадлежит автору, все местоимения и формы лица глагола оформлены в ней с точки зрения автора, т. е. как в косвенной речи. Но в то же время несобственно-прямая речь имеет яркие лексико-синтаксические и стилистические особенности прямой речи персонажа. В отличие от косвенной речи несобственно-прямая речь оформляется не как придаточная часть при глаголе речи, а как самостоятельное предложение. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Группа 4. Шипит фитиль лампы... Стеша сейчас на кухне, войдет — только что от печи, все лицо в румянце, если прижаться — кожа горячая... Что-то долго она там? Хорошо дома! (Тендряков). В трех последних предложениях этого отрывка передается чужая речь как несобственно-прямая. Несобственно-прямая речь не имеет специальных синтаксических форм. С косвенной речью её сближает употребление местоимений, с прямой речью — сравнительная свобода в передаче особенностей чужой речи: в несобственно-прямой речи могут передаваться различные интонационные типы речи, в том числе различные конструкции вопросительных и восклицательных предложений; междометные предложения, обращения, различные частицы, характерные для живой разговорной речи, которые в косвенной речи переданы быть не могут. Гораздо свободнее, чем в косвенной, передаются в несобственно-прямой речи и различные фразеологические обороты и несвободные синтаксические модели, характерные для живой разговорной речи. Группа 5. Несобственно-прямая речь – это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как приём сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ подачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования. Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи — форма вопросительных и восклицательных предложений, выделяющихся в эмоциональном и интонационном отношении на фоне авторского повествования. Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой). Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал
Тема.docx

Тема. Способы передачи чужой речи.

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ).

Цель: выработать алгоритм действия при определении способа передачи чужой речи; обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать способы передачи чужой речи; создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

·         актуализировать знания по темам «Речь», «Чужая речь», «Способы передачи чужой речи»;

·         овладеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь;

·         различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью;

·         разработать алгоритм действий для выбора способа передачи чужой речи;

·         освоить способ выбора прямой, косвенной и несобственно-прямой речи;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

·         уметь самостоятельно формулировать тему, цель урока;

·         уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

·         проговаривать последовательность действий при выполнении задания;

·         вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

·         оценивать правильность выполнения действий;

Коммуникативные УУД:

·         уметь оформлять свои мысли в устной речи;

·         читать и воспринимать задания;

·         слушать и понимать речь других;

·         сотрудничать с товарищами по группе, в паре;

Познавательные УУД:

·         уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

·         добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

Личностные:

·         уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

·         формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Приёмы: использование парных, групповых, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала; приёмы «Необъявленная тема», «Создай паспорт».

Используемое оборудование:

·         Лист оценивания (Приложение 1)

УМК: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. - М.: Просвещение, 2016.

 

Сценарий урока

І. Организационный момент (класс разбит на 4 группы по 4-5 человек, учащиеся сидят так, чтобы можно было работать и в паре; каждая группа имеет комплект пронумерованных карточек).

ІІ. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

– Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас энергичными, открытыми, воодушевлёнными. Желаю, чтобы новые знания были для вас интересными, а совместная работа в парах, группах вызывала удовлетворение и радость!

– Давайте откроем тетради и запишем число. Обратите внимание: тема урока на доске не записана. (Приём «Необъявленная тема»)

ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

– С определения темы мы и начнём работу на уроке открытия новых знаний. Предлагаю поработать в парах.

– Скажите, что такое речь? (Речь – многозначное понятие. В своем первичном значении оно определяется как способность говорить, сам процесс говорения. В иных значениях речь – это стиль языка; ведение разговора, беседы; публичное выступление).

– Давайте составим кластер, вспоминая значения слова «речь».

1. Составление кластера











– Слово речь – ключевое слово в теме нашего урока. Кстати, какой частью речи оно является? Вот только определения для нашего существительного не хватает. Подобрать его нам поможет лексический тренинг.

2. Лексический тренинг

– Прочитайте слова, написанные на доске, постарайтесь запомнить. (Доска закрывается). Запишите в столбик слова по памяти, но в том же порядке. Если вам будет нужна моя помощь, обращайтесь. Записали? Озвучьте. Родная

широкая

мягкая Молодцы!

пассивная

бледная

– Какой частью речи являются данные слова? Подберите к ним антонимы.

Какое слово мы получим, если прочитаем первые буквы слов второй колонки? (Чужая. Чужая речь) А что значит чужая речь? Подберите контекстуальные синонимы.

Чья-то; речь, принадлежащая кому-то…

3. Работа с учебником (§ 66, с.224) – знакомство с понятием «чужая речь»

– Кто же озвучит тему нашего урока? (Ребята предлагают свои варианты) Да, мы сегодня будем говорить о чужой речи, точнее о способах её передачи.

4. Запись темы урока «Способы передачи чужой речи» (1-я часть), учащимся предлагается озвучить цель урока, учитель корректирует.

5. Литературная разминка (Карточка № 1)

ЗаданиеВспомните, из какого произведения данные предложения? Назовите автора и жанр. (Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль») Кому из героев принадлежат реплики? Установите соответствие.

6. Стародум

Е. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться.

 

Ключ для проверки: 1 – Г, 2 – В, 3 – А, 4 – Б, 5 – Е, 6 – Д.

IVВыявление места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

– Скажите, ребята, а тема нашего урока для вас совершенно новая? Верно, вы знаете некоторые способы передачи чужой речи. Попробуем вместе воскресить их в памяти.

(Учащиеся называют способы, обращаются к учебнику (§67, с.227), учитель помогает в случае затруднения)

1. Работа в группах (Карточка № 2, 5-я строка пустая)

Давайте заполним вторую колонку примерами. (Карточка № 2 «Примеры») Примеры предложений с разными способами передачи чужой речи напечатаны на отдельных листочках, на обратной стороне двойной скотч)

2. Игра «Лото» (Необходимо найти место для примера - работа в группах)

– Но прежде скажите, в основе какого художественного произведении, прочитанного в этом году, лежит история Пугачёвского бунта? Назовите автора и жанр. (А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»). Молодцы!

Предложения для колонки «Примеры»

1. «А что за человек этот Пугачёв?» – спросила комендантша.

2. По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.

3. Меня спросили о моём имени и звании.

4. Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику.

5.

 

 

– Вы отлично справились с заданием. Давайте поаплодируем друг другу!

Физкультминутка (упражнения для исправления нарушений осанки)

– Вы обратили внимание, что пятая строка у нас свободна. О чём это говорит? Действительно, есть ещё один способ передачи чужой речи с необычным названием – несобственно-прямая речь! (Ребята наклеивают листочек с названием этого способа в 1-й колонке таблицы)

3. Запись 2-й части темы урока  «Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи», учащимся предлагается озвучить цель, учитель корректирует.

– Итак, что мы знаем о прямой речи? О косвенной? (Ребята отвечают). Спасибо! Для начала совсем неплохо.

– А в чём наша проблема? Да, мы пока ничего не знаем о несобственно-прямой речи? Какие пути решения проблемы вы можете предложить, если учесть, что правила в учебнике нет? (Ребята называют пути решения проблемы. Один из них – приведение примера. Учитель раздаёт каждой группе карточку с примером для пятой строки).

Меня спросили о моём имени и звании.

 

2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения

По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.

3. Предложения с прямой речью

«А что за человек этот Пугачёв?» – спросила комендантша.

4. Предложения с косвенной речью

Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику.

5.Несобственно-прямая речь

Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, — вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Бедная воспитанница была не что иное, как слепая помощница разбойника, убийцы старой ее благодетельницы!.. Горько заплакала она в позднем, мучительном своем раскаянии.

 

V. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

1. Продуктивный диалог

– Кто узнал цитату? И что связывает её с предыдущими примерами таблицы?

(Автор – А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама»)

– Как вы думаете, почему этот способ передачи чужой речи получил такое название?

– Какие знаки препинания преобладают в отрывке из «Пиковой Дамы»?

– Для какого стиля речи, судя по всему, характерна несобственно-прямая речь? (Для художественного)

2. Приём «Создай паспорт». Работа в группах. (Приложение 2)

(Каждая группа получает свой текст о несобственно-прямой речи. Прочитав текст, создаёт краткую характеристику изучаемого понятия, сравнивает его с другими сходными понятиями – прямой и косвенной речью)

VI. Первичное закрепление (разработка алгоритма действий для выбора способа передачи чужой речи с помощью учителя).

Способы передачи чужой речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. Задание. Опираясь на алгоритм, определить способ передачи чужой речи. Работа в паре. (Карточка № 3)

1) Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу. (КР)

2) Витя взволнованно смотрел на Мишу, державшего в руке книгу. Уж очень хотелось ему прочитать эту книгу! (НСП)

3) Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу». (ПР)

2. Проверка работы, оценивание

3. Игра «Шифровальщики»

– Ребята, давайте поиграем в шифровальщиков: зашифруем предложения. Как? Каждому способу передачи чужой речи мы дадим свой номер:

прямая речь – 1

косвенная речь – 2

несобственно-прямая – 3

Примеры:

·         «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»», – думал я… (Л.Н.Толстой)

·         Я сказал, что не я её кавалер. (Л.Н.Толстой)

·         Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать. (Л.Н.Толстой)

·         «Подать свежих шпицрутенов!» – крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. (Л.Н.Толстой)

·         Не прошло трех недель с той поры, как она в первый раз увидела в окошко молодого человека, — и уже она была с ним в переписке, — и он успел вытребовать от нее ночное свидание! Она знала имя его потому только, что некоторые из его писем были им подписаны; никогда с ним не говорила, не слыхала его голоса, никогда о нем не слыхала... до самого сего вечера. Странное дело! (А.С.Пушкин)

·         «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю»,  думал он про полковника. (Л.Н.Толстой)

·         Она вышла и взглянула на часы: было без пяти минут шесть. Н она удивилась, что время идет так медленно, и ужаснулась, что до полуночи, когда разъедутся гости, осталось еще шесть часов. Куда убить эти шесть часов? Какие фразы говорить? Как держать себя с мужем? (Чехов). 

– Напомните себе, из какого произведения взята большая часть примеров для игры? (Л.Н.Толстой. «После бала»)

Шифр: 1 2 2 1 3 1 3

Самооценивание: на полях учащийся ставит карандашом «5» (работа выполнена без ошибок), «4» (имеется 1 ошибка), «3» (допущено 2-3 ошибки).

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

– Подходит к концу наш урок. Пора подвести итоги.

– Стал ли он для вас уроком открытия? Что нового для себя вы сегодня открыли?

– Чему учились на уроке? Что было для вас самым полезным? Что было трудным?

– Заполните лист самооценки. Напротив каждого утверждения поставьте «!», если у вас не было затруднений, и «?», если вы в чем-то сомневаетесь.

– Урок открытия нового знания хочу завершить словами русского театрального режиссёра, актёра и педагога Константина Сергеевича Станиславского: «День, в который вы не узнали для себя ничего нового, прошел впустую». Надеюсь, наш урок не прошёл впустую!

– Спасибо за работу!

IX. Домашнее задание:

1. Выучить § 66, с.224, § 67, с.227 .

2. Выписать из повести Н.В. Гоголя «Шинель» 2-3 примера предложений:

·         с несобственно-прямой речью (учащиеся, имеющий высокий и достаточный уровень учебных достижений);

·         с прямой речью (учащиеся, имеющий средний уровень учебных достижений).

 

Приложение 1

Лист самооценки

7.

 

Я знаю, какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью

 

8.

Я понимаю, что такое предложения с косвенной речью

 

9.

Я понимаю, что такое несобственно-прямая речь

 

10.

Я могу объяснить, что такое несобственно-прямая речь

 

 

 

Приложение 2

Тексты для групп (Приём «Создай паспорт»)

Группа 1.

Несобственно-прямая речь возникла и развилась в недрах художественной литературы и является её специфическим средством. Первым в русской литературе широко использовал эту форму речи А.С. Пушкин. 

Сущность несобственно-прямой речи заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика.

Группа 2.

Несобственно-прямая речь — это непрямой способ передачи чужого высказывания, близкий к самому этому высказыванию, позволяющий тонко, как бы изнутри характеризовать героя, проникать в его внутренний мир, косвенно оценивать его поступки, поведение, речевую манеру героя и т.д. Речь персонажа как бы облекается авторской речью и воспроизводится в формах последней. Используя несобственно-прямую речь, автор словно перевоплощается в героя, оставаясь в то же время в рамках своей авторской речи. Поэтому очень часто несобственно-прямая речь естественно и незаметно переходит в прямую речь персонажа.

Группа 3.

Несобственно-прямая речь занимает промежуточное положение между прямой и косвенной речью. Несобственно-прямая речь принадлежит автору, все местоимения и формы лица глагола оформлены в ней с точки зрения автора, т. е. как в косвенной речи. Но в то же время несобственно-прямая речь имеет яркие лексико-синтаксические и стилистические особенности прямой речи персонажа. В отличие от косвенной речи несобственно-прямая речь оформляется не как придаточная часть при глаголе речи, а как самостоятельное предложение.

Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос.

Группа 4.

Шипит фитиль лампы... Стеша сейчас на кухне, войдет — только что от печи, все лицо в румянце, если прижаться — кожа горячая... Что-то долго она там? Хорошо дома! (Тендряков).

В трех последних предложениях этого отрывка передается чужая речь как несобственно-прямая.

Несобственно-прямая речь не имеет специальных синтаксических форм. С косвенной речью её сближает употребление местоимений, с прямой речью — сравнительная свобода в передаче особенностей чужой речи: в несобственно-прямой речи могут передаваться различные интонационные типы речи, в том числе различные конструкции вопросительных и восклицательных предложений; междометные предложения, обращения, различные частицы, характерные для живой разговорной речи, которые в косвенной речи переданы быть не могут.

Гораздо свободнее, чем в косвенной, передаются в несобственно-прямой речи и различные фразеологические обороты и несвободные синтаксические модели, характерные для живой разговорной речи.

Группа 5.

Несобственно-прямая речь – это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как приём сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ подачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования.

Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи — форма вопросительных и восклицательных предложений, выделяющихся в эмоциональном и интонационном отношении на фоне авторского повествования. Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой).








 

Тема. Способы передачи чужой речи

Тема. Способы передачи чужой речи

УМК: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /

УМК: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /

Какой частью речи являются данные слова?

Какой частью речи являются данные слова?

Ребята наклеивают листочек с названием этого способа в 1-й колонке таблицы) 3

Ребята наклеивают листочек с названием этого способа в 1-й колонке таблицы) 3

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение 1

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение 1

Самооценивание: на полях учащийся ставит карандашом «5» (работа выполнена без ошибок), «4» (имеется 1 ошибка), «3» (допущено 2-3 ошибки)

Самооценивание: на полях учащийся ставит карандашом «5» (работа выполнена без ошибок), «4» (имеется 1 ошибка), «3» (допущено 2-3 ошибки)

Сущность несобственно-прямой речи заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная…

Сущность несобственно-прямой речи заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная…

Несобственно-прямая речь – это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса

Несобственно-прямая речь – это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021