Cтатья "Повышение качества образования через формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"
Оценка 4.6

Cтатья "Повышение качества образования через формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
6 кл—9 кл
01.06.2017
Cтатья "Повышение качества образования через формирование  положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"
В Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. В статье даны рекомендации по использованию различных приемов повышения мотивации к обучению. С целью повышения эффективности урока, развития интереса к предмету предлагаются приемы и формы работы, позволяющие повысить качество проведения учебных занятий, а в конечном итоге и качество обучения.
Горшенина МОТИВАЦИЯdoklad_prijomy-formy_i_metody_motivacii.doc
Повышение качества образования через формирование  положительной мотивации учащихся к учебной деятельности          Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить  детей  за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?                         Формирование    учебной  мотивации  можно назвать  одной  из  центральных  проблем  современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Доказано,  что  мотивация   школьников   –   один   из   критериев   эффективности   педагогического процесса.  Под мотивацией понимается любое желание, стремление, интерес, потребности, направленные на определенный объект (процесс обучения) и побуждающие к деятельности или действиям. Содержание каждого   урока,   каждой   темы   должно   быть   глубоко   мотивировано,   однако   не   с   помощью   создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно­теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей   будет   создаваться   перспектива   на   дальнейшее   изучение   знакомых,   постоянно   наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности. * Этап   вызывания   исходной   мотивации. На   начальном   этапе   урока   учитель   может   учитывать несколько видов побуждений учащихся:      актуализировать   мотивы   предыдущих   достижений   (“мы   хорошо   поработали   над   предыдущей темой”), Блиц ­ опрос вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет   необходимо:   например   в   таких­то   ситуациях”),  «Укажите   5   причин,   где   эта   тема пригодится нам в жизни» усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности. «Мягкая посадки»   «Экзаменаторы».        Учащиеся         на         дом   получают   задание   подготовить   ряд   вопросов   по теоретическому материалу. А на уроке они начинают   «экзаменовать» преподавателя. И если при подобном опросе преподаватель «допустит ошибку», то радости учащихся не будет конца, хотя они и понимают, что это всего лишь игра и ошибка преподавателем была сделана намеренно. Практика показывает, что сначала это домашнее задание выполняют самые ответственные учащиеся. Но вскоре в «игру» включаются все. *   Этап   подкрепления   и   усиления   возникшей   мотивации. Здесь   учитель   ориентируется   на познавательные  и  социальные   мотивы,  вызывая   интерес   к нескольким   способам  решения  задач и  их сопоставление   (познавательные   мотивы),   к   разным   способам   сотрудничества   с   другим   человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.). Почему?»   «Почему?» Задание представляет собой ряд вопросов, целью которых является активизация  мыслительной деятельности при воспроизведении полученных ранее знаний. Главным является не  опознание языковых фактов, а их объяснение. Таким образом, формируется умение строить связное  высказывание в научном стиле.  Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? Почему оба слова написаны правильно?  (печь ­ печь) Чем отличаются слова: стукнете – стукните; вырастишь – вырастешь.  «Верю ­ не верю» Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что….» ­ Верите ли вы, что в слове примерять (платье), в корне пишется е, т.к. после корня нет суффикса а?  ­ Верите ли вы, что в числительном семьсот в середине пишется  ь?         Опора на жизненный опыт учащихся  (причастия и деепричастия, сходства и различия явлений­ как следствие изучение нового  Прием   заключается   в   том,   что   учитель   обсуждает   с   учащимися   хорошо   знакомые   им   ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Со   здание проблемной ситуации     Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки,   которые   ему   необходимо   усвоить   согласно   программе.   Начать   можно   с   того,   чтобы   при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания   материала   и   интереса   к   нему.   Создание   проблемной   ситуации   гарантирует   интерес   к изучаемому.  Решение нестандартных задач на смекалку и логику.      Задачи такого характера воспринимаются  учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в  начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного  решения дома. * Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным   опытом   и   чтобы   в   конце   урока   возникала   положительная   установка   на   дальнейшее   учение. Главным  здесь  является  усиление   оценочной  деятельности   самих   учащихся   в  сочетании   с  отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков­путешествий,   уроков­игр,   уроков­викторин,   уроков­исследований,   уроков­встреч,   сюжетных уроков,   уроков   защиты   творческих   заданий,   через   привлечение   сказочных   персонажей,   игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.  Третий прием: ролевой подход и  деловая игра. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся,   что  в   свою   очередь   гарантирует   успех   такого   урока   у  учащихся.     Играть  всегда   и   всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Отдельно  хочется  остановиться  на некоторых методах  обучения, способствующих  мотивации. Метод сравнения,  весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически. Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь.  Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность.  «Ребяточки, все в круг, все в круг! Так... движемся, кружимся... активнее, веселее!» – командует грузно   сидящая   в   кресле   учительница,   которая   точно   знает,   что   детям   необходима   энергетическая разрядка  в  процессе   обучения.   А детки   почему­то  очень  нехотя  и  с  едкими   шуточками   выполняют «дурацкие упражнения». Именно так они их воспринимают и именно так они будут отзываться о любых новшествах, идущих от этой пассивной и ленивой учительницы. И именно эта самая лень будет у них развиваться быстрее, чем интерес к новым формам работы. Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Он должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность Урок   следует   организовать   так,   чтобы   ученику   было   интересно   от   самого   процесса   учения   и радостно от общения с учителем, одноклассниками.  Важна для мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные достижения учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами.  Итогом подобной  стратегии  обучения является  возрастание  привлекательности  успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба. Метод проектов Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи  до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя. С точки зрения учащегося, учебный проект ­ это возможность делать что­то интересное  самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя,  попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это  деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в  виде цели и задачи.  С точки зрения учителя, учебный проект ­ это дидактическое средство, позволяющее обучать  проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП (учебно­воспитательный процесс) школы  является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора  деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных  источников.        Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру: 1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность. 2. Выбор проблемы постановка цели и задач. 3. Сбор и переработка информации. 4. Завершение работы, составление “портфолио” ученика. 5. Собственно защита проекта. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале школьной жизни, имея внутреннюю позицию,   школьник хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Поэтому, подводя итог, можно сказать, что  умело подобранный материал к уроку, внеклассная работа по предмету, интегрированные уроки,  создание проблемных ситуаций, участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня, подведение  учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач  разовьёт его мотивационную сферу  и поможет достичь высоких результатов.

Cтатья "Повышение качества образования через формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"

Cтатья "Повышение качества образования через формирование  положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"

Cтатья "Повышение качества образования через формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"

Cтатья "Повышение качества образования через формирование  положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"

Cтатья "Повышение качества образования через формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"

Cтатья "Повышение качества образования через формирование  положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"

Cтатья "Повышение качества образования через формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"

Cтатья "Повышение качества образования через формирование  положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017