Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков.
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
9 кл
12.04.2018
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков. 9-й класс
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с репродукциями картин Боттичелли, Рафаэля, да Винчи, текст “Божественной комедии” Данте в переводе М.Лозинского, музыка Ф.Шопена “Весенний вальс”, “Ноктюрн”.
Цель урока: познакомить с культурным наследием выдающихся художников, архитекторов, писателей Западной Европы Эпохи Возрождения, привить эстетические, духовно-нравственные ценности.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
3. Защита проекта творческой группы:
o слово 1-го выступающего;
o слово 2-го выступающего.
4. Слово учителя (чтение отрывков из “Божественной комедии”).
5. Заполнение таблицы “Божественная комедия” Данте Алигьери. Структура Ада” в ходе урока обучающимися
6. Работа в группах - решение кроссворда по содержанию “Божественной комедии” части “Ад”.
7. Домашнее задание.
Данте Алигьери..doc
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи
Возрождения сквозь призму веков. 9-й класс
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с репродукциями картин Боттичелли,
Рафаэля, да Винчи, текст “Божественной комедии” Данте в переводе М.Лозинского, музыка Ф.Шопена
“Весенний вальс”, “Ноктюрн”.
Цель урока: познакомить с культурным наследием выдающихся художников, архитекторов, писателей Западной
Европы Эпохи Возрождения, привить эстетические, духовнонравственные ценности.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
3. Защита проекта творческой группы:
o слово 1го выступающего;
o слово 2го выступающего.
4. Слово учителя (чтение отрывков из “Божественной комедии”).
5. Заполнение таблицы “Божественная комедия” Данте Алигьери. Структура Ада” в ходе урока
обучающимися
6. Работа в группах решение кроссворда по содержанию “Божественной комедии” части “Ад”.
7. Домашнее задание.
Культура эпохи Возрождения
В истории человеческой культуры эпохе Возрождения принадлежит исключительно важное место. Это было
время напряженной духовной деятельности, острой идейной борьбы. Со времен классической древности ещё
никогда с тех пор не прорывалось так сильно и широко стремление к знанию, воля к творчеству, ещё никогда не
являлось (почти одновременно) такого множества ярких, выдающихся, великих и величайших талантов –
мыслителей, писателей, живописцев, скульпторов, архитекторов. (Слово учителя).
(Слово 1го выступающего) Именно в эту эпоху были созданы прекрасные творения литературы и
изобразительного искусства, которые определили главное направление всего культурного развития Нового
времени и на протяжении полутысячелетия остаются неиссякаемым источником эстетического наслаждения.
Секрет такой необычайной жизнестойкости и силы воздействия лучших творений ренессансной эпохи – не
просто в художественном совершенстве, но прежде всего в их идейной насыщенности, пронизывающем духе
свободы, раскрепощения человека.
Основной идеей Возрождения является идея гуманизма (от лат. “гуманос” – “человеческий”). Всех гуманистов
воодушевляла вера в творческие силы человека, беспредельную мощь человеческого разума. В поисках идеала
гуманисты обращали внимание на историю человечества.
Античная культура оказалась наиболее близкой их устремлениям. И хотя художники писали картины главным
образом на религиозные темы, они видели в религиозных образах поэтическое выражение накопленного веками
жизненного опыта людей. Старые христианские мифы они наполняли новым жизненным содержанием.
Искусство Возрождения, как и искусство предшествующих эпох, ставило своей целью дать представление об
устройстве мира, земного и небесного. Новым было то, что представление о божестве и небесных силах уже не
трактуется как непостижимая пугающая тайна, и главное всё искусство эпохи Возрождения проникнуто верой
в человека.
(Слово 2го выступающего):
Возрождемние, или Ренессамнс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от “ri” — “снова” или “заново
рожденный”) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков.
Возрождение возникло в Италии, позже это явление утвердилось во Франции и Германии.
Эпоха Возрождения это вершина, с которой мы обозреваем мировую культуру в развитии. Сегодня человечество не перестает наслаждаться творением архитектуры, изобразительного искусства,
представленного творчеством выдающихся архитекторов Браманте, Рафаэля, Микеланджело (собор святого
Петра в Ватикане) и художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли. (Звучит музыка, обучающиеся
смотрят слайды с изображениями собора святого Петра (внешнее и внутреннее убранство), репродукции картин
“Тайная вечеря”, “Мадонна Литта”, “Мона Лиза (Джоконда)” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна”,
“Мадонна” Рафаэля, “Рождение Венеры”, “Возвращение Юдифи”, “Портрет Данте” Боттичелли).
Здоровый вкус разборчиво берет
В первейшем из искусств произведенья,
Где тел людских обличье и движенья
Нам глина, мрамор, воск передает.
Пусть времени глумливый, грубый ход
Доводит их до порчи, разрушенья,
Былая красота их от забвенья,
Спасается и прелесть бережет
Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте
Алигьери (1265—1321), раскрывшего сущность людей того времени в своем произведении под названием
“Комедия”, которое впоследствии будет названо “Божественной комедией”. “Божественная комедия” – это
странствие главного героя произведения – самого Данте в поисках идеала, совершенствования души на пути к
Богу. Создавая свою комедию, выдающийся писатель преследовал цель указать людям путь к спасению. Путь
покаяния и есть путь духовного возрождения человека. “Комедия” акт глубокого самоопределения и призыв,
обращенный к человечеству.
Комедия состоит из трёх частей – Ад, Чистилище, Рай. Три мира, в которых одновременно жил Данте: Ад
внешней жизни, Чистилище внутренней борьбы, Рай веры.
В произведении “Божественная комедия” Данте строит строгую систему загробного мира, представляя его в
виде 9 кругов. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился
однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь,
предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче
(возлюбленной Данте), Данте без трепета отдается руководству поэта и окрылённый следует за Вергилием.
Первое с чем встречается Данте на пороге Ада надпись, повергшая поэта в ужас:
Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.
Был правдою мой зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен.
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья.
Ад – это торжество справедливости. Но божественная и человеческая справедливость не одно и то же. Ветхий
и Новый Завет говорят об исключительном праве Бога вершить возмездие. И когда Данте берётся судить
грешников, его нередко охватывает жалость.
В “Божественной комедии” Данте Алигьери Ад представляет собой девять кругов, чем ниже круг, тем серьёзней
грехи, совершённые человеком при жизни.
Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе “ангелов дурная стая”,
которые были и не с дьяволом, и не с Богом.
Переступим порог Ада:
Высокий замок предо мной возник,
Семь раз обвитый стройными стенами;
Кругом бежал приветливый родник.
Мы, как землей, прошли его волнами;
Сквозь семь ворот тропа вовнутрь вела;
Зеленый луг открылся перед нами.
Там были люди с важностью чела, С неторопливым и спокойным взглядом;
Их речь звучна и медленна была.
Пройдя преддверие Ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг,
так называемый Лимб (А., IV, 25151), где пребывают души не могших познать истинного бога. Здесь Данте видит
выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Еврипида, Юлия Цезаря и др.
В следующих кругах Ада Данте встречает души, грех которых состоял в нарушении естественной меры.
Таков 2й круг, заполненный душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти:
И вот я начал различать неясный
И дальний стон; вот я пришел туда,
Где плач в меня ударил многогласный.
Я там, где свет немотствует всегда
И словно воет глубина морская,
Когда двух вихрей злобствует вражда.
То адский ветер, отдыха не зная,
Мчит сонмы душ среди окрестной мглы
И мучит их, крутя и истязая.
Когда они стремятся вдоль скалы,
Взлетают крики, жалобы и пени,
На господа ужасные хулы.
И я узнал, что это круг мучений
Для тех, кого земная плоть звала,
Кто предал разум власти вожделений.
3й круг ЧРЕВОУГОДНИКОВ:
Уже средь новых пыток я опять,
Средь новых жертв, куда ни обратиться,
Куда ни посмотреть, куда ни стать.
Я в третьем круге…
Меж призраков, которыми владел
Тяжелый дождь, мы шли вперед, ступая
По пустоте, имевшей облик тел.
Лежала плоско их гряда густая,
И лишь один, чуть нас заметил он,
Привстал и сел, глаза на нас вздымая…
“… Прозвали Чакко граждане меня.
За то, что я обжорству предавался,
Я истлеваю, под дождем стеня.
И, бедная душа, я оказался
Не одинок: их всех карают тут
За тот же грех".
4й круг СКУПЦОВ И РАСТОЧИТЕЛЕЙ:
О правосудье божье!
Кто страданья,
Все те, что я увидел, перечтет?
Почто такие за вину терзанья?
Их множество казалось бесконечным;
Два сонмища шагали, рать на рать,
Толкая грудью грузы, с воплем вечным;
Потом они сшибались и опять
С трудом брели назад, крича друг другу:
"Чего копить?" или "Чего швырять?"
5й круг ГНЕВЛИВЫХ:
Угрюмый ключ стихает и растет
В Стигийское болото, ниспадая
К подножью серокаменных высот. И я увидел, долгий взгляд вперяя,
Людей, погрязших в омуте реки;
Была свирепа их толпа нагая.
Они дрались, не только в две руки,
Но головой, и грудью, и ногами,
Друг друга норовя изгрызть в клочки.
Переход к шестому кругу – важный момент в странствии Данте. Путники оказываются перед стенами города
Дит, за оградой которого расположена нижняя часть Ада. Здесь не действуют магические слова, которыми
Вергилий подчиняет себе демонов. С неба спускается ангел, который открывает врата города и пропускает
Вергилия и Данте в шестой круг.
В 7м круге томятся насильники. Он делится на три пояса: в первом – виновные в покушении на ближнего и его
имущество:
Потом мы подошли к неотдаленной
Толпе людей, где каждый был покрыт
По горло этой влагой раскаленной.
Потом я видел, ниже по теченью,
Других, являвших плечи, грудь, живот;
Иной из них мне был знакомой тенью.
За пядью пядь, спадал волноворот,
И под конец он обжигал лишь ноги;
И здесь мы реку пересекли вброд.
Во втором – наказывается насилие над собой. Самоубийцы стали деревьями:
И мне сказал мой мудрый проводник:
"Тебе любую ветвь сломать довольно,
Чтоб домысел твой рухнул в тот же миг".
Тогда я руку протянул невольно
К терновнику и отломил сучок;
И ствол воскликнул: "Не ломай, мне больно!
В надломе кровью потемнел росток
И снова крикнул: "Прекрати мученья!
Ужели дух твой до того жесток?
Мы были люди, а теперь растенья.
И к душам гадов было бы грешно
Выказывать так мало сожаленья".
И как с конца палимое бревно
От тока ветра и его накала
В другом конце трещит и слез полно,
Так раненое древо источало
Слова и кровь; я в ужасе затих,
И наземь ветвь из рук моих упала.
Поражает и наказание за воровство – 8 круг, 7й ров:
И я внутри увидел страшный ком
Змей, и так много разных было видно,
Что стынет кровь, чуть вспомяну о нем.
Вдруг к одному, он был нам всех виднее,
Метнулся змей и впился, как копье,
В то место, где сращенье плеч и шеи.
Быстрей, чем I начертишь или О,
Он вспыхнул, и сгорел, и в пепел свился,
И тело, рухнув, утерял свое.
Когда он так упал и развалился,
Прах вновь сомкнулся воедино сам
И в прежнее обличье возвратился.
Однако самым страшным наказание считает Данте наказание за предательство. Вот какая участь постигает тех,
кто в земной жизни предал: Мы были там,— мне страшно этих строк, —
Где тени в недрах ледяного слоя
Сквозят глубоко, как в стекле сучок.
Одни лежат; другие вмёрзли стоя,
Кто вверх, кто книзу головой застыв;
А кто — дугой, лицо ступнями кроя.
Убийцы Цезаря и Христа – самые большие грешники в Аду. Люцифер жуёт Иуду и сдирает ему когтями кожу со
спины.
Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.
Путешествие по Аду закончено. Но ещё впереди Чистилище…
Пройдя через Ад и Чистилище, великий поэт понимает, что спасти от страстей человека может только разум, а
знание божественной науки доставляет вечное блаженство.
Данте создал книгу о Вселенной. Но в такой же мере это книга о нем самом. Среди мировых памятников поэзии
вряд ли есть другой, в котором так резко запечатлелся бы образ его творца.
Духовная мощь творения Данте привлекала к нему взоры читателей на протяжении столетий.
Явление “Божественной комедии” отозвалось в русской культуре XIX XX в. в. : стихи и проза, переводы,
подражания. Ощущается живое присутствие Данте в нашей словесности.
Пушкин первый из русских поэтов начал писать стихи дантовскими терцинами: вводит дантовские мотивы в свои
произведения (“Пиковая дама”).
Не менее глубокие творческие связи у Гоголя с Данте. Он выстраивал план “Мертвых душ” с оглядкой на
композицию “Божественной комедии”.
Вклад Данте и других выдающихся представителей западноевропейского Возрождения не оценим. Ведь именно
они первыми сумели отразить человека и реальность с позиции уже нового эстетического идеала, концентрируя
внимание, с одной стороны, на их индивидуальности и неповторимости, рассматривая человека как уникальное
творение природы и Бога, а с другой, понимая реальный человек часто столь несовершенен, что искусство
должно сконструировать отдельные его черты в общее целое.
Работа в группах решение кроссворда.
По горизонтали:
1. Возлюбленная Данте.
2. Название города, врата которого открыл Данте и Вергилию спустившийся с небес ангел.
3. Грешники, мучимые гадами и превращавшиеся в них.
4. Судья проклятых.
5. Имя одного из предателей.
6. Грех, за который находятся грешники в 4м круге Ада.
7. Обитатели 7го кругу, 2го пояса.
По вертикали:
1. Проводник Данте по загробному миру.
2. страж, охраняющий 3й круг Ада.
3. Чревоугодник.
4. Болото, в котором ведется вечная драка.
5. Величайший поэт древности, томящийся в Лимбе. Домашнее задание: закончить заполнение таблицы.
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков.
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков.
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков.
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков.
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков.
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.