Данте. "Божественная комедия".
Оценка 4.6

Данте. "Божественная комедия".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение +1
10 кл—11 кл +1
12.04.2018
Данте. "Божественная комедия".
Данте. "Божественная комедия". Сравнительная характеристика Ада и Рая I. Вступительное слово учителя. На протяжении нескольких уроков мы работаем над “Божественной комедией” Данте, стараясь понять смысл каждой из трёх частей. Мы рассматривали строение песен, символику некоторых из них. Сегодня мы несколько иначе посмотрим на отдельные песни Ада и Рая. Наша задача – сравнить Ад и Рай и попытаться сделать вывод о том, как отразилось мировоззрение Данте в его величайшем творении. Но так как каждая сравнительная характеристика начинается со сходства, то нам сначала предстоит выяснить, в чём сходство Ада и Рая. II. Сходство Ада и Рая. Ученики с помощью учителя выясняют черты сходства. 1) Это загробный мир. 2) Общее пространство, огромное, необъятное, занимающее всю Вселенную от земных глубин до Космоса. 3) Высокий стиль, так как Данте рассуждает о метафизических проблемах. 4) Построение поэмы: по 33 песни в каждой из частей. 5) Вся поэма написана терцинами.
Данте. Божественная комедия.doc
Данте. "Божественная комедия". Сравнительная характеристика Ада и Рая I. Вступительное слово учителя. На протяжении нескольких уроков мы работаем над “Божественной комедией” Данте, стараясь понять смысл  каждой из трёх частей. Мы рассматривали строение песен, символику некоторых из них. Сегодня мы несколько иначе посмотрим на отдельные песни Ада и Рая. Наша задача – сравнить Ад и Рай и  попытаться сделать вывод о том, как отразилось мировоззрение Данте в его величайшем творении. Но так как каждая сравнительная характеристика начинается со сходства, то нам сначала предстоит выяснить,  в чём сходство Ада и Рая. II. Сходство Ада и Рая. Ученики с помощью учителя выясняют черты сходства. 1) Это загробный мир. 2) Общее пространство, огромное, необъятное, занимающее всю Вселенную от земных глубин до Космоса. 3) Высокий стиль, так как Данте рассуждает о метафизических проблемах. 4) Построение поэмы: по 33 песни в каждой из частей. 5) Вся поэма написана терцинами. III. Различие Ада и Рая. 1. Слово учителя. Для раскрытия замысла поэмы большое значение имеют различия, которые мы проследим по параметрам  таблицы, записанной на доске и в тетрадях.   1. Герои. 2.  Пространство. 3. Цвет. 4. Чувства. 5. Тип речи. 6. Лексика. 7. Детали. А д Р а й                             Примечание: Ребята должны были перечитать к уроку две песни Ада (эта часть более понятна, поэтому над песнями ребята  работают по вариантам) и одну песню Рая (эта часть более сложная для понимания, поэтому работа проводится  фронтально). I в. анализирует 5ю песню Ада, II в ­ 34ю песню Ада, и все вместе работаем над 33ей, последней песней Рая. 2. Диалог     (в скобках указаны возможные варианты ответов учащихся): 1) Герои. ­ Кого казнят во 2ом круге Ада? (Сладострастников, тех, кто предпочёл законной любви свободную, что строго  каралось по церковным законам). ­ Назовите грешников, наказываемых в этом круге. Запишите их в свою таблицу. ­ Как Данте к ним относится? (Конечно, как поэт Средневековья ­ осуждает, но как человек – сочувствует, даже  вступает с ними в диалог). ­ Кого мучают в последнем круге Ада? Сначала зачитаем, а потом запишем в тетрадь. ­ За что наказан Люцифер? (Это падший ангел, восставший против Бога, он был низвергнут с Небес в Ад. От его  падения в земле образовалась воронка, в центре которой мучается он сам. Люцифер – ужасное чудовище с  тремя головами, в пастях он держит самых страшных, по мнению Данте, грешников ­ Иуду, Кассия и Брута,  предавших своих благодетелей). ­ Данте им сочувствует? (Нет. Но субъективность его повествования мы чувствуем: “Я не был мертв, и жив я не  был тоже”). ­ Что мы можем в общем сказать о грешниках Ада? (Это отрицательные герои, но они также яркие, колоритные  фигуры, каждый из них индивидуален, со своими конкретными чертами, пусть даже отталкивающими). ­ Есть ли герои в последней песне Рая? (Да, есть. Но все они добродетельные, идеальные, в чем­то похожие  друг на друга. ­ Примеры). 2) Пространство. ­ А теперь рассмотрим пространство. Какое оно в Аду? Какое впечатление производит оно на Данте? Ученики зачитывают примеры из текста, затем делают вывод: ­ Пространство в Аду нижнее, мрачное, давящее, угнетающее. ­ Какое пространство в Раю? (Примеры из текста и вывод: верхнее, широкое, “свое”, свободное, светлое). Примечание: далее после обсуждения каждого параметра основные выводы заносятся в таблицу. 3) Цвет. ­ Какова цветовая гамма Ада и Рая? (Ад ­ черный и красный цвета; Рай ­ яркий, ослепительный, блестящий). 4) Чувства. ­ При помощи каких чувств Данте познает Ад? ( В Аду он видит, слышит, осязает, обоняет. – Примеры из текста). ­ А Рай? (В Раю поэт созерцает происходящее, т.е. в основном видит. ­ Примеры из текста). ­ Почему у Данте в Аду задействованы почти все органы чувств, а в Раю только зрение? ( Ад ближе и понятней,  это современная Данте Флоренция; Рай – непостижим, недосягаем). 5) Типы речи. ­ Каким типам речи Данте отдает предпочтение? ( В Аду это описание, повествование и рассуждение; а в Раю  больше описания ­ восхваление, восхищение). 6) Лексика. Учитель: Мы отмечали в начале урока, что поэма написана высоким стилем. Но давайте посмотрим, как  эмоционально окрашена лексика, которую Данте использует при описании Ада и Рая. Ученики, приводя примеры из песен, отмечают, что лексика Ада – отрицательно окрашенная, конкретная, а  лексика Рая – торжественная, возвышенная. 7) Детали. ­ Что вы можете себе более конкретно представить: Ад или Рай? Почему? (Ад мы можем представить более  конкретно, потому что там есть предметный мир ­ перечисляют детали Ада; а Рай трудно представить, потому  что там отвлеченная лексика. 3. Вывод на основе сравнения. Учитель: Итак, мы сравнили Ад и Рай по предложенным параметрам. И что же у нас получилось? Ученики  читают свои записи в таблице. Ад ­ ужасный, черный, страшный, мрачный, это нижнее пространство, оно “давит” на героя, здесь обитают души  грешников ­ одним из них Данте сочувствует, других ненавидит и презирает; они – грешники, но почти каждый  из них – яркая, колоритная фигура со своими индивидуальными чертами. Их наказание ужасно. Данте всё это видит, слышит и чувствует и пользуется при описании конкретной, отрицательно окрашенной  лексикой. Рай – в нём обитают блаженные тени праведников. Он беспредметен, мы не можем его конкретно представить.  Там верхнее “своё”, широкое, светлое пространство; нет конкретных деталей, лексика высокая, торжественная,  герои идеальные. Данте описывает Рай, восхищаясь им. Учитель: Итак, мы сравнили Ад и Рай. Такими их представляет Данте. Ад для него – это современная  Флоренция, Рай – общество будущего. IV. Перенос полученных знаний на осознание себя как личности. Восстановление знаний о структуре личности с точки зрения аналитической психологии. (С этой схемой учащиеся ознакомлены на предыдущих уроках). Итоговая беседа. Учитель: Скажите, основываясь на знаниях аналитической психологии, какое новое знание о человеке дают нам картины Ада и Рая в “Божественной комедии” Данте? Ученики: С точки зрения аналитической психологии, Ад – это не только окружающий мир, это те отрицательные  качества нашей души (бессознательного), которые есть в каждом человеке. Данте смотрит в свою душу (“оно”,  бессознательное) и ужасается увиденному. Преодоление этого – путь к Раю, который даётся трудно, т.к. надо работать над собой, совершенствоваться.  Каждый из нас должен пройти путь от Ада к Раю.

Данте. "Божественная комедия".

Данте. "Божественная комедия".

Данте. "Божественная комедия".

Данте. "Божественная комедия".

Данте. "Божественная комедия".

Данте. "Божественная комедия".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018