Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении.
Оценка 5

Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
02.12.2023
Деепричастие  как  особая  форма  глагола. Признаки глагола  и  наречия  у   деепричастия. Синтаксическая  роль  деепричастий   в   предложении.
понятие о деепричастии как особой форме глагола, показать связь деепричастия с глаголом и наречием, усвоить синтаксическую роль деепричастий в предложении; развивать практические навыки учащихся: находить деепричастие в предложении, отличать деепричастие от наречия, правильно использовать деепричастия в речи; воспитывать интерес к изучаемому материалу.
РАЗРАБОТКА.docx

 

 

РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО  УРОКА

РУССКОГО  ЯЗЫКА

В  7 КЛАССЕ

 

НА  ТЕМУ:

 

«ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК

ОСОБАЯ  ФОРМА ГЛАГОЛА.

ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА

 И   НАРЕЧИЯ  У    ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ     РОЛЬ

ДЕЕПРИЧАСТИЯ   В    ПРЕДЛОЖЕНИИ»

 

 

 

                                                        Учителя  Нурмановой З.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  урока:  Деепричастие  как  особая  форма  глагола. Признаки глагола  и  наречия  у   деепричастия. Синтаксическая  роль  деепричастий   в   предложении.

Цели  урока: дать понятие о деепричастии как  особой форме  глагола, показать  связь  деепричастия  с  глаголом  и   наречием,  усвоить  синтаксическую роль деепричастий   в  предложении;

развивать практические   навыки  учащихся:  находить  деепричастие  в  предложении, отличать  деепричастие  от  наречия,  правильно  использовать   деепричастия в речи;

воспитывать  интерес  к изучаемому   материалу.

Тип   урока: урок  изучения нового  материала.

Форма  урока: урок-презентация.

Оборудование: слайдовая  презентация,  экран, ноутбук, проектор, учебник  русского  языка (7 класс), микрофон, лист  самооценки, эпиграф (на доске) и др.

Эпиграф  урока: «Деепричастие  -  самая  огнепышущая, самая  активная  форма  глагола. В ней  струится   самая  алая, самая свежая  кровь  языка.  Да  ведь  и назначение   деепричастия  - выражать  само   действие ,  хотя  и  добавочное,  которое иной  раз  бывает  гораздо важнее  основного».                                              А.П.Югов.

 

Ход    урока.

I. Организационный   момент.

II. Проверка  домашнего   задания.    Было   задано  творческое    задание :  собрать  «Портфолио причастия», письменно  ответив  на   вопросы:

1.     К самостоятельным или  служебным частям  речи  относится  причастие?

2.     Чем  причастие  отличается от  других самостоятельных частей  речи?

3.     Что  причастие  обозначает? На какие  вопросы отвечает?

4.     Какой  главный морфологический  признак имеет  причастие?

5.     С какими словами согласуется  причастие?

6.     Как  изменяются   причастия?

7.     Какую  синтаксическую  роль  выполняют   причастия?

III. Изучение  нового   материала.

Учитель: Ребята, сегодня  нам предстоит  познакомиться с  новым  для  нас   явлением  -   деепричастием.

(В  тетради   записывается   тема   урока)

Учитель  читает  вслух эпиграф   урока   -  слова  Югова А.П.

-Интригующие  слова, правда?  Так  что  же   такое   деепричастие?

Космонавт рассказывает о полёте и улыбается.

   Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь.

Назовите основы предложений.

В каком предложении от  одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?        

В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные: одно основное, а другое добавочное?

      Добавочное действие выражено  словом   улыбаясь.

 Это  деепричастие.

Учитель:

- Слово ДЕЕПРИЧАСТИЕ  произошло  от  двух  слов: ДЕЕ ( от ДЕЯТИ в  значении  ДЕЛАТЬ) + ПРИЧАСТИЕ (ср. ПРИЧАСТНОСТЬ), то есть,  ПРИЧАСТНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ.

Этот  термин  был введён в  грамматику  Мелетием Смотрицким   -  учёным-филологом  в  начале 17   века.

Деепричастие – особая форма глагола

Деепричастие – особая форма глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия, Как и другие формы глагола, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например:

улыбаясь (что делая?) – несовершенный вид,

улыбнувшись (что сделав?) – совершенный  вид.

Вопросы, которые мы ставим к деепричастиям, напоминают вопросы к глаголам несовершенного и совершенного вида (что делать? что сделать?)

Зависимое слово – существительное или местоимение – ставятся при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого  образовано деепричастие,  например:

 

Как и глагол, деепричастие может быть  возвратным  (улыбаясь, шагая), переходным (пример выше).

 

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (т.е.    не   склоняется   и   не    спрягается)

В предложении  деепричастие является обстоятельством, например:

 

Деепричастие

IV.  Активизация   и   закрепление  нового   материала.

Задание.  найдите деепричастия в пословицах.

1.Не давши слова, крепись,

                            а давши – держись.

2. Не зная броду, не суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5.Что имеем, не храним,   потерявши – плачем.

  Работа  с  текстом. 

Фёдору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение.    У меня было написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к  ногам шарманщика».

   «Не то, не то, - раздражённо вдруг заговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: «пятак упал к ногам». Надо сказать: «Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая».

   Замечание это – помню хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение.                                                 

                                                                                   (В.Григорович).                         

- Ребята, какую роль  в тексте  играют деепричастия?

( Деепричастия делают речь более точной, динамичной.  Они  передают множество действий, происходящих одновременно )

Работа  с  материалом   учебника.  Работа  в  парах. Стр. 81. Замените,  где  это возможно, глаголы-сказуемые  на   деепричастия.

1)    Герасим  шёл, не  торопился,  не  отпускал Муму  с  верёвки.

2)    Море  играло  маленькими  волнами, рождало  их,  украшало  бахромой   пены, сталкивало  друг с  другом.

3)    Товарищи  заметили  его  беспокойство  и  ушли.

4)    Изредка порывы  ветра приносили  с  собой сухие  листья  и  бросали   их  в  костёр.

Учитель:

- Запомните, что деепричастия  не могут  использоваться  в  безличных  предложениях, потому  что  в  них нет подлежащего:

         Возвращаясь  домой,  мне  стало  грустно.

Правильно:

          Возвращаясь  домой, я  загрустил.

Или:

          Когда  я  возвращался  домой,  мне   было  грустно.

Тестирование  по  теме  «Деепричастие»

1.    Деепричастие обозначает                     

а) признак предмета по действию;

б) признак  признака;                                                                       

   в) добавочное действие  при основном действии, выраженном глаголом,   г) действие предмета.

2.Укажите строку, в которой все слова являются деепричастиями.

а) увидел, поднявшись, принявшим

б) шлёпая, спеша, свежо

в)увидевший, промокнувший, сделав

г) промокнув, свернувшись, замечая

3. В каком предложении допущена ошиб­ка в употреблении деепричастия?

        а) Открывая книгу, из неё выпал листок.

б) Подойдя к воротам, я несмело приот­крыл их.

в) Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.

г) Сидя у окна, девочка читала

4.Выберите грамматически правильное продолжение предложения

 Работая со словарём,

а) мне позвонили

    б) отрабатываются навыки анализа слова.

     в) обращайте внимание на примечание.

     г) необходимо знание алфавита.

Работа в парах устно:  В каком ряду все слова являются деепричастиями?

·        расправь, выпав, пройдя разговаривая;

·        бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

·        навзничь, объевшись, белая, двигая.

Письменное задание

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Выпишите его в тетрадь. Выделите в предложении деепричастие, задайте к нему вопрос:

1. Возвращаясь домой,..

а) …мне стало грустно.

б) … уже совсем стемнело.

в) …я вспомнил о своём обещании позвонить маме.

2. Подъезжая к станции,….

а) …у меня слетела шляпа.

б) …необыкновенное чувство радости охватило меня

в) …я немного взгрустнул.

3. Пользуясь калькулятором…

а) …мне удалось получить точный результат.

б) …вы пренебрегаете устным счётом, тренирующим память.

в) …расчёт производится быстро и легко.

4. Играя в шахматы,…

а) …развиваются мыслительные способности

б) …мне не было равных.

в) …я должен быть предельно внимателен.

V. Обобщение.  Рефлексия.  Метод «Микрофон»

Передавая  друг  другу  микрофон, учащиеся   чётко  и  лаконично  подводят  итоги занятия, говоря  о  том,  что нового  узнали  на уроке,  что было  интересным, какие  выводы  сделали  для  себя.

VI. Оценивание  работы   учащихся   на  уроке.

Учащиеся заполняют лист самооценки .

     Лист самооценки

      ученика____________________________________________________

1.     Какова была цель урока?____________________________________

2.     Удалось получить результат (решение, ответ)?_________________

3.     Правильно   или с ошибкой?­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________

4.     Самостоятельно или с чьей-то помощью?_____________________

5.     Какую оценку ты бы себе поставил?­­­­­­­­­­­­­­­_________________________

Измерьте «температуру вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике.

  Термометр вашего настроения

 

VII. Задание  на  дом:  составить и  записать  в  тетрадь  предложения, используя  следующие  деепричастия: 

ЗАТАИВШИСЬ, ОТРАЖАЯ, БЕЛЕЯ, ИЗОГНУВ,  УЛЫБАЯСЬ,   СМЕЯСЬ, ЗАКРЫВАЯ,   ПРИЗЕМЛИВШИСЬ.

 

Нурманова Замира Аблокуловна,

учитель  русского   языка  и   литературы  высшей категории средней  школы № 21  города Ангрена

Ташкентской   области. Тел.: +998909571197


 

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола

Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола

В тетради записывается тема урока)

В тетради записывается тема урока)

Как и другие формы глагола, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь (что делая?) – несовершенный вид, улыбнувшись (что сделав?) – совершенный вид

Как и другие формы глагола, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь (что делая?) – несовершенный вид, улыбнувшись (что сделав?) – совершенный вид

Задание. найдите деепричастия в пословицах

Задание. найдите деепричастия в пословицах

Укажите строку, в которой все слова являются деепричастиями

Укажите строку, в которой все слова являются деепричастиями

V . Обобщение. Рефлексия.

V . Обобщение. Рефлексия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2023