Деепричастный оборот.Знаки препинания при деепричастном обороте.
Оценка 5

Деепричастный оборот.Знаки препинания при деепричастном обороте.

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
русский язык
7 кл—8 кл
22.09.2020
Деепричастный оборот.Знаки препинания при деепричастном обороте.
Материал может быть полезен при изучении темы "Деепричастный оборот" для учащихся 7 класса.
Деепричастный оборот.docx

 

 

Предмет: Русский язык

 

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

 

Технология урока: технология деятельностного метода, самостоятельные наблюдения,  беседа.

Тема: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Цели урока:

образовательные – ввести новое понятие – деепричастный оборот, научиться находить деепричастный оборот(ДО) в  предложении, отличать его от причастного оборота (ПО), уметь выделять ДО на практике;

воспитательные – способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

развивающие – развитие умений проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы.

 

Задачи урока:

-анализировать текст;

-различать ДО и  ПО в тексте;

- предупредить речевые ошибки при употреблении ДО.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Формирование УУД

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

 

 

1.

-Ребята,  какова была тема прошлого урока? (Познакомились с новой частью речи – деепричастием, его признаками).

-Действительно, мы с вами научились находить деепричастия в тексте, отличать их от других частей речи, но оказывается есть ещё нечто, что вам будет полезно!  Хотите ли вы узнать новое о деепричастиях? Тогда вперед!

Вспоминают материал предыдущего урока, дают ответ на вопрос

II. Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.

 

 

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в своей системе знаний.

 

Личностные результаты:

Осознание неполноты знаний, формирование интереса к новому.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть приемами рационального слушания.

 

Регулятивные УУД:

Корректировать результат.

 

11.1.- Начнем урок с   блиц-опроса.

1. Закончите высказывания:

а) Деепричастие это … .

б) Отвечает на вопросы … .

в) Обозначает …                                                                                   

 г) В предложении является …

д) Деепричастие совмещает в себе признаки двух частей речи - это… .

е) Так же как и наречия деепричастия …

ж) Так же как и глаголы бывают …

Теперь проверим работы. Сверьте свои ответы с ключом.

Самопроверка по ключам.

( самостоятельная часть речи; что делая? что сделав?; добавочное действие; обстоятельством; наречие и глагол; не изменяются; совершенного и несовершенного вида.)

Оцените результат. 7  правильных ответов – весёлый смайлик, 6-5 – нейтральный, 4 и меньше – грустный.

Сделайте вывод: я хорошо( не очень хорошо) усвоил тему предыдущего урока; мне нужно ещё раз повторить тему предыдущего урока.

1.Письменно в тетрадях (на листочках по желанию учителя) пишут свои ответы.

2. Выполняют самопроверку.

3. Оценивают свою работу.

111.Введение в тему урока.

Формулирование темы урока.

 

Познавательные УУД:

1. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 

 

Регулятивные УУД

1.  Формулировать тему урока и его цель (задачи).

 

 

 

Коммуникативные УУД

1.Строить устное высказывание в соответствии с полученной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.-А теперь   для вас задание на повторение.

 

Запишем предложение.

 

Микстуру, принесённую мамой, Витя проглотил зажмурившись.

 

 - Найдите в предложении деепричастие. (Зажмурившись)

- Кто может доказать, что это именно деепричастие?

( Это слово отвечает  на вопрос - что сделав? Зависит от глагола «проглотил» и обозначает добавочное действие. Кроме того в слове есть суффикс  –вши-, характерный для деепричастий).

- Объясните графически постановку знаков препинания в этом предложении. (  В предложении есть причастный оборот.  Причастие  «принесённую» имеет зависимое слово: принесённую (кем?) мамой.  Определяемое  слово «микстуру» находится перед ПО, поэтому выделяется запятой).

2.-Выпишите из предложения деепричастие и составьте с ним словосочетания, а я запишу их на доске. ( крепко зажмурившись, зажмурившись от страха, зажмурившись изо всех сил …)

- Определите главное слово в этих словосочетаниях. Укажите его часть речи. (Главное слово – деепричастие зажмурившись).

   - Как вы думаете, как будет называться деепричастие с зависимыми словами?

-Сформулируйте тему нашего урока. (Деепричастный оборот.) Запишите, оставив  одну строчку.

- Давайте запишем наше предложение снова, включив в него ДО.

 

Микстуру, принесённую мамой, Витя проглотил, крепко зажмурившись.

 

- Что ещё нам необходимо знать, чтобы быть уверенными в том, что мы всё записали правильно? ( Пунктуацию.)

-Следовательно, какая тема нашего урока? (Знаки препинания  в предложениях с деепричастными оборотами). Допишем это к теме урока.

- Какие задачи мы должны выполнить?

(Научиться находить в предложении ДО, отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с ДО.)

 - А есть опасность спутать ДО и ПО? ( Да. Значит, нужно закрепить умение отличать их друг от друга).

Попробуем составить план действий.

С чего начнём? ( Понаблюдаем, сделаем выводы, сравним с учебником, потренируемся)  А я добавлю предупредим ошибки!

1.     Записывают предложение.

2.     Находят деепричастие.

3.     Доказывают, что найденное слово является деепричастием.

4.     Выделяют графически причастный оборот и определяемое слово.

5.     Записывают словосочетания.

6.      Отвечают на вопрос.

7.     Формулируют тему урока.

8.     Записывают предложение, преобразовав его.

9.     Отвечают на вопрос и дополняют тему урока.

10.  Ставят задачи и составляют план действий.

1У. Открытие новых знаний.

 

 

Регулятивные УУД:

1.. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

 

2. Извлекать информацию и преобразовывать ее в таблицу.

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

1 Внимание на доску.

    Кирилла Петрович, выходя из церкви, пригласил всех к себе обедать.

Выходя из церкви, Кирилла Петрович  пригласил всех к себе обедать.

Кирилла Петрович  пригласил всех к себе обедать, выходя из церкви.

 

- Понаблюдайте за пунктуацией в этих предложениях. Какой можно сделать вывод?  ( Во всех  предложениях выделен ДО, значит ДО выделяется запятыми независимо от своего местоположения)

 

2.  Работа с текстом в учебнике на стр. 102.

-Сравните свои наблюдения с определением в рамке. Чтение вслух.

-Назовите ключевые слова урока. ( ДО, запятые).

 

3. Закрепим новые знания. Запись предложений на доске и в тетрадях с графическим обозначением ДО.

Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум и крики. Пугачёв задремал, сидя на своём месте.  Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма. Летнее солнце, врываясь в окно, освещало мастерскую.

 

4.Продолжим наши наблюдения. Найдите  в учебнике упр. 166   на стр. 81.   Запишите по образцу  первые 2 предложения.

 

На основании этой работы сделайте вывод, чем отличается ДО от ПО.

 

     5. -Представьте информацию в виде обобщающей таблицы.

 - Каким членом предложения является?

- От чего зависит?

 - Когда обособляется?

 

Причастный оборот(ПО)

 Деепричастный оборот (ДО)

В предложении является определением.                                 

В предложении является обстоятельством.

Зависит от существительного

 

Зависит от глагола.

Обособляется если стоит после определяемого слова.

Обособляется всегда.

 

-Объясните, опираясь на таблицу, как в предложении отличить ДО от ПО.

 1. Читают предложения с доски, делают вывод.

2. Строят устное высказывание на основе наблюдений.

3. Читают учебник, сравнивают свои наблюдения с материалом учебника.

4. Записывают предложения, выделяют ДО.

5. Работают с учебником по упр.___, читают свои предложения, корректируют их по необходимости.

6. Устно делают вывод на основе наблюдений.

7. Составляют и зполняют таблицу.

У. Развитие  речевых и правописных умений.

 

 

Познавательные УУД:

1.     Ориентироваться в своей системе знаний

2.     Анализировать, делать выводы.

 

Коммуникативные УУД:

1. Умение точно выражать свои мысли.

 

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

 

   1.- Внимание на доску!

Прочитайте предложение. Всё ли в нём верно?

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

( Искажается смысл.Получается, что к станции ехала шляпа.)

- Давайте разберёмся, почему так получилось? Найдите в предложении деепричастие (подъезжая).

-  От какого слова оно зависит? ( От слова  слетела).

 -  Что обозначают деепричастия? ( Добавочное действие).

 - Кто выполняет основное действие, выраженное сказуемым слетела? (шляпа). Вывод: Основное и добавочное действие должны совершаться одним и тем же объектом. Запишем  в справочники.

 - Как можно исправить это предложение, чтобы всё встало на свои места?

( Подъезжая  к станции, я потерял шляпу.Когда  я подъезжал к станции,  у меня слетела шляпа.)

 2. Давайте потренируемся, чтобы не допускать подобных ошибок. Коллективно выполняется упр. 161(предложения, требующие исправления, записываются в тетрадь) стр. 78 учебника

 

 

1.     Устная работа.

2.      Запись вывода.

3.     Выполнение практической работы коллективное с комментариями.

VI. Итог урока. Рефлексия.

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

- Урок подходит к концу. Давайте подводить итоги.

- Ещё раз прочтите  полностью тему нашего урока. Вспомните, какую цель перед собой мы ставили в начале урока? ( Научиться находить в предложении ДО, отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с ДО.)

-Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?

-Как мы это делали?

-Какое задание понравилось более всего?

-Как Вы оцениваете свою работу на уроке? Заполните анкету «Плюс-минус–интересно».

 

Этапы урока

Плюс

Минус

Интересно

1.Блиц-опрос по домашнему заданию я выполнил.

2.  Я сформулировал тему урока. Поставил  цель.

3. Я смог сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с ДО.

4. Я смог найти и правильно выделить ДО в предложениях.

5. Я смогу отличить ДО от ПО.

6. Я понял, как правильно употреблять ДО.

7. Я подвёл итоги, проанализировав свою работу на уроке.

 

 

 

 

1.     Называют тему урока.

2.     Проверяют выполнение поставленных задач по плану.

3.     Заполняют анкету.

 


 

Предмет: Русский язык Класс: 7

Предмет: Русский язык Класс: 7

Этапы урокаФормирование УУД Ход урокаДеятельность учащихся

Этапы урокаФормирование УУД Ход урокаДеятельность учащихся

Владеть приемами рационального слушания

Владеть приемами рационального слушания

УУД 1. Строить устное высказывание в соответствии с полученной задачей

УУД 1. Строить устное высказывание в соответствии с полученной задачей

Попробуем составить план действий

Попробуем составить план действий

УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме

УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: 1.

Познавательные УУД: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2020