Дефектологическое занятие
«Уникальное «Я»
Тема занятия « Эмоции и чувства». Занятие из цикла «Уникальное «я». Главное характер». На занятии обучающиеся познакомятся с некоторыми приёмами управления своими эмоциями, попробуют использовать их в ситуативных упражнениях, работая самостоятельно, в парах и малых группах.
Образовательная программа с детьми с ОВЗ
Возраст детей: 13-16 лет.
Цель открытого занятия: Формирование эмоционального интеллекта через понимание своих и чужих эмоций, способности к управлению своими эмоциями.
Задачи открытого занятия:
Расширить знания подростков об эмоциональной сфере.
Развивать личностные качества – гибкость, адекватную самооценку, критичность и др.
Способствовать сплочению группы и созданию доверительного климата в коллективе.
Прогнозируемый результат.
Обучающиеся расширят знания об эмоциональной сфере личности, приёмах управления своими эмоциями. Занятие будет способствовать сплочению группы.
Форма открытого занятия: практикум
Технологии: элементы социально-психологического тренинга
Методы и приёмы: тренинговые упражнения, ситуативные упражнения, беседа, творческие этюды, практическая работа, диалог, мозговой штурм. Упражнения: «Чистый лист бумаги», «Скульптор и глина», «Пушинка».
Оборудование: карточки, презентация, фломастеры, листы А, мячики для физминутки, зеркала, песочные часы.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
· Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ. Питер, 2010 г. – 278 с.
· Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Чуваш, ун-т. - Чебоксары, 2008. – 308 с.
· Изард К. Э. Психология эмоций/ Перевод с англ. – СПб. Питер, 2000 г. – 464 с.
· Ильин Е.П. Эмоции и чувства СПб. Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Мастера психологии).
|
Деятельность педагога (с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения) |
Деятельность учащихся (с обозначением видов и форм активности) |
Планируемый результат, комментарии |
|
1 этап - организационный – 5 мин. |
||||
1.1. |
Приветствие. Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Давайте, поприветствуем друг друга, возьмемся за руки и молча, глядя друг другу в глаза, подарим самую добрую, какая у вас есть, улыбку. Спасибо.
Мне хочется напомнить наши правила работы: 1. Говорить по одному.2. Слушать говорящего, не перебивая. 3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо дать знать. 4. Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
|
Обучающиеся сидят в полукруге.
|
Установление контакта. Атмосфера доверия и сотрудничества.
Концентрация внимания. Командное взаимодействие.
Работа с информацией.
Выполнение логических операций.
Представление точки зрения группы.
|
|
2 этап – мотивационно - проблематизирующий - 7 мин. |
||||
2.1. |
У нас сегодня открытое занятие, т.е мы открыли двери для гостей. И у меня к вам вопрос. Ребята, что вы сейчас чувствуете, придя на открытое занятие? (ответы детей) Чувства у всех разные, и даже выражая их одинаковыми словами, мы испытываем разные эмоции. Можно сказать, что эти эмоции на конкретную, только эту ситуацию. Сейчас вы высказали свои эмоции, касающиеся этой ситуации. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ребята отвечают) А о чьих эмоциях пойдет речь? О ваших эмоциях, ребята, пойдет речь. И тема нашего занятия называется?….. «Я и мои эмоции». 1.А что же такое эмоции, ребята? Давайте попробуем дать слову «эмоции» определение. Давайте познакомимся с понятием «эмоции», которые дают разные источники. СЛАЙД. «Что такое эмоции» Эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для человека действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь); Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г.Вербина. «Психология эмоций») – Эмоции (от латинского emoveo — потрясаю, волную) отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций, Эмоции – это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни. Как вы думаете, есть ли разница между чувствами и эмоциями? Эмоции и чувства - очень близкие понятия, часто используются, как синонимы. В чем разница между чувствами и эмоциями? Эмоции кратковременны и ситуативны. Обычно это реакция на какую-то конкретную ситуацию. А чувства более стабильны и говорят больше о самом человеке, нежели об особенностях конкретной ситуации. Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов. Эмоции - это быстрые и короткие элементы чувств. Чувства - это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций. Эмоции видны на лице, они на поверхности, а чувства в глубине и немного загадка для окружающих. Эмоции привязаны к какой-либо ситуации, а чувства- отношение к чему-либо или кому-либо. Эмоции и чувства – важнейший регулятор человеческого общения. Изменение общего эмоционального фона мы называем настроением. Настроение отличается устойчивостью и продолжительностью во времени.
2. Эмоции у всех разные, по-разному проявляются. Скажите, а какие бывают эмоции? СЛАЙД. ВИДЫ ЭМОЦИЙ. Базовые и производные. 3 А как вы считаете, ребята, для чего человеку нужны эмоции? Умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми строится на понимании своих эмоций и понимании эмоций других. 1. Нужно ли человеку владеть своими эмоциями и зачем? 2. Почему важно научиться управлению эмоциями? (Ребята отвечают) Почему важно уметь управлять своим эмоциональным состоянием? Во-первых, с помощью эмоций можно научиться управлять не только собой, но и другими людьми. Людям свойственно перенимать и заряжаться эмоцией другого человека. Это легко проверить на деле. Мы находимся в кинотеатре. Как говорят « Смех заразителен», стоит одному посмеяться над каким – либо фрагментом из фильма, другой смеётся Эмоции это важная часть в общении между двумя людьми. Они могут, как сблизить их, так и отдалить друг от друга навсегда. Под влиянием отрицательных эмоций возникают ссоры, которые могут иметь серьезные последствия. А под действием положительных - формируется симпатия, дружба или даже любовь. Эмоции бываю позитивные и негативные. Позитивные - радость благодарность, веселье, нежность. Негативные - печаль, злость, отвращение, ненависть.
Все ли люди умеют владеть своими эмоциями? Это дается от рождения или этому можно научиться? Если мы не управляем своими эмоциями, они начинают управлять нами. И сегодня мы будем работать с упражнениями, которые покажут, как можно управлять своими эмоциями и для чего нужно уметь управлять своими эмоциями. |
Обучающиеся работают фронтально.
Предлагают варианты ответов.
.
2 стола, 2 листа А3, фломастеры.
Обучающиеся слушают представленную информацию, анализируют. Предлагают варианты ответов.
Знакомятся с понятиями
Диалог с ребятами
|
Определение темы занятия. Концентрация внимания.
Умение представить свою точку зрения.
Умение формулировать высказывание.
Умение анализировать.
Концентрация внимания.
Навык работы с устной информацией.
Анализ информации.
|
|
3 этап – деятельностный – 30 мин. |
||||
3.1. |
Упражнение, которое мы сейчас будем выполнять, называется «Чистый лист бумаги» Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Обучающимся предлагается взять лист бумаги сделать с ним то, что они сделали бы в состоянии негативных эмоций. Затем педагог предлагает вернуть предмет к первоначальному виду. Как можно справиться с негативными эмоциями – чем- то отвлечься или постараться совсем забыть ( выбросить комок бумаги в ведро). Заключение. Вы, ребята, должны думать об эмоциях, которые вы выражаете, и учиться ими правильно управлять. А чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужно научиться понимать эмоции. Я предлагаю следующее упражнение для работы «Скульптор и глина» Мне нужно три пары участников. Один их участников будет «скульптор», второй – «глиной». Ваша задача, «скульпторы», вылепить из «глины» эмоции, которые я вам предложу. Ребята, которые наблюдают, должны определить, какую эмоцию слепили «скульпторы». «Скульптор» и «глина» не разговаривают. Глина не умеет разговаривать. В мастерской полное молчание. На выполнение упражнения 1 минута. Время вышло. И сейчас мы увидим вернисаж «скульптур». Была загадана одна и та же эмоция – удивление. Что получилось у наших скульпторов, вы увидели сами. Рефлексия. Ребята, а как вы смогли понять, что это за эмоция? (Ответы детей) А я хочу лишь добавить, что у каждого из нас свои эмоции, и выражать их можно по – разному, поэтому и скульптуры получились тоже разные. С помощью эмоций можно научиться управлять не только собой, но и другими людьми. Людям свойственно перенимать и заряжаться эмоцией другого человека. И мы это проверили на деле. ФИЗМИНУТКА. На наших ладонях, ступнях и кончиках ушей расположены много точек, производя с ними манипуляции можно воздействовать на рефлекторные зоны для снятия усталости, для релаксации, для развития мелкой моторики. Массаж пальцев рук тесно связан с речевыми способностями. Возьмите массажный шарик Су-жок. Обсуждение. И мы подошли к главному вопросу «Как управлять своими эмоциями». Каждый человек - хозяин своих чувств и может предотвратить и предусмотреть отрицательные последствия своих эмоций. Поэтому своими эмоциональными реакциями на ситуации человек может и должен научиться управлять. Какие есть способы, с помощью которых человек может спустить пар? Как вести себя, чтобы не испортить отношения с окружающими и не лопнуть, как шипящий чайник? СЛАЙД. ПАМЯТКА «Как управлять эмоциями». Памятка. Как управлять эмоциями 1. Можно разрядить эмоции, высказавшись в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать.
2. Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты в различных ситуациях - смех и плач. После слез человек испытывает облегчение, а после смеха - прилив сил. Смех и плач снижают уровень напряжения человека. 3. Самую полноценную разрядку и выход эмоциям дают занятия спортом. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем. 4. Очень благотворно действуют прогулки на природе, по лесу. Пение птиц, журчание воды, лесные звуки и запахи помогают вернуть душевное равновесие. 5. Можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.). 6. Хорошо просто посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно, наоборот, потанцевать. 7. Хорошо помогает, когда сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз. 8. Смотреть на огонь, воду - прекрасное средство от негативных эмоций
|
Обучающиеся выполняют задание, используя листы бумаги.
Обучающиеся отвечают на вопросы педагога.
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЕМ
Обучающиеся работают в парах.
Обучающиеся выполняют задание с использованием видов эмоций, которые представлены на слайде.
Группа следит за работой пар, анализирует их деятельность, готовиться ответить на вопросы.
|
Отработка предложенного материала.
Концентрация внимания.
Умение представить свою точку зрения.
Умение формулировать высказывание.
Умение анализировать.
Речевая деятельность.
Навык работы с устной информацией.
Навык работы в малых группах.
Анализ информации.
Самостоятельная работа.
Овладение приёмами.
|
|
4 этап - рефлексивный - 5 мин. |
||||
4.1. |
Рефлексия занятия. Итак, мы сегодня говорили об эмоциях , чувствах и настроении, познакомились с упражнениями, которые помогут вам управлять эмоциями. Конечно, таких упражнений и техник очень много. И мы с ними еще познакомимся в дальнейшем. Но учиться управлять своими эмоциями надо постоянно. – Я хочу добавить, что умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты, распознавать эмоциональное состояние других, называется - Эмоциональный интеллект
ЦИТАТА. «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». Иоган Вольфган фон Гетте – немецкий поэт. мыслитель Сегодня мы начинали занятие с дарения улыбки. И закончить наше занятие я тоже хочу позитивными эмоциями. Только дарить мы будем сейчас то, что я порошу. Упражнение «Пушинка». Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что у вас в ладошке есть мягкая, белоснежная пушинка. Прошепчите ей все самые теплые и добрые слова и пожелания. А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга, наших гостей, улыбнитесь и подарите всем свою пушинку, дунув на ладошку. На этом занятие подошло к концу. Спасибо за работу, ребята. |
Отвечают на вопрос. |
Подведение итогов.
Перспектива деятельности. |
|
Эмоциональный интеллект- (emotionat intelligence, EQ) – умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других.
Эмоциональный интеллект обычно состоит из5 составляющих:
- Самопознание. Вы признаете собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
- Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
- Эмпатия. Вы знаете , как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
-Мотивация. Вы представляете свою цель и четко осознаете каждый следующий шаг на пути к своей цели.
- Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри организации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.