Дефектологическое занятие " Уникальное " Я"
Оценка 4.9

Дефектологическое занятие " Уникальное " Я"

Оценка 4.9
docx
01.02.2024
Дефектологическое занятие " Уникальное " Я"
Деф.занятие Февраль.docx

Дефектологическое  занятие

 «Уникальное «Я»  

 

 Тема занятия « Эмоции и чувства». Занятие из цикла «Уникальное «я». Главное характер». На занятии обучающиеся познакомятся с некоторыми приёмами управления своими эмоциями, попробуют использовать их в ситуативных упражнениях, работая самостоятельно, в парах и малых группах. 

Образовательная программа с детьми с ОВЗ

Возраст детей: 13-16 лет.

Цель открытого занятия: Формирование эмоционального интеллекта через понимание своих и чужих эмоций, способности к управлению своими эмоциями.

Задачи открытого занятия:

Расширить  знания подростков об эмоциональной сфере.

Развивать  личностные качества – гибкость, адекватную самооценку, критичность и др.

Способствовать сплочению группы и созданию доверительного климата в коллективе.

 Прогнозируемый результат. 

Обучающиеся расширят знания об эмоциональной сфере личности, приёмах управления своими эмоциями. Занятие будет способствовать сплочению группы.

Форма открытого занятия: практикум

Технологии: элементы социально-психологического тренинга

Методы и приёмы:  тренинговые  упражнения, ситуативные упражнения, беседа, творческие этюды, практическая работа, диалог, мозговой штурм. Упражнения: «Чистый лист бумаги», «Скульптор и глина», «Пушинка».

Оборудование: карточки, презентация, фломастеры, листы А, мячики для физминутки, зеркала, песочные часы.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

·        Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ. Питер, 2010 г. – 278 с.

·        Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Чуваш, ун-т. - Чебоксары, 2008. – 308 с.

·        Изард К. Э. Психология эмоций/ Перевод с англ. – СПб. Питер, 2000 г. – 464 с.

·        Ильин Е.П. Эмоции и чувства СПб. Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Мастера психологии).

 

 

 

 

 

 

Деятельность педагога

(с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения)

Деятельность учащихся

(с обозначением видов и форм активности)

Планируемый результат,

комментарии

1 этап - организационный – 5 мин.

1.1.

Приветствие.

 Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Давайте, поприветствуем  друг друга, возьмемся за руки и молча, глядя друг другу в глаза, подарим самую добрую, какая у вас есть, улыбку. Спасибо.

 

Мне хочется напомнить наши правила работы: 

1.      Говорить по одному.

2.      Слушать  говорящего,  не перебивая.

3.      Для вступления в разговор вне очереди необходимо дать знать.

4.      Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.

  1. Оценивать  только поступок, а не человека.

 

 

 

Обучающиеся сидят в полукруге.

 

 

 

Установление контакта.

Атмосфера доверия и сотрудничества.

 

Концентрация внимания.

Командное взаимодействие.

 

Работа с информацией.

 

Выполнение логических операций.

 

Представление точки зрения группы.

 

2 этап – мотивационно - проблематизирующий  -  7 мин.

2.1.

У нас сегодня открытое занятие, т.е мы открыли двери для  гостей. И у меня к вам вопрос. Ребята, что вы сейчас чувствуете, придя на открытое занятие? (ответы детей)

Чувства у всех разные, и даже выражая их одинаковыми словами, мы испытываем разные эмоции. Можно  сказать, что эти эмоции на конкретную, только эту ситуацию. Сейчас вы высказали свои эмоции, касающиеся этой ситуации.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?  (Ребята отвечают)

А о чьих эмоциях пойдет речь? О ваших эмоциях, ребята, пойдет речь.

И тема нашего занятия называется?…..

«Я и мои эмоции».

1.А что же такое эмоции, ребята? Давайте попробуем дать слову «эмоции» определение.

Давайте познакомимся с понятием «эмоции», которые  дают разные источники.

СЛАЙД. «Что такое эмоции»

Эмоции  – состояния, связанные с оценкой значимости для человека действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего,  в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);

Эмоции  – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям

(Г.Вербина. «Психология эмоций»)

– Эмоции (от латинского emoveo — потрясаю, волную) отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций,

Эмоции – это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.

Как вы думаете,  есть ли разница между чувствами и эмоциями?

Эмоции  и чувства - очень близкие понятия, часто используются, как синонимы. В чем разница между чувствами и эмоциями? Эмоции кратковременны и ситуативны. Обычно это реакция на какую-то конкретную ситуацию. А чувства более стабильны и говорят больше о самом человеке, нежели об особенностях конкретной ситуации. Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов. Эмоции - это быстрые и короткие элементы чувств. Чувства - это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций. Эмоции видны на лице, они на поверхности, а чувства в глубине и немного загадка для окружающих.   Эмоции привязаны к какой-либо ситуации, а чувства- отношение к чему-либо или кому-либо.

 Эмоции и чувства – важнейший регулятор человеческого общения.

Изменение общего эмоционального фона мы называем настроением. Настроение отличается устойчивостью и продолжительностью во времени.

                              

2. Эмоции у всех разные, по-разному проявляются. Скажите, а  какие бывают эмоции?

               СЛАЙД. ВИДЫ ЭМОЦИЙ. Базовые  и производные.

3  А как вы считаете, ребята, для чего человеку нужны эмоции?

Умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми строится на понимании своих эмоций и понимании эмоций других.

1.      Нужно ли человеку владеть своими эмоциями и зачем?

2.      Почему важно научиться управлению эмоциями?

(Ребята отвечают)

   Почему важно уметь управлять своим эмоциональным состоянием?

Во-первых, с помощью эмоций можно научиться управлять не только собой, но и другими людьми. Людям свойственно перенимать и заряжаться эмоцией другого человека. Это легко проверить на деле. Мы находимся в кинотеатре. Как говорят « Смех заразителен», стоит одному посмеяться над каким – либо фрагментом из фильма, другой смеётся

Эмоции это важная часть в общении между двумя людьми. Они могут,  как сблизить их, так и отдалить друг от друга навсегда. Под влиянием отрицательных эмоций возникают ссоры, которые могут иметь серьезные последствия. А под действием положительных - формируется симпатия, дружба или даже любовь.

 Эмоции бываю позитивные и негативные. Позитивные  - радость благодарность, веселье, нежность. Негативные - печаль, злость, отвращение, ненависть.

 

  Все ли люди умеют владеть своими эмоциями? Это дается от рождения или этому можно научиться?

Если мы не управляем своими эмоциями, они начинают управлять нами.

И сегодня мы будем работать с упражнениями, которые покажут, как можно управлять  своими эмоциями и для чего нужно уметь управлять своими эмоциями.

Обучающиеся работают фронтально.

 

 

 

 

Предлагают варианты ответов.

 

 

.  

 

 

2 стола, 2 листа А3, фломастеры.

 

Обучающиеся слушают представленную информацию, анализируют.

Предлагают варианты ответов.

 

 

 

 

 

Знакомятся с понятиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог с ребятами

 

Определение темы занятия.

Концентрация внимания.

 

Умение представить свою точку зрения.

 

 

 

Умение формулировать высказывание.

 

Умение анализировать.

 

 

 

 

 

Концентрация внимания.

 

Навык работы с устной информацией.

 

Анализ информации.

 

 

3 этап – деятельностный – 30 мин.

3.1.

Упражнение, которое мы сейчас будем выполнять, называется «Чистый лист бумаги»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения.

Обучающимся  предлагается взять лист бумаги сделать с ним то, что они сделали бы в состоянии негативных эмоций. Затем педагог предлагает вернуть предмет к первоначальному виду. Как можно справиться с негативными эмоциями – чем- то отвлечься или постараться совсем забыть ( выбросить комок бумаги в ведро).

Заключение.  Вы, ребята, должны думать об эмоциях, которые вы выражаете, и учиться ими правильно управлять. А чтобы  научиться управлять своими эмоциями, нужно научиться понимать эмоции.

Я предлагаю следующее упражнение для работы «Скульптор и глина»

Мне нужно три пары участников.

Один их участников будет «скульптор», второй – «глиной». Ваша задача, «скульпторы», вылепить из «глины» эмоции, которые я вам предложу. Ребята, которые наблюдают, должны определить, какую эмоцию слепили «скульпторы». «Скульптор» и «глина» не разговаривают. Глина не умеет разговаривать. В мастерской полное молчание.  На выполнение упражнения 1 минута. Время  вышло. И сейчас мы увидим вернисаж «скульптур».

Была загадана одна и та же эмоция – удивление. Что получилось у наших скульпторов, вы увидели сами.

 Рефлексия. Ребята, а как вы смогли понять, что это за эмоция?

                                        (Ответы детей)

А я хочу лишь добавить, что у каждого из нас свои эмоции, и выражать их можно по – разному, поэтому и скульптуры получились тоже разные.

С  помощью эмоций можно научиться управлять не только собой, но и другими людьми. Людям свойственно перенимать и заряжаться эмоцией другого человека. И мы это проверили  на деле.

ФИЗМИНУТКА. На наших ладонях, ступнях и кончиках  ушей расположены много точек, производя с ними манипуляции можно воздействовать на рефлекторные зоны для снятия усталости, для релаксации, для развития мелкой моторики. Массаж пальцев рук тесно связан с речевыми способностями. Возьмите массажный шарик Су-жок.

Обсуждение.

И мы подошли к главному вопросу «Как управлять своими эмоциями». Каждый человек - хозяин своих чувств и может предотвратить и пре­дусмотреть отрицательные последствия своих эмоций. Поэтому своими эмоциональными реакциями на ситуации человек может и должен научиться управлять.

Какие есть способы, с помощью которых человек может спустить пар? Как вести себя, чтобы не испортить отношения с окружающими и не лопнуть, как шипящий чайник? 

СЛАЙД. ПАМЯТКА «Как управлять эмоциями».

Памятка. Как управлять эмоциями

1.      Можно  разрядить эмоции, высказавшись в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать.

 

2.      Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты в раз­личных ситуациях - смех и плач. После слез человек испыты­вает облегчение, а после смеха - прилив сил. Смех и плач сни­жают уровень напряжения человека.

3.      Самую полноценную разрядку и выход эмоциям дают занятия спортом. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

4.      Очень благотворно действуют прогулки на природе, по лесу. Пение птиц, журчание воды, лесные звуки и запахи помогают вернуть душевное равновесие.

5.      Можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.).

6.      Хорошо просто посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно, наоборот, потанцевать.

7.      Хорошо помогает, когда сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз.

8.      Смотреть на огонь, воду - прекрасное средство от негативных эмоций

 

 

 

Обучающиеся выполняют задание, используя листы бумаги.

 

 

 

 

Обучающиеся отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

 

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЕМ

 

Обучающиеся работают  в парах.

 

 

 

 

Обучающиеся выполняют задание с использованием видов эмоций, которые представлены на слайде.

 

 

 

 

 

 

 

Группа следит за работой пар, анализирует их деятельность, готовиться ответить на вопросы.

 

 

 

Отработка предложенного материала.

 

 

 

Концентрация внимания.

 

 

 

 

Умение представить свою точку зрения.

 

 

 

 

 

Умение формулировать высказывание.

 

Умение анализировать.

 

Речевая деятельность.

 

Навык работы с устной информацией.

 

 

 Навык работы в малых группах.

 

Анализ информации.

 

  Самостоятельная работа.

 

 

Овладение приёмами.

 

4 этап -  рефлексивный  - 5  мин.

4.1.

Рефлексия занятия. Итак, мы сегодня говорили об эмоциях , чувствах и настроении, познакомились с упражнениями, которые помогут вам управлять эмоциями. Конечно, таких упражнений и техник очень много. И мы с ними еще познакомимся в дальнейшем. Но учиться управлять своими эмоциями надо постоянно.

–  Я  хочу добавить, что  умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты, распознавать эмоциональное состояние других, называется -

                                      Эмоциональный интеллект

  

ЦИТАТА. «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». Иоган Вольфган фон Гетте – немецкий поэт. мыслитель

Сегодня мы начинали занятие с дарения улыбки. И закончить наше занятие я тоже хочу позитивными эмоциями. Только дарить мы будем сейчас то, что я порошу.

Упражнение  «Пушинка». Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что у вас в ладошке есть мягкая, белоснежная пушинка. Прошепчите ей все самые теплые и добрые слова и пожелания. А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга, наших гостей, улыбнитесь и подарите всем свою пушинку, дунув на ладошку.

На этом занятие подошло к концу. Спасибо за работу, ребята.

Отвечают на вопрос.

Подведение итогов.

 

Перспектива деятельности.

 

Эмоциональный интеллект- (emotionat intelligence, EQ) – умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других.

 Эмоциональный интеллект обычно состоит из5 составляющих:

- Самопознание. Вы признаете собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.

- Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

- Эмпатия. Вы знаете , как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.

-Мотивация. Вы представляете свою цель и четко осознаете каждый следующий шаг на пути к своей цели.

- Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные  сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри организации.


 

Дефектологическое занятие «Уникальное «Я»

Дефектологическое занятие «Уникальное «Я»

Приветствие. Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги

Приветствие. Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги

Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г

Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г

Эмоции это важная часть в общении между двумя людьми

Эмоции это важная часть в общении между двумя людьми

А я хочу лишь добавить, что у каждого из нас свои эмоции, и выражать их можно по – разному, поэтому и скульптуры получились тоже разные

А я хочу лишь добавить, что у каждого из нас свои эмоции, и выражать их можно по – разному, поэтому и скульптуры получились тоже разные

Упражнение, которое мы сейчас будем выполнять, называется «Чистый лист бумаги»

Упражнение, которое мы сейчас будем выполнять, называется «Чистый лист бумаги»

Эмоциональный интеллект обычно состоит из5 составляющих: -

Эмоциональный интеллект обычно состоит из5 составляющих: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024