«Действенный анализ стихотворения С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»»
Оценка 5

«Действенный анализ стихотворения С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл—11 кл
02.05.2023
«Действенный анализ стихотворения С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»»
Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. На занятиях в творческом объединении «Художественное слово» ребята учатся понимать, что литература представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как сре¬да духовной жизни человека, как средство развития личности, как источни¬к творческого вдохновения. В процессе работы дети овладевают приемами действенного анализа художественного произведения, без которого, считаю, невозможно раскрыть природные задатки детей при изучении азов писательского мастерства и исполнении художественных текстов в процессе обучения мастерству чтеца. (Учащиеся приступают к подготовке художественного чтения произведения только после его действенного анализа, в процессе которого как раз определяют, каким образом читать данное произведение, чтобы передать авторский замысел.) Работа «Действенный анализ стихотворения С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»» – одна из тем курса «Художественное слово».
Кирданова М.А., Сочи, Действ.анализ ст. Есенина.docx

 

Сведения об авторе

Ф.И.О автора:  Кирданова Марина Абакаровна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Полное наименование ОО: МБУ ДО ЭБЦ г. Сочи, объединение «Художественное слово»

Название работы: «Действенный анализ стихотворения С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»»

контактный телефон: 8-918-3872933

Аннотация к работе

«Действенный анализ стихотворения С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»»

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. На занятиях в творческом объединении «Художественное слово» ребята учатся понимать, что литература представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как сре­да духовной жизни человека, как средство развития личности, как источни­к творческого вдохновения. В процессе работы дети овладевают приемами действенного анализа художественного произведения, без которого, считаю, невозможно раскрыть природные задатки детей при изучении азов писательского мастерства и исполнении художественных текстов в процессе обучения мастерству чтеца. (Учащиеся приступают к подготовке художественного чтения произведения только после его действенного анализа, в процессе которого как раз определяют, каким образом читать данное произведение, чтобы передать авторский замысел.)

Работа «Действенный анализ стихотворения С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»» – одна из тем курса «Художественное слово».

 

«Действенный анализ стихотворения

С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»»

Мне грустно на тебя смотреть,

Какая боль, какая жалость!

Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась.

 

Чужие губы разнесли

Твое тепло и трепет тела.

Как будто дождик моросит

С души, немного омертвелой.

 

Ну что ж! Я не боюсь его.

Иная радость мне открылась.

Ведь не осталось ничего,

Как только желтый тлен и сырость.

 

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок.

 

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было и так будет после.

Как кладбище, усеян сад

В берез изглоданные кости.

 

Вот так же отцветем и мы

И отшумим, как гости сада...

Коль нет цветов среди зимы,

Так и грустить о них не надо.

 

В отечественную литературу С. Есенин вошел как выдающийся лирик. Одно из наиболее сильных достоинств поэзии Есенина – талантливое художественное воплощение тончайших, интимнейших чувств и переживаний, навеянных суровым временем, в которое жил поэт.

По идейно-тематическому содержанию, раздумьям и чувствам творчество поэта неоднородно. В наследии Есенина вечное, бесспорное находится в сложнейшем переплетении с преходящим, спорным. Есенин своим творчеством искал выхода из противоречий эпохи и из собственных противоречий.

Поэзия Есенина – своеобразный лирический дневник. Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…» относится к тем его страницам, которые более всего заполнены словами восторга и восхищения, страдания и радости, а именно к страницам любовной лирики поэта. Она поражает нас своей одухотворенностью, нежностью, трепетностью. И особое место здесь занимает лирический цикл «Любовь хулигана», который включает и анализируемое стихотворение. (В цикл входят семь стихотворений: «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер черные брови насопил…».)

 

Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть» было написано в конце 1923 года, после возвращения Есенина из-за границы.

Прототипом образа лирической героини послужила первая красавица камерного театра Таирова Августа Леонидовна Миклашевская, сразу же пленившая Сергея Есенина. Но сама Миклашевская была весьма холодна и сдержанна: она знала о недавнем разрыве Есенина с Дункан.

Хотя цикл посвящен Миклашевской, тем не менее он представляет собой тонкое художественное обобщение любовных переживаний поэта, его глубоких раздумий о своей судьбе.  Цикл стихотворений «Любовь хулигана» можно рассматривать как отход поэта от стихии «кабака», как этап на пути к духовному выздоровлению. Несмотря на то что весь цикл подчинен одной идее, каждое стихотворение цикла имеет свою тональность и окраску. Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть» является самым мрачным по колориту, тональности, идейному звучанию из всех стихотворений цикла.

Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть» написано в жанре элегии с элементами романса – грустного, печального стихотворного раздумья.

Красной нитью в стихотворении проходит тема одиночества, неутешной тоски.

Мне грустно на тебя смотреть,

Какая боль, какая жалость!..

Душевный надлом, острая «лермонтовская» неудовлетворённость и неприкаянность – всё приводит лирического героя к глубокому разочарованию. Ведь счастье здесь невозможно вообще; между лирическими героями встал «другой»:

Чужие губы разнесли

Твоё тепло и трепет тела…

И в этой невозможности соединения двух любящих сердец весь трагизм ситуации:

Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась…

 

            Но, несмотря на пронизывающие все стихотворение мотивы утраты, основной мотив в нём всё же выражен словами:

                        Иная радость мне открылась…

            Стихотворение предвосхищает новые настроения поэта, преодоление им боли, пессимизма.

Таким образом, это стихотворение, как и весь цикл, можно рассматривать как промежуточное звено в цепи художественной эволюции С.А. Есенина. Поэт впоследствии найдет в себе силы вырваться из «смешного разлада» и создать самый светлый цикл «Персидские мотивы».

            Итак, проведем действенный анализ стихотворения С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…» с целью изучения творчества поэта и подготовки художественного чтения данного стихотворения.

1.      Стихотворный размер и рифмовка. Стихотворение написано ямбом:

 

Мне – груст |– но – на |– те – бя |– смот – реть|

             1            2         3       4       5      6        7          8

 

Ударные слоги 2,4,6,8 (выделены жирным шрифтом), т.е. это четырехстопный ямб.

Во второй и третьей строке (3-4; 5-6) наблюдаем явление пиррихия – двусложной стопы, не имеющей ударных слогов. Схема ямба 2+2.

Вспомогательным ритмическим элементом стиха является клаузула – окончание стиха. В анализируемом стихотворении мужские клаузулы в первой и третьей строках каждой строфы сочетаются с женскими клаузулами во второй и четвертой строках.

Мне грустно на тебя смо-треть,

Какая боль, какая жа-лость!

Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой ос-та-лась.


            В этом стихотворении перекрестная рифмовка
(смотреть – медь; жалость – осталась), то есть схема рифмовки: а б а б

2.      Композиция стихотворения.

Лирические произведения С.А. Есенина обычно имеют стройную композицию, стихотворения отличаются цельностью, завершенностью. Начало лирического стихотворения у Есенина – важный структурный момент. Оно обычно вводит тему, развитием которой служит произведение в целом:

Мне грустно на тебя смотреть.

Далее в композиции этого стихотворения последние две строчки каждой строфы закрепляют «сгустки» лирических переживаний. В структурном плане они напоминают афоризмы:

Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась…

 

Как будто дождик моросит

С души, немного омертвелой…

 

Ведь не осталось ничего,

Как только желтый тлен и сырость… И так далее.

           

Важную роль в стихотворениях С.А. Есенина выполняют своеобразные формулы-обобщения жизненных наблюдений, которые стоят обычно в конце лирического произведения. Но такие формулы-выводы могут стоять и в середине стихотворения, быть его содержательным центром:

            Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок.

Такие формулы-афоризмы имеют подчеркнуто эмоциональный характер. При чтении этот содержательный центр стихотворения будем выделять сильным логическим ударением, а, чтобы еще больше подчеркнуть парадокс ситуации, после слов, обозначающих меру противопоставления «мало-много», будем делать небольшие паузы.

Вообще, мы считаем, что чтение этого стихотворения должно быть окрашено частыми паузами и своеобразным распевом гласных некоторых слогов:

Мне грустно на тебя смотре-еть…

            Какая бо-оль…

Это позволит чтецу передать слушателям всю глубину печали, выраженную в стихотворении.

3.      Интерпретация текста стихотворения через его поэтический язык.

Несмотря на то что в стихотворении использована общеупотребительная лексика, обилие художественных средств делает язык данного стихотворения необыкновенно поэтичным. Есенин использует:

А) эпитеты – художественное определение, придающее образность и эмоциональность выражению: ивовая медь, омертвелая душа, желтый тлен, в берез изглоданные кости. Эти эпитеты в есенинском стихотворении подчёркивают чувство одиночества, осенней тоски, уныния.

Б) Определенную эмоциональную окраску в стихотворение вносят и сравнения:

            Как кладбище, усеян сад

            В берез изглоданные кости…

            …Вот так же отцветем и мы

И отшумим, как гости сада...

В) Фигуры поэтического синтаксиса.

Инверсия

            Ведь не осталось ничего

            Вот так же отцветем и мы

            Анафора

            Смешанная жизнь, смешной разлад…

            Антитеза

            Так мало пройдено дорог,

            Так много сделано ошибок…

Г) В стихотворении употребляется такой вид звукописи, как

Ассонанс

Смотре-еть, ме-едь

Жа-алость, оста-алась…

Ассонанс использован с целью придания стихотворению большей мелодичности, плавности, чтобы фразы не звучали как «стаккато», а «плыли».

В строках стихотворения «Чужие губы разнесли/ Твое тепло и трепет тела» можно изменением высоты и немного громкости звучания показать напряженную борьбу чувств. И затем «омертвелым» (Как есенинские эпитеты помогают выбрать нужную интонацию!), можно даже немного монотонным голосом показать чувство одиночества и осенней тоски:

Как будто дождик моросит

С души, немного омертвелой…

С ещё большими оттенками тех же чувств исполняются и строки «Как кладбище, усеян сад/ В берез изглоданные кости».

Стихотворение Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…» – это целый калейдоскоп чувств, эмоций, красок, мелодических звучаний. Здесь и горечь утрат, невозвратность потерь, одиночество и тоска, но есть и светлые, хотя тоже минорные тона:

                                Ну что ж! Я не боюсь его.

                                Иная радость мне открылась…

Эти строки уже можно читать, придавая голосу больше легкости, прозрачности. Ударения здесь уже будут мягкие, звучание плавное.

                        Вообще, читать это стихотворение нужно так, чтобы после его прослушивания не осталось мрачного настроения. Ведь накал горьких, щемящих сердце чувств, острая борьба в душе поэта приводит его не к отрицанию жизни, а к её утверждению. Лирический герой стихотворения С.А. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» сумел после всех переживаний обрести ощущение многокрасочности бытия. В жизни, как и в природе, есть все: и весна, и осень, и зима… Вот поэтому 

                        Коль нет цветов среди зимы,

                        Так и грустить о них не надо…

 

Отсюда и светлый тон, легкая прозрачная грусть в голосе на последних, завершающих строчках.

Использованная литература:

1)      Есенин С.А. Несказанное, синее, нежное. Стихи. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 1998 г.

2)      Юшин М. Сергей Есенин. Проблемы творчества. М.Современник, 1978 г.

 


 

Сведения об авторе Ф.И.О автора:

Сведения об авторе Ф.И.О автора:

В берез изглоданные кости.

В берез изглоданные кости.

Нам в сентябре с тобой осталась…

Нам в сентябре с тобой осталась…

Как только желтый тлен и сырость…

Как только желтый тлен и сырость…

Как есенинские эпитеты помогают выбрать нужную интонацию!), можно даже немного монотонным голосом показать чувство одиночества и осенней тоски:

Как есенинские эпитеты помогают выбрать нужную интонацию!), можно даже немного монотонным голосом показать чувство одиночества и осенней тоски:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2023