Тема «Действия с обыкновенными дробями. Умножение и деление обыкновенных дробей» занимает одно из важных мест в изучении математики.
Данный урок является уроком изучения нового материала.
Во время урока учащиеся совершают восхождение по лестнице успеха.
Целью урока является:
повторение и систематизация изученного материала по теме;
формирование навыков компетентностного подхода – учиться применять свои знания;
формирование креативных навыков продуктивной деятельности -добывание знаний непосредственно из реальности;
развитие навыков критического мышления – оценивать работы свои и одноклассников;
совершенствовать коммуникативную компетентность – навыки сотрудничества.
Урок математики в 5 «Г» классе
Тема: «Действия с обыкновенными дробями.
Умножение и деление обыкновенных дробей».
Цели урока:
повторить и систематизировать изученный материал по теме; формирование
навыков компетентностного подхода – учиться применять свои знания;
формирование креативных навыков продуктивной деятельности -добывание знаний
непосредственно из реальности;
развивать навыки критического мышления – оценивать работы свои и
одноклассников;
совершенствовать коммуникативную компетентность – навыки сотрудничества;
развивать наблюдательность, логическое мышление, память;
воспитание активности, толерантного отношения друг к другу, стремления к
творческой деятельности
План и ход урока:
I.Орг.момент аутотренинг (под лёгкую музыку):
Учитель: «Закройте, пожалуйста, глаза. И пожелайте мысленно друг другу те слова,
которые Вы бы хотели услышать сами. Откройте глаза. Ребята, Вы просто молодцы. У
Вас есть всё, чтобы мы сегодня справились с нерешёнными жизненными проблемами:
желание, интерес, единомышленники, друзья».
(Сообщить тему урока, сформулировать цели урока., познакомить с планом работы
на уроке, психологический настрой)
Сегодня мы с вами будем работать на листах с печатной основой и в листах
самооценки своих знаний ,запишите число и тему урока. За каждый этап работы на
уроке вы себе будете ставить баллы в листы самооценки, а в конце урока мы узнаем,
кто из вас был успешен на уроке.
В русском языке есть поговорка «Попал в тупик», то есть попал в такое положение,
откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: «Попасть в дроби» – это
означает, что человек, «попавший в дроби» попал в трудное положение. Эта
поговорка напоминает о тех временах, когда дроби считались самым трудным
разделом математики.
Во время урока мы совершим восхождение по лестнице успеха.
И попадем ли мы с вами в тупик, мы узнаем к концу урока.
II.Актуализация опорных знаний
Я предлагаю шагнуть на первую ступеньку «Это ты можещь!»(Совершенствование вычислит.навыков) «Быстрый счет»
Задания: Ответы:
8)1
13)6
5
7
23
7
13
24
1
13
4
13
7
23
87)2
)3
)4
12
13
7
13
4)5
14
33
14
33
2
9
1
4
5
12
2
10)7
)8
)9
1
3
5
12
29
30
3)10
5
7
3
5
14
23
13
24
13)1
15)2
)4
8)3
3
13
1
30
1)5
14
23
13
24
13)1
15)2
8)3
)4
1)5
3
13
1
30
Выполняется самопроверка (ответы на слайде ), подсчитывается количество
решенных примеров и из них правильных.
Мы справились с заданиями первой ступени и поднимемся на вторую ступень
«Вспомним», (выполняются устные задачи на логическое мышление, аналогии,
поисковую деятельность, знание теоретического материала).
Назвать антонимы для математических понятий:
плюс-минус; умножение- равенство- уменьшение-
известное-
простое- числитель- целое- правильная-
Дополни словосочетания:
1. обыкновенная...
5. выполнить ... 6. заполнить ...
4. сравнить ...
2. значение ...
3. корень ...
Проанализировать следующую таблицу:
Числитель
Черта
Знаменатель
Прямая
Кривая
Дробь
Прямая
Сравнение дробей
Сложение дробей
Луч
Ломаная
Вычитание дробей
Представьте неправильные дроби в виде смешанного числа:
2Представьте смешанные числа в виде неправильных дробей:
;
;
99
11
7
2
19
4
Сократите дроби:
1
5
24
4;
3
20
2;
7
51
9
21
;
18
24
;
21
35
«Четвертый лишний»
2
5
;
4
8
;
6
11
;
13
14
2
3
;
3
4
;
5
6
;
27
9
7
2
9
;
35
3
;
15
26
24;
3
8
Восстановите деформированные равенства:
?
32
56
4
7
??
4
24
18
1
30
6
Назовите число, обратное данному:
9
15
3
5
;
1
8
0;1;
10
37
Поднимаемся на следующую ступень «Дружно все вместе».
Тест – прогноз ( верно ли утверждение?)
(Учащиеся отвечают с помощью сигнальных карточек:согласны-зеленая, не согласны
–красная и оценивают себя)
1.
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями знаменатель остаётся
тем же, а числители складываются.
2. Аликвотная дробь -это дробь знаменатель которой равен единице.
3. Чтобы сложить смешанные числа , надо сложить их целые части и отнять сумму
дробных частей.
34. Если при сложении дробей получается неправильная дробь, то надо результат
записать в виде смешанного числа.
5. Чтобы из единицы вычесть дробь, надо единицу записать в виде неправильной
дроби со знаменателем, равным знаменателю дроби, которую вычитаем.
6. Дробь называется неправильной, если числитель меньше знаменателя
Поднимаемся на следующую ступень «Сами умеем».
Из данных пар дробей выбрать любую и предложить ее соседу по парте:
8
; 6
и 4
и 4
и 1
; 5
5
12
1
3
4
5
3
4
7
9
2
3
Выполнить задания:
Сравнить их
Найти сумму
Найти разность
Взаимопроверка:
)1
12)2
4)3
3
4
1
12
8)2
)1
4
9
1
9
5)3
)1
10)2
1)3
11
20
1
20
Физкультминутка
Под музыку выполняются задания на развитие внимания.
III. Изучение нового материала
Поднимемся еще на одну ступеньку «В знании-сила»
Дается историческая справка. Предлагается решить прямую задачу на нахождение
площади прямоугольника по длине и ширине: а=7 см, в=5см. И обратную: площадь
равна 35 см, ширина 5 см. Найти длину.
Затем решаются те же задачи ,только длины сторон дробные числа.
a
5
7
bcм
,
2
3
см
,
S
?
4S
5
7
2
3
25
37
10
21
2
см
Как получается площадь? Как умножить дробь на дробь?
а
b
c
d
сa
db
b
2
3
см
,
S
10
21
2
см
,
а
?
а
10
21
:
2
3
?
5
7
2 а
3
10
21
а
10
21
3
2
2
3
3
2
а
10
21
3
2
5
10
21
7
1
3
2
1
5
7
см
а
b
c
d
:
a
b
d
c
ad
bc
Делается вывод: формулируются правила умножения и деления обыкновенных
дробей.
IV.Закрепление изученного материала
Выполните умножение и результат проверьте с помощью обратного действия.
Вставьте пропущенные числа и знаки :
3
7
3
7
2
9
4
9
2
9
2
9
7
11
3
5
:
:
2
21
27
14
14
99
23
97
93
27
72
119
54
39
20
27
5Выполните действия и установите соответствие
:
3
5
3
5
4
17
22
25
2
9
14
25
:
20
51
2
33
V.Домашнее задание
Работа с опорным конспектом и треннинговым листом
VI. Рефлексия
«Мысли вслух об уроке»
6