Учебно-воспитательные цели урока:
1. Обобщение учебного материала по теме: «Положительные и отрицательные числа».
2. Развитие познавательного интереса к урокам математики через игровые моменты.
3. Совершенствование вычислительных навыков учащихся.Конспект обобщающего урока по математике в 6-м классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками"
Цели урока:
• Закрепить навыки учащихся в действиях с числами (положительными и отрицательными), закрепить понимание правил сложения отрицательных чисел, чисел с разными знаками.
• С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала.
• Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся.
Оборудование (на каждой парте):
1. Листы для устного счета
2. Листы для развития мышления
3. “Словарный диктант”
4. Тест: “Действия с рациональными числами”
Конспект обобщающего урока по математике в 6м классе по теме: "Сложение чисел с
разными знаками"
Цели урока:
Закрепить навыки учащихся в действиях с числами (положительными и
отрицательными), закрепить понимание правил сложения отрицательных чисел,
чисел с разными знаками.
С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке,
добиться сознательного усвоения материала.
Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся.
Оборудование (на каждой парте):
1. Листы для устного счета
2. Листы для развития мышления
3.
“Словарный диктант”
4. Тест: “Действия с рациональными числами”
Ход урока
I. Организационный момент Мы познакомились с положительными и
отрицательными числами, при изучении этой темы узнали много новых слов. В
начале урока проведем “словарный диктант”
II. “Словарный диктант” (вставить пропущенные буквы)
Вариант 1
1. Изм.. .нение
2. К.. .рд.. .ната точки
З. Пр.. мая
4. П.. .л. . .жительное число
5. П... вышение
6. Н.. .чало от.. .чета
7. Модул... ч.. .сла
8. Пр.. .т.. .воположные чис лаВариант 2
1. Коорди..натная пр..мая
2. ..трицательное число
3. П..р..м..щение
4. Ув..л..чение
5. Н..чало к..рд..нат
6.П..н..жение
7. ..елые числа
8. Модул.. ч..сла
III.Устная работа
Какие числа называются целыми?
Какое число больше, если одно из них положительное, а другое отрицательное?
Какое из чисел больше: отрицательное или ноль?
Какое из чисел меньше: положительное или ноль?
Чему равна сумма противоположных чисел?
Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
IV. Устный счет
47
210
313
616
581
717
818
919
820
10+5 8+5 9+7 11+1 6+3 19+2 83+2 17+5 27+7
45
95
27
69
84
61
39
28
36
36
28
39
61
45
95
27
69
84
63
27
46
19
28
54
34
91
47
V.1)Проверка д/з №1062(а,в) (учебник) Решение уравнений
2) “Развитие мышления” Тренируем мышление, учимся думать по аналогии
а) Найдите пропущенное число
5х
2=3
3х4=2
9х+8=35
6х3=21
1
8
27
?
б) Найдите неизвестное число
15
х=11
3x2=1
34
?
x+5=8
13x=11
в) Найдите неизвестное число
МЕТР
О
ОКРУГ
МЕТ
Р
КРУ
Г
РОМБ
РОМ
8х=3
4х+7=11
57х=?
VI. Тема урока (в тетрадях)
Найти значение суммы:
1) 10+7
2) 4,6+6,3
3) 13,8+(5,2)4) 7,14+(12,4)
5) 4,8+4,8
6) 1+0,329
7) 5/14+7/10
8) 8/15+1
9) 2 +(3 )
10) 6
11) 4
VII.Стихотворение
Сложение отрицательных чисел
1. Числа отрицательные, новые для нас,
Лишь совсем недавно изучил наш класс,
Сразу поприбавилось всем теперь мороки:
Учат учат правила дети все уроки.
2. Если уж захочется очень вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак “минус” взять да приписать.
3. Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут. \
Больший модуль быстро очень выбираем
Из него мы меньший модуль вычитаем.
4. Самое же главное знак не позабыть!
“Вы какой поставили?” мы хотим спросить.Вам секрет откроем, проще дела нет,
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.
VIII. Тест
“Действия с рациональными числами”
В каждом столбике выберите те примеры, которые не содержат ошибок.
Подсчитайте их количество и запишите это число в соответствующий квадрат.
0,7 0,3 = 0,4
3,7 6,5 = 10,2
1,3 0,7 = 0,8
2,4 5,4 = 3
7,4 5,5 = 1,9
8,21 7,21 = 1
9,9 1,9 = 8
0,8 0,3 = 1,1
8,4 4,3 = 3,9
9,4 8,4 = 1
0,8 0,9 = 0,1
3,6 – 6,1 = 9,7
4,3 6,85 = 2,55
1,4 – 4,43 = 3,03
5,73 6,9 = 1,17
5,29 – 1,29 = 4
10 11,3 = 1,3
0,5 – 0,84 = 1,34
6,9 12,92 = 6,02
9,15 3,4 = 12,19
IX. Дом.задание№1082 №1083 №1066(г, д, е)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
НА ТЕМУ: "КВАДРАТ И КУБ ЧИСЛА"ЦЕЛИ УРОКА:
Закрепить знания детей о квадратах и кубах числа;
Повторить таблицу умножения и компоненты при умножении;
Следить за правильным произношением.
ОБОРУДОВАНИЕ:
таблички, карточки, словарь.
СЛОВАРЬ:
основание, показатель степени, одинаковое число, произведение равных чисел,
в квадрате, в кубе.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный счет.
4. Решение примеров на квадраты и кубы чисел.
5. "Кто быстрей".
6. Сравнение чисел.
7. Итог урока.ОБОРУДОВАНИЕ ТАБЛИЧКИ:
КАКОЕ ДЕЙСТВИЕ?
ВОЗВЕДЕНИЕ ЧИСЛА В СТЕПЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЬ СТЕПЕНИ
ОСНОВАНИЕ
В КВАДРАТЕ, В КУБЕ
ОДИНАКОВЫЕ ЧИСЛА
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Ребята, здравствуйте.
Какое сегодня число?
Сегодня 21 ноября.
Какой сейчас урок?
Сейчас урок метематики.
Кто сегодня дежурный?
Я дежурный.
Кого нет в классе?
В классе все.
Что было задано на дом?
На дом задано решить примеры на квадраты и кубы чисел.
Все выполнили домашнее задание?
Да.
Вопросы есть? Что непонятно было?
Вопросов нет.
2. Проверка домашнего задания (примеров). Поставьте знаки: "больше",
"меньше", "равно".
4³>2³
6²…36
3³…3²
4²…4³
4²…4³
5³…100
2²…3
81…9²
81…9²
7²…5²
5²…5³
49…7²
4²…13
8²…64
6…6²
2³…7
4³…4²
5³…5²
8²…64
4²…10
3²…15
5²…5²
3³…25
4³…64
3³…27
3²…7
7³…7²3. Устный счет.
Ребята, ответьте на вопросы:
Чему равно 40∙7=280
Как называется первое число?
Первый множитель.
Как называется второе число?
Второй множитель.
Как называется ответ?
Произведение.
Сейчас повторим таблицу умножения.
8∙60=
70∙3=
3∙50=
8·30=
9·9=
4·8=
4. Решение примеров на квадраты и кубы чисел.
Число: 3²
Как мы называем это число 3 ? Основание.
Как называется вот это число 2? Показатель степени.
Чему равно основание? Трем.
Чему равен показатель степени? Двум (два).
Прочитайте число "Три в квадрате".
Ребята, почему в квадрате?
Потому, что площадь квадрата со стороной а равна а∙а, т.е. а² Поэтому, степень с
показателем 2 называют квадратом основания.
Ребята, покажите квадрат.
Вот квадрат.
Почему в кубе?
Потому, что объем куба с ребром а равен а∙а∙а, т.е. а³ Поэтому, степень с показателем 3
называют кубом основания.
Соревнование "Кто быстрей".
быть учителем?
Я хочу быть учителем.
Ребята, встаньте, разделитесь на команды. Какая из команд правильно и быстрее решит эти
примеры:
5.
Кто хочет
125+225=
500125=
215+235=
600125=600125=
60∙70=
540:6=
80∙9=
6. Сравнение чисел. Работа с карточками.
в степень числа и сравните полученные результаты. Подумайте хорошо. Поставьте нужные
знаки: Больше > Меньше < Равно =
Ребята, сейчас я раздам карточки. Возведите
3³>3²
4²…4³
5³…100
2²…3
81…9²
4²…4³
81…9²
6²…36
3²…15
3³…25
4³…64
3³…27
3²…7
5²…5²
7³…7²
4²…10
49…7²
8²…64
6…6²
2³…7
4³…4²
4²…13
5³…5²
5²…5³
9²–2²…6²–3²
3²–5²…3²–6²
2³–8…5³:5
49:7²…9³:81
5²+4²…8²–4²
9²–2²…6²∙3²
4³…3³
3³:27…8²:64
Ребята, запишите домашнее задание в тетрадь (решите эти примеры и поясните результат):
2²=4
2³=8
4²–3²2=144
8³–4³=448
6³+6²=252
121:11²=1
7. Итог урока.
- Ребята, что мы делали на уроке?- На уроке мы говорили, писали, считали,
думали, решали примеры, играли.- Правильно. Ребята, как вы думаете? Как
отвечала Торгын?- Какую оценку вы бы поставили ей? Оценивайте справедливо.
- Хорошо. Ребята, урок закончен. Встаньте. Попрощайтесь
Конспект уроков (3 ч) по математике в 6 классе по теме:
"Координатная плоскость"Уроки проводятся либо в компьютерном классе, либо в кабинете математики при
наличии одного компьютера и проекционного оборудования.
Для уроков используется обучающая программа "Координатная плоскость",
оформленная как мультимедийная презентация Power Point (данная презентация
выполнена автором разработки).
На изучение темы "Координатная плоскость" отводится по программе 3 часа.
Данная презентация позволяет сократить время, которое затрачивает учитель
на выполнение построений на доске. Здесь главную роль в построении
выполняет сам компьютер, что привлекает внимание и у учащихся возникает
интерес к происходящему. Поэтапное выполнение всех действий помогает
лучшему пониманию и запоминанию информации.
.
В качестве учебного пособия используется учебник математики 6 класса авт.
Виленкин Н.Я. и др.
Цели уроков:
-ознакомление с прямоугольной системой координат на плоскости
-научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, строить точки
по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на
координатной плоскости; хорошо воспринимать на слух координаты; четко и
аккуратно выполнять геометрические построения
-развитие творческих способностей
-воспитание интереса к предмету
Презентация рассчитана на использование на протяжении 3 уроков данной
темы. Презентация состоит из 35 слайдов.
Распределение содержания презентации по урокам:
1 урок - слайды 1-13
2 урок - слайды 14-19
3 урок - слайды 20-35www
www
. yandex
.rambler.ru), Яndex
.ru), Google (http://www.google.com) и др.
До начала изучения темы дать задание детям написать доклад или сделать
презентацию о великих ученых: о Гиппархе, Птолемее, Декарте, о различных
системах координат. Предложить использовать для этого как энциклопедии, так
и различные поисковые машины Интернета, обязав сделать ссылки на источник
(книга, адрес в интернете). Можно рекомендовать обратиться к следующим
поисковым машинам: Rambler (http://
(http://
Презентации учащихся можно включить в презентацию учителя, как
самостоятельные фрагменты. На внеклассном занятии можно провести конкурс
презентаций учащихся.
После изучения темы предложить учащимся разработать с помощью Publisher
буклет или бюллетень. В них можно отразить все важные моменты изученной
темы, историю возникновения координатной плоскости и др. (информацию
также можно найти в Интернете). Публикацию в дальнейшем можно
использовать в качестве памятки по теме.
План урока.
1урок.
1.Подготовительный этап (10 мин.)
Учитель проводит вступительную беседу, в ходе которой дети самостоятельно
"приходят" к теме урока.
Можно предложить детям, например, по билету найти место в зрительном зале,
или определить местоположение шахматной фигуры на шахматной доске. Или
можно начать урок с чтения послания из бутылки, найденной в море, с
информацией о зарытом кладе.
"Клад зарыт в пяти шагах на север и трех шагах
на восток от столетнего дуба…"…
Рассмотреть необходимость возникновения координат.
О.
Сокрови
кла
д2.Сообщение темы и определение целей урока (2 мин.)
Слайды обязательно сопровождаются дополнительным объяснением учителя.
Начало просмотра презентации.
На первом слайде расположены основные моменты презентации в виде
гиперссылок в нижней части слайда.
На этом этапе урока учитель знакомит учащихся с темой и вопросами, которые
должны быть рассмотрены на этих уроках.
3.Знакомство с историей возникновения координатной плоскости (слайды
2-5)
С самого начала рассмотрения данной темы очень важно заинтересовать
учащихся. Для этого необходимо познакомить их с историей возникновения
координатной плоскости.
Здесь можно использовать как сами слайды, так и работы учащихся,
выполненные в виде презентаций. При подготовке материала можно
рекомендовать ребятам воспользоваться возможностями интернета, где можно
найти, как и текстовый материал, так и портреты ученых. Нет необходимости
указывать конкретные адреса сайтов, т. к. ребята должны самостоятельно
поработать с поисковыми системами.
В тексте на слайдах имена ученых выделены другим цветом - это ссылки на
более полную информацию. Эти ссылки можно использовать для перехода к
презентациям учащихся.
4.Знакомство с прямоугольной системой координат.
(слайды 6-7)
На экране возникает координатная плоскость. Затем, последовательно (в
соответствии с объяснением учителя) появляются указатели (выноски) на все
компоненты плоскости (по щелчку "мышкой").
Начало
координ
атОбъяснение следует строить по плану:
1. Оси координат, начало отсчета, единичный отрезок, направление отсчета.
2. Координаты точки.
3. Прямоугольная система координат.
4. Координатные четверти.
5. Изображение точек в системе координат.
5.Построение точек по их координатам.
(слайды 8-10)
Объяснение материала идет непосредственно по слайдам презентации.
В этой части урока рассмотреть алгоритм построения точки на координатной
плоскости по её координатам.
В презентации рассматривается два способа. Удобство использования
презентации заключается в том, что алгоритм построения данной точки можно
просмотреть поэтапно несколько раз, что способствует лучшему усвоению
данного материала
6.Закрепление.
(слайды11-13)
Разбор заданий на закрепление изученного материала.
Первое задание направлено на проверку знания алгоритма построения точек.
Даны три варианта построения точки по координатам. Здесь есть как правильно,
так и не правильно выполненные задания. Из них, после обсуждения,
необходимо выбрать верное решение. Вариант правильно выполненного задания
учащиеся изображают в тетради.Во втором задании координаты записаны в виде выражений на действия с
положительными и отрицательными числами (повторение материала). Учащиеся
должны сначала найти координаты точек, а затем построить эти точки на
координатной плоскости и определить лежат они внутри выделенного сектора
или нет.
В третьем задании вновь отрабатывается навык нахождения точки по
координатам. На координатной плоскости каждой точке поставлено в
соответствие буква русского алфавита. Под плоскостью записаны координаты
точек (своеобразный шифр слова). Необходимо расшифровать запись. Проверить
задание можно простым нажатием на "мышку". На экране появится слово.
7.Итог урока.
В конце урока необходимо обсудить, что нового и важного узнали на уроке, чему
научились, и что надо запомнить. Учителю необходимо ещё раз обратить
внимание на условия задания координатной плоскости (3 усл.).
8.Задание на дом.
П.45, №1377,1378,1403.
Обсудить выполнение домашнего задания.
2 урок.
1.Подготовительный этап.(5 мин.)
Обсуждение решения дом. работы.
По слайдам предыдущего урока повторить материал. Остановиться на
изображении точек на координатной плоскости, чтении координат.2.Закрепление материала. (15мин.)
Перед работой со слайдами учитель должен самостоятельно отрегулировать
интервалы появления объектов.
Закрепление материала рассмотреть на примере построения фигур по точкам
(слайды14-17)
Объяснение вести, используя слайд 15.Рассматривается алгоритм построения
фигур по точкам. Интервалы между появлением точек и отрезков можно
изменить.
Второе задание (слайд 16) можно использовать следующим образом.
Координаты точек учитель должен прочитать, чтобы ребята самостоятельно, на
слух могли записать их в тетради. Затем показать эти координаты на экране.
Только после этого приступить к построению фигуры. Такой порядок выполнения
задания способствует развитию восприятия на слух координат. К этому заданию
можно сделать звуковое сопровождение (чтение координат).
Получившиеся фигуры сравнить с изображением на слайде (для этого щелкните
"мышкой" по экрану).
Следующее задание заключается в обратной задаче: по точкам на координатной
плоскости записать координаты точек.
Выполнение этого задания можно проверить. Обходя каждую точку рисунка
против часовой стрелки, щелкните "мышкой", и на экране появится координата
выделенной точки.
3."Это интересно"(5 мин.)
Следующие слайды знакомят учащихся с другими видами систем координат
(слайды 18-19). Этот материал можно предложить подготовить учащимся,
используя возможности поисковых машин. Ребята могут выполнить работу в
виде презентации, которую учитель будет использовать на уроке. В противном
случае эту информацию может подготовить сам учитель.
4.Письменный опрос. (10мин)
Письменный опрос можно провести в виде математического диктанта.
1. Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной
плоскости? [Как называются числа, задающие положение точки на
координатной плоскости?]
2. Как называется первое [второе] из чисел, задающих положение точки на
координатной плоскости?
3. Запишите обозначение точки Р [C], если её абсцисса равна 0, а ордината 5 [6,
а ордината 0].4. Чему равна ордината [абсцисса] точки А(-1;-4) [M(-2;-3)]?
5. В левой или правой [верхней или нижней] части координатной плоскости
находится точка Х(6;-3)[A(7;-4)]?
5.Проверка диктанта.(3 мин.)
После сдачи работ обсудить решение некоторых заданий.
6.Задание на дом:
п.45, №1401, 1402,нарисовать на координатной плоскости рисунок, состоящий из
ломанных и "зашифровать" его с помощью координат точек. Творческое задание
можно выполнить в виде презентации с последовательным появлением на
экране точек, отрезков и самой фигуры
3 урок
1. Подготовительный этап (5 мин)
Обсудить решение домашнего задания.
Просмотреть творческие работы учащихся (дом. работа).
2.Повторение пройденного на первом и втором уроках ( 10 мин)
В качестве повторения можно использовать игру (слайд 20). Можно играть всем
классом (если компьютер один) или каждый учащийся самостоятельно (если
урок проходит в компьютерном классе).
Игра заключается в следующем:
В левой части экрана расположены координаты пиратских кораблей. В правой -
координатная плоскость с множеством точек (вражеские корабли). Задача
состоит в том, чтобы правильно указать местоположение корабля. При нажатии
курсором на правильно выбранную точку вы услышите взрыв, и точка исчезнет.
Таким образом, вы переходите к поиску следующего корабля. Если ошиблись, то
появляется слайд "Будь внимательней", который отсылает на предыдущий
слайд, чтобы исправить ошибку. Игра считается законченной, если не осталось
ни одного корабля пиратов.
3.Графический диктант.(10 мин)Для проверки умения находить точки по координатам проводится графический
диктант.
Учитель читает точку с координатами. Учащиеся определяют её местоположение
на координатной плоскости и соединяют её ломанной с предыдущей точкой. В
результате получается фигура.
Например.
(-4;-6),(-4;-5),(-3;-4),(-4;-3),(-3;-2),(-5;0),
(-5;3),(-3;5),(-3;6),(-2;5),(0;5),(1;4),(2,5;4),
(3;3),(1;3),(3;2),(-1;2),(1;0,5),(1;-1),(0;-2),
(1;-3),(0;-4),(1;-5),(1;-6),(-4;-6)
Глаз: (-1;4)
Должен получиться шахматный конь.
После сдачи работ можно сравнить получившиеся фигуры с изображением на
компьютере.
4.Чтение докладов и просмотр презентаций.(20мин)
На этом этапе урока следует подвести итог изучения темы. Заслушиваются
доклады и просматриваются презентации учащихся. (Некоторые презентации
были использованы в основной презентации учителя)
5.Задание на дом:
п45, №1413, 1418,1440
Презентация "Координатная плоскость" поможет учителю ярко, интересно
провести уроки.
Данную презентацию можно использовать и при повторении материала. А также,
при записи звукового сопровождения (наложение речи) для каждого слайда,
может помочь тем учащимся, которые пропустили данные уроки или плохо
усвоили материал. Такие презентации можно делать вместе с учениками.
Жаль, что условия конкурса не позволяют просмотреть саму презентацию, т.к.
описание методической разработки было бы более полным.Конспект урока по математике на тему «Прямоугольный
параллелепипед. Куб» (5 класс)
1. Тема урока «Прямоугольный параллелепипед. Куб.» 5 класс.
2. Продолжительность урока 45 минут.
3. Цели урока.
Образовательные:
1. Формирование представлений о прямоугольном параллелепипеде.
2. Умение вычленять прямоугольный параллелепипед, куб из других
фигур.
3. Усвоение учащимися понятий грань, ребро, вершина, объём.
Развивающие:
1. Развивать пространственное воображение.
2. Развивать умение делать выводы, сравнивать, рассуждать.
3. Развивать речь школьников.
Воспитательные:
1. Воспитание аккуратности при работе с «Рабочей тетрадью».
2. Воспитание усидчивости и настойчивости в учебе.
4. Тип урока: изучение нового материала.
Цикл первый.
Этапы Цели,
Содержание, формы, методы, средства деятельностиурока
задач
и
учителя учащегося- Из следующих фигур выбрать те, которые являются
прямоугольными параллелепипедами (Предлагаются
модели прямоугольного параллелепипеда, призмы,
конуса, пирамиды).
Один отвечает,
остальные
голосуют
линейкой
Ответы
нескольких
учеников
прямоугольник
Из 6
ов
Прямоугольник
и называются
гранями
Противополож
ные грани
равны
-Привести примеры тех предметов, которые имеют форму
прямоугольного параллелепипеда.
- У каждого ученика модель прямоугольного
параллелепипеда. Из каких фигур состоит поверхность
прямоугольного параллелепипеда?
-Как называются прямоугольники в прямоугольном
параллелепипеде?
-Что можно сказать о противоположных гранях
прямоугольного параллелепипеда?
К L
N
М
Д
С
А В
1.
11
мин.
,
р
у
г
и
ф
х
и
г
у
р
д
и
д
е
р
с
д
е
п
и
п
е
л
е
л
л
а
р
а
п
й
ы
н
ь
л
о
г
у
о
м
я
р
п
ь
т
я
н
е
л
ч
ы
в
е
и
н
е
м
У
.
д
е
п
и
п
е
л
е
л
л
а
р
а
п
й
ы
н
ь
л
о
г
у
о
м
я
р
п
т
и
оЭтапы
урока
Цели,
задачи
Содержание, формы, методы, средства деятельности
учителя
учащегося
,
я
и
н
е
ж
а
р
б
о
о
в
о
г
о
н
н
е
в
т
с
н
а
р
т
с
о
р
п
е
и
т
и
в
з
а
р
,
ь
н
а
р
г
,
о
р
б
е
р
й
и
т
я
н
о
п
е
и
н
е
о
в
с
У
.
ы
н
и
ш
р
е
в
,
и
н
а
р
г
,
а
р
б
е
р
ь
т
а
в
ы
з
а
н
е
и
н
е
м
у
Назовите и покажите на
рисунке и на модели
равные грани.
-Назовите переднюю
грань,
заднюю грань,
нижнюю грань,
верхнюю грань
левую боковую
грань,
правую боковую
грань.
-Как называются стороны
прямоугольников –
граней?
-Сколько ребер в
прямоугольном
параллелепипеде?
-Назвать и показать ребра
МNBA и KLCD
AMKD и BKLC
ABCD и МKLN
Один отвечает, остальные
голосуют.
AMNB
KDCL
ABCD
MNLK
AMKD
BCLN.
Один отвечает, остальные
голосуют.
Стороны называются ребрами
12 ребер
AD, BC, NL, MK, KL, MN, DC, AB, AM,
KD, LC, BN.Этапы урока
Цели,
Содержание, формы, методы, средства
деятельности
задачи
учителя учащегося
2.
8
мин.
е
ы
м
и
д
и
в
е
н
я
с
т
ю
а
ж
а
р
б
о
з
и
к
а
к
ь
т
а
н
З
.
.
а
р
б
е
р
и
д
а
р
т
е
т
й
е
ч
о
б
а
р
в
и
к
с
у
п
о
р
п
ь
т
я
н
л
о
п
а
з
е
и
н
е
м
У
Этап
Цели,
Откройте «Рабочую тетрадь» стр.55, п.27,
№1. Заполните пропуски.
№1.Сколько у прямоугольного
параллелепипеда:
1)невидимых ребер и как они обозначены,
2)невидимых граней и как они обозначены?
K L
M N
D C
A B
Вершины прямоугольников-граней
называются вершинами прямоугольного
параллелепипеда. Сколько вершин в
прямоугольном параллелепипеде?
Назовите все вершины прямоугольного
параллелепипеда, назовите вершины,
принадлежащие задней грани, передней,
нижней, верхней, левой боковой, правой
боковой грани.
Все ученики
заполняют
пропуски в
тетради:
1.Нвидимых ребер
3. Они обозначены
АD, DС, КD.
2.Невидимых
граней 3. Они
обозначены АМКD,
АDСВ, КDСL.
Отвечают
несколько
учеников,
остальные
голосуют.
8 вершин
(называют)
Содержание, формы, методы, средства деятельностиучителя учащегося
-Исходящие из одной вершины три ребра
называются измерениями прямоугольного
параллелепипеда.
-Какие ребра можно считать измерениями
прямоугольного параллелепипеда? Почему?
Проверка заполнения пропусков.
-Почему прямоугольный параллелепипед
называется прямоугольным?
Длина, ширина,
высота.
MK, MA, MN
KM, KL, KD
AM, AD, AB
DA, DK, DC
BC, BN, BA
CB, CD, CL
NM, NB, NL
LN, LK, LC
Так как
противоположные
стороны в
прямоугольнике
равны.
Так как грани-
прямоугольники, а
углы в
прямоугольниках
урок
ы
а
задачи
,
ы
н
и
ш
р
е
в
й
о
б
ю
л
з
и
е
и
щ
я
д
о
х
с
и
,
а
р
б
е
р
и
р
т
о
т
ч
,
ь
т
а
н
З
,
й
о
н
и
л
д
я
с
т
ю
а
в
ы
з
а
н
и
а
д
е
п
и
п
е
л
е
л
л
а
р
а
п
о
г
о
н
ь
л
о
гЭтап
урок
ы
а
3.
4
мин.
Цели
,
зада
чи
ю
и
т
я
и
р
п
с
о
в
к
я
с
х
и
щ
а
ч
у
и
т
с
о
н
в
о
т
о
г
а
к
р
е
в
о
р
П
.
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
а
к
о
л
б
о
г
е
щ
ю
Цели,
у
д
е
л
с
Этапы
Содержание, формы, методы, средства деятельности
учителя учащегося
Диктант.
1.Может ли оказаться, что ребро АВ изображенного на
рисунке прямоугольного параллелепипеда равно
ребру ВС?
2.Может ли оказаться, что ребро АВ изображенного на
рисунке прямоугольного параллелепипеда не равно
ребру ВС?
3.Закончите предложение: «Длина отрезка-это число,
которое показывает сколько раз в этом отрезке
помещается…»
4.Закончите предложение: «Площадь фигуры- это
число, которое показывает, сколько раз в этой фигуре
помещается…»
Один ученик
работает за
доской.
Да, может АВ=
ВС.
Да, может АВ?
ВС.
…отрезок,
длина которого
принята за
единицу длины.
…квадратов со
Содержание, формы, методы, средства деятельностиурока
задачи
учителя учащегося
4.
5 мин.
5.
4 мин.
.
я
с
х
и
щ
а
ч
у
й
и
н
а
н
з
а
к
в
о
р
и
т
к
е
р
р
о
к
и
а
к
р
е
в
о
р
П
.
.
ы
т
о
б
а
р
й
е
о
в
с
ы
т
а
т
ь
л
у
з
е
р
ь
т
а
в
и
н
е
ц
о
е
и
н
е
м
У
Проверка диктанта.
1.Если АВ=ВС, то какой фигурой является
нижняя грань прямоугольного
параллелепипеда?
Если все три измерения равны, какая
фигура получится ?
Чем отличается куб от прямоугольного
параллелепипеда?
-Дайте определение куба.
Работа в «Рабочей тетради» , стр.56,
№3.
№3.На рисунке изображен куб. Докажите,
что все его грани являются квадратами.
B С
D
A
K O
Если АВ=ВС, то АВСD
является квадратом.
Куб.
У куба грани-
квадраты, у
прямоугольного
параллелепипеда-
прямоугольники. У
куба все ребра равны,
а у прямоугольного
параллелепипеда
ребра не равны.
Прямоугольный
параллелепипед, у
которого длина,
ширина и высота
равны, называется
кубом.
Доказательство.
По условию,
рассматривается
прямоугольный
параллелепипед,
который является
кубом. Поэтому равны
его измерения,
исходящие ,
например, из вершины
М ребра МА, МК, МР. У
прямоугольногоЭтапы урока
Цели,
задачи
Содержание, формы, методы, средства
деятельности
учителя учащегося
6.
10мин
.
й
о
н
н
е
в
т
с
н
а
р
т
с
о
р
п
а
м
е
ъ
б
о
я
и
т
я
н
о
п
е
и
н
е
о
в
с
У
,
а
б
у
к
я
и
н
е
р
е
м
з
и
ы
ц
и
н
и
д
е
,
а
б
у
к
м
е
ъ
б
о
,
ы
р
у
г
и
ф
Проверка заданий №2, №3, №4 диктанта.
2.Длина отрезка-это число, которое показывает,
сколько раз в этом отрезке помещается отрезок,
длина которого принята за единицу длины.
3.Площадь фигуры- это число, которое
показывает, сколько раз в этой фигуре
помещается квадратов со стороной, равной
единице длины.
Что можно измерить если дан :
1)отрезок?
2)треугольник, прямоугольник?
Прямоугольный параллелепипед занимает место
в пространстве, в него можно налить воду.
Насыпать песок. Значит, он имеет объем.
В качестве единицы объема берется куб, ребро
которого равно единице длины.
-Найти площадь квадрата и объем куба, если:
1) а=1см
2) а=1м
Прямоугольники, у
которых все
стороны равны,
называются
квадратами.
Поэтому все грани
куба являются
квадратами.
Длину отрезка
Длины сторон,
площадь.
Цели,
задач
и
Этапы
урока
Содержание, формы, методы, средства деятельности
учителя учащегося
3) а=1км
S=1км2 V=1км31.Тема урока «Прямоугольный параллелепипед».
2.Продолжительность урока 45 минут.
3.Цели урока.
Образовательные:
1)Формирование умений применять полученные знания о прямоугольном
параллелепипеде при решении задач.
2)Овладение практическими приемами вычисления площади граней, площади
поверхности прямоугольного параллелепипеда, объема куба по заданному
ребру.
Развивающие:
1)Умение рассуждать, строить гипотезы.
2)Умение применять теоретические знания на практике.
3)Развивать речь.
4)Умение решать сложные проблемы.
1)Воспитание активной позиции каждого ученика.
Воспитательные:
2)Воспитание взаимопомощи.
4.Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.
Цикл второй «Урок решения задач».
Этапы
урока
Содержание, формы деятельности
Учителя
Учащихся1.
Предварительно перед решением задач «в
парах» обсудить решение задач на
нахождение
-площади одной грани куба,
6 мин.
-площади поверхности куба,
2.
24
мин.
-площади поверхности прямоугольного
параллелепипеда,
-длины проволоки на изготовление каркаса
куба, прямоугольного параллелепипеда.
Работа в парах.
Обратить внимание на то, чтобы
ребенок-«ученик» проговаривал
ребенку-«учителю» материал, который
подлежит усвоению, а затем в роли
«учителя» внимательно следил за ответом
«ученика».
Задания на оценку «3».
375!
Назовите: 1)равные ребра, 2)равные грани,
3)измерения, выходящие из вершины О
прямоугольного параллелепипеда.
O C
P E
K B
M A
Вопросы:
-почему ребра МА и КВ
равны … ?
-назовите грань, равную
ЕСВА…
-назовите измерения,
выходящие из вершины В
-назовите невидимые
ребра.Этапы
урока
376!
Содержание, формы деятельности
Учителя
Учащихся
Вопросы:
Измерения прямоугольного
параллелепипеда равны 1,6 дм, 2,5 дм, 3
дм. Сколько проволоки требуется для
изготовления его каркаса? Найдите
площадь всех его граней.
377!
Одно из ребер куба имеет длину 3,45 см.
Сколько проволоки потребуется для
изготовления его каркаса? Найдите
площадь всех его граней.
378!
-указать равные ребра,
-назвать равные грани,
сколько равных граней,
-назвать формулу площади
прямоугольника.
Вопросы:
-сколько ребер у куба?
-что вы знаете об измерениях
куба?
-что вы знаете о гранях куба?
-формула площади квадрата.
Вопросы:
Объем куба 1 мм3 . Чему равна длина его
ребра?
-что называется объемом
пространственной фигуры?
379!
Чему равен объем куба с ребром 1 м?
Задачи на оценку «4».
Вопросы:
384.Из чайника налили чай в 4 чашки
вместимостью 0,175 л каждая, в 3
-как найти вместимостьстакана вместимостью 0,225 л каждый и в
3 стакана вместимостью 0,275 л каждый.
После этого чайник наполовину опустел.
Чему равна вместимость чайника в
кубических дециметрах?
чайника?
-чему равен 1 литр в
кубических дециметрах?
Этапы
урока
Содержание, формы деятельности
Учителя
1)0,175*4+0,225*3=2,2(л) израсходовали.
2)2,2*2=4,4(л) вместимость чайника.
3)4,4л=4,4 дм3.
Ответ. 4,4 дм3
388.
1 литр имеет массу 1 кг. Сколько литров в 1т воды? Сколько литров
в 1г воды?
1) 1т=1000кг=1000л.
2) 1г=0,001кг=0,001л.
Задача на оценку «5».
387.
-что вы знаете о ребрах куба?Из проволоки сделали каркас куба с ребром а см и обтянули его
бумагой. Запишите формулу, по которой можно вычислить:
-что вы знаете о гранях куба?
1)длину использованной проволоки;
2)площадь использованной бумаги;
3)найдите длину проволоки и площадь бумаги, если а = 5дм.
1) l = 8а длина проволоки.
2) S = 6а2
3)если а =5 дм, то l =40дм
S = 6*25=150(дм2)
Содержание, формы деятельности
Учителя
Задача на дополнительную оценку.
389.
В бак налили несколько десятилитровых и несколько
двенадцатилитровых ведер воды. Всего в баке оказалось 54 литра
воды. Сколько влили двенадцатилитровых ведер?
1)2 ведра по 12 литров.
2*12 =24(л)
Этапы
урока2)54-24=30(л) три десятилитровых ведра.
За 10 -15 минут до конца урока учитель приступает к проверке работ
тех пар, которые справились с заданием. При этом учитель сверяет
только ответы задач и просит учеников по очереди объяснять,
ссылаясь на теорию, почему они выполняли задание именно так. Те
ученики, которые получили хорошие и отличные отметки,
объявляются помощниками учителя и проверяют еще две пары.
Задание на дом.
№380, №382.
«Рабочая тетрадь» стр. 56 №4.
3.
13 мин.
4.
2 мин.1.Тема урока «Прямоугольный параллелепипед».
2.Продолжительность урока 45 минут.
3.Цели урока.
Образовательные:
1)Учащиеся должны знать определение куба, объема пространственной фигуры.
2)Учащиеся должны уметь показывать на рисунке и на модели ребра, грани.
3)Учащиеся должны уметь выполнять подробные и краткие записи при решении
задач.
Развивающие:
1)Умение объяснять каждый шаг решения задачи.
2)Умение оценивать процесс и предвидеть результат работы.
Воспитательные:
1)Воспитание взаимовыручки.
2)Воспитание умения выслушивать ответы товарищей.
Тип урока: проверка теоретических знаний или урок общения.
Цикл третий.
Работа в группах.
1.Класс разбивается на группы по 5-6 человек, группа- на пары. Каждая пара
готовится к ответу по вопросам в разделе «Проверь себя».
2.Учитель опрашивает бригадира. Остальные ученики слушают ответ, в случае
необходимости помогают. Если ответ бригадира нельзя оценить хорошей отметкой,
то учитель назначает другого бригадира.
3.Ученики, успешно ответившие учителю или бригадиру, могут стать его
помощниками.
«Проверь себя».
знаете о гранях прямоугольного параллелепипеда? Воспользуйтесь рисунком, на
котором изображен прямоугольный параллелепипед.
знаете о ребрах прямоугольного параллелепипеда? О его измерениях?
Воспользуйтесь рисунком, на котором изображен прямоугольный параллелепипед.
391.Что вы
390.Что вы
куба со стороной 1,8м?
4.Выставление оценок.
5.Задание на дом. №383, №381.
392.Как подсчитать площадь всех граней прямоугольного параллелепипеда,
измерения которого равны 1,28 дм, 30,2см и 625мм?
393.Что принимается за единицу объема? Охарактеризуйте какие-нибудь две
единицы объема, например, кубический метр и кубический сантиметр.
394.Что такое куб? Как найти площадь всех граней1.Тема урока «Прямоугольный параллелепипед».
2.Продолжительность урока 45 минут.
3.Цели урока.
Образовательные: 1)Контроль усвоения ЗУН по теме «Прямоугольный
параллелепипед». Развивающие: 1)Умение применять знания при решении задач
повышенной сложности 2)Умение находить сходства и различия в поставленных
задачах. 3)Умение рассуждать, анализировать,
систематизировать.
усидчивости. 2)Продолжить воспитание уверенности в своих силах.
Воспитательные: 1)Воспитание
4.Тип урока:
Цикл
проверка знаний.
четвертый.
Первый этап (13 минут).Решение задач, аналогичных тем, которые включены
в самостоятельную работу.
Задача 1. Ребро куба, принятого за единицу объема, равно 1см. Чему равен объем
фигуры, составленной из 9 таких кубов.
Задача 2. Сколько литров воды поместится в бак, объем которого 7дм2.
Задача 3. Объем куба, принятого за единицу объема, равен 1см3. Чему равно ребро
куба? Задача 4.Перевести в сантиметры 43,8мм, 521мм. Перевести в миллиметры
1,23см, 73,2см.
Задача 5.Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 4дм, 3,4дм, 5дм.
1)Вычислите длину проволоки, которая пойдет на изготовление каркаса.
2)Вычислите площадь всех его граней.
Второй этап (10 минут). Проверяется полученный результат в каждой задаче. В
случае необходимости обсуждается ход решения.
Третий этап (20 минут). Самостоятельная работа.
Вариант 1. 1.У прямоугольного параллелепипеда передняя грань МОКС – квадрат со
стороной 3,21см. Сторона КR верхней грани ОРRК равна 32,1мм. Является ли этот
прямоугольный параллелепипед кубом?
2.Ребро куба, принятого за единицу, равно 1м. Чему равен объем фигуры,
составленной из 8 таких кубов?
3.Сколько литров воды поместится в бак, объем которого 13дм3?
4.Объем куба, принятого за единицу объема, равен 1дм3.. Чему равно ребро этого
куба. 5.Измерения прямоугольного параллелепипеда равны а дм, 6,5дм и 2дм.
Запишите формулу, по которой можно вычислить:1)длину проволоки, которая пойдет
на изготовление его каркаса; 2)площадь всех его граней.
6*.Вместимость бидона 34л. Масса бидона. Наполовину заполненного водой 17,75кг.
Найдите массу пустого бидона. Если масса 1 литра воды – 1кг.
Вариант 2. 1. У прямоугольного параллелепипеда передняя грань АМND- квадрат со
стороной 2,53см. Сторона MR верхней грани MRLN равна 25,3мм. Является ли этот
прямоугольный параллелепипед кубом?
Ребро куба, принятого за единицу объема, равно 1дм. Чему равен объем фигуры,
составленной из 18 таких кубов.
3. Сколько литров воды поместится в бак, объем которого 17дм3?
4. Объем куба, принятого за единицу объема, равен 1мм3. Чему равно ребро этого
куба? 5. Измерения прямоугольного параллелепипеда равно m дм, 3,5 дм, 4 дм.
2.
35Запишите формулу, по которой можно вычислить: 1) длину проволоки, которая
пойдёт на изготовление его каркаса; 2) площадь всех его граней
6.* Вместимость бидона 42 литра. Масса бидона, наполовину заполненного водой –
21,67 кг. Найдите массу пустого бидона, если масса одного литра воды – 1кг
Цели урока
Обучающие: отработать умения и навыки применения сложения и вычитания
дробей с разными знаменателями, умножения дробей в процессе решения
примеров : коррекция знаний умений учащихся по этим действиям.
Воспитательные : формирование навыков взаимо- и самоконтроля;
формирование отношений взаимной ответственности и зависимости в группе ;
формирование чувств коллективизма ; воспитание доброжелательности друг к
другу .
Развивающие : развитие творческих способностей , познавательной
активности , интереса к предмету .
Оборудование : жетоны пяти цветов, открытки с заданиями, столы сдвинуты
по два.
Тип урока- урок закрепления изученного материала .
Подготовка к уроку : класс разбит на группы по 4 человека; учащимся
сообщается на предыдущем уроке , что этот урок – "Математическое ралли" .
Ход урока.
Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы продолжаем отрабатывать умения
выполнять сложение, вычитание и умножение дробей.
Каждая группа – это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по
местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж
, который знает как выполнять умножение, сложение и вычитание дробей Победит
тот экипаж, который наберёт больше очков, пройдя по всей трассе движения.
Каждый этап гонки оценивается жетоном : коричневый-1 балл, жёлтый –2
балла ,зелёный- 3 балла, синий –4 балла , красный- 5 баллов. Девиз гонки :
"Торопись , но не спеши !"
Всем экипажам проверить свою готовность к стартам
36I этап. Проверка местности.
Задание: Решить примеры и найти среди ответов, записанных на доске под
определённым номером ,свой ответ
I экипаж II экипаж III экипаж IV экипаж Vэкипаж
6 *
7*
5*
4*
2*
II этап. Составление карты гонки . Необходимо сложить открытку. На
доске записаны 6 примеров и каждому экипажу дана разрезанная открытка с
ответами.
Задание. Решить примеры, найти среди разрезанных карточек с ответами свой
ответ и сложить открытку.
1) 1 *
; 2) 3 + 1
; 3) 5
- 2
: 4) 7
* 1
: 5)
: 6)
III этап . Гонка по пересечённой местности .
Всем экипажам выдаются одинаковые задания. Члены каждого экипажа
выходят и , по очереди , решая пример ,записывают ответ.. Необходимо правильно и
, как можно, быстрее выполнить это задание.
1)
2) … + 1
= … ; 3) … - 1
= … :4) … + 3
= …: 5) … - 2
= … .
I V этап. Внезапная остановка – авария.
37Необходимо устранить неисправности вашего автомобиля Задание На
карточках для каждого экипажа приведены решения четырёх примеров, но в них
допущены ошибки. Найти эти ошибки и объяснить , почему они были допущены .
I экипаж.
10 *
=
=
=
7
*
=
* =
=
= 1
1 * 5 = * =
5- 4
= 1
I I экипаж
3 *
= 3
= 3
*
=
=
= 9
5 *
=
=
+
=
III экипаж
2 – 1
= 1
*2 = * =
= =1 =1
6*2 =12
1 *7=1 =4
IV экипаж
385 +1 =6 =6
*5=5
4 * =
1 * =1 =1
V экипаж
4
-4 =0 =
15* =
=
2 *3 =6
10 *1 =10
V этап . Привал
Вы решили отдохнуть на поляне и нарвать цветов. Но цветы на ней
необыкновенные. Каждый лепесток цветка – это задание на действие с
дробями.
1 лепесток – умножить на 1
;
2 лепесток – прибавить
;
3 лепесток – вычесть
;
4 лепесток – умножить на 2
;
5 лепесток – умножить на
;
Начальная дробь
I экипаж 3
,
39II экипаж 2
,
III экипаж 1
,
IV экипаж 4
,
V экипаж 2
.
VI этап . Финиш .
Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому экипажу надо
решить пример .
I экипаж (2 + *4
) *1
II экипаж 1 *(1
-
);
Ш экипаж 4 *(1
-
) ;
IV экипаж 4
*
-1
:
V экипаж 1 *3 + 2
.
VII этап .Подведение итогов.
Победитель определяется по наибольшему количеству баллов.
Выставляются оценки.
40VIII этап. Домашнее задание.
№437 : 440, повторить п.п.11,12,13 (правила).
УРОКА МАТЕМАТИКИ
ТЕМА: Дробные выражения.
Умножение и деление дробей.
ЦЕЛИ: 1. Отработка приемов вычислений с обыкновенными дробями и
рациональных приемов действий с дробными выражениями.
2. Выработка умений решения задач на умножение и деление дробей
с использованием сведений из истории математики.
3. Развитие элементов творческой деятельности учащихся и умение
контролировать свои действия.
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
ВИД УРОКА: Урок теоретических, практических и самостоятельных работ.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и
навыков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Печатные бланки, меловые схемы, карточки, таблицы.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Дорофеев Г.В. Математика.Натуральные числа.Дроби:
Дидактические материалы для 5 класса.-М.,Просвещение,1994г.
2. Дорофеев Г.В. Математика-6кл.Дидактические материалы для
41ОУ.-М.,Дрофа,1995г.
3. Петерсон Л.Г. Математика,3.Часть2.-М.,Инпро-рес,1995.
4. Журналы: Первое сентября.Математика.2000г.
5. Дидактические материалы для 6 класса.
6. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
1 Проверка домашнего задания. Устная работа.
2 Работа с тестами.
3 Работа с таблицей.
4 Резерв – занимательный пример.
5 Задание на дом.
6 Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы повторим действия с дробями (умножение и деление) через
решение
примеров и задач.
Запишем тему урока: Умножение и деление дробей.
2. Проверка домашнего задания.
1) На доске записаны дроби: 5/3 , 1/4 , 8/8 , 3/12 , 7/12.
1 Назовите правильные дроби.
2 Что показывает знаменатель дроби?
3 Что показывает числитель дроби?
4 Назовите неправильные дроби.
5 Выделите целую часть неправильной дроби.
6 Найдите произведение первой и третьей дроби.
7 Назовите равные дроби.
2) ( К доске вызываются 3 ученика) -остальные работают устно/см.ниже
42Задание на доске. На рисунке зашифрованы 3 слова. Расшифруйте их, решив
данные примеры
при условии, что каждому ответу соответствует своя буква.
1) 6 3 1) 8∙9∙10 1) 14*5
62 9∙10∙4∙2 28
2) 3∙8 2) 2/15*40 2) 8,4
12 2,1
3) 7/8*24 3) 5+3 3) 0,5 – 0,3
24 0,5 + 0,3
4) 5∙8∙4 4) 1 ½ : 2/3 4) 0,8 : 4/5 *1/3
2∙5∙6∙8
5) 4+8 * 6 5) 0,8 : 1/5 5) 4/3 : 2
12
6) 8/11*8 ¼ *2
шифр:
С 6
Я 2/3
Ц 1/4
Е 2 - составляют все вместе.
У 2 1/2
М 21
Н 4
И 1/3
Р 5 1/3
Т 1
Получились названия Древнеримских дробей: семис – ½ , триенс – 1/3 , унция – 1/12
(с ними ученики уже знакомы). - показать на доске.
Устная работа.
Задание 1. Во всех выражениях, кроме одного, получаются одинаковые ответы.
Определите, в каком примере результат отличный от всех:
431) 0,3∙0,8 =1 4) 1,5 * 2/3 =1 -как называются числа,
произведение
0,24 которых равно 1?
2) (1/3 + 1/6) *2 =1 5) 3/16 : 3/4 =1/4 -как по-другому называется
это
число?
3) 1/4 : 0,25 =1
Задание 2. При выполнении действий с дробями ученик сделал следующие записи:
2/3 О 4/9 = 8/27
2/3 О 4/9 = 2/3 О 9/4 = …
1 1/2 О 2 1/3 = 3/2 О 7/3 = … = 9/14
Определите, какое математическое действие должно быть записано в кружочке.
Какие правила вы применяли при вычислениях?
- Каждый ряд проверяет решения примеров на доске в соответствии с их
расположением.
Ответ: семис, триенс, унция. Что означают эти слова? – древнеримские единицы
дробей. Основная единица дробей? - «асс».
3. Работа с тестами.
Задание. Выберите ответ из числа предложенных. По выбранным ответам составьте
слово.
Вариант 1 Вариант 2
1.Найдите 2/5 от 25. 1.Найдите 2/7 от 49.
О.24 3/5 К.2/125 П. 10 К.48 5/7 Т. 2/243
П. 14
2.Найдите 1/3 от числа 21 . 2.Найдите 1/5 от числа 30.
Л.1/21 О. 7 Е. 7 1/3 Н.1/30 О. 6
Е. 6 1/5
3.В одной коробке 7 ½ кг яблок, а в другой в 3 3.В одной коробке 7 ½ кг яблок,
а в другой в 5
раза меньше. Сколько яблок в двух коробках? раз меньше. Сколько яблок в
двух коробках?
44М.2 ½ кг К.12 кг Л. 10 кг Ц.1 ½ кг Л. 9 кг
С.11 кг
4.От рулона обоев, длина которого 10 ½ м, 4.От рулона обоев, длина
которого 10 ½ м,
отрезали 2/3 его длины. Сколько обоев отрезали 6/7 его длины.
Сколько обоев
осталось в рулоне? осталось в рулоне?
АМ.2/3 м ДО.7 м ТИ. 3 ½ м ЧЕ. 1 ½ м ПУ. 9 м
ЛО. 5/6 м
5.Найдите число, если оно в ½ раза меньше, 5. Найдите число, если оно в
1/3 раза меньше,
чем 5/8. чем 5/9.
НА. 1 1/4 м ХА.1/8 м ПА. 2 м НЬ.1/16 м ТЬ. 1 2/3 м
СЬ. 2 м
Ответ: полтина (1/2) -у кого другое? Ответ: полчеть (1/8)
-где слышали?
-что означает?
- с этими единицами ученики уже знакомы. Это древнерусские единицы дробей.
Какие знаете еще?
Дополнительное задание для тех, кто раньше других справился с тестами.
Решив примеры, вы узнаете, какому названию
соответствует какая дробь.
1/6 : 1/3 = ардха 1/2
8/9 : 3 5/9 = пада 1/4
1 = шапха 1/8
Что получится, если умножить «ардху» на «паду»?… «шапха»; а при делении «калы»
на «паду» получается … «пада».
45Современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в
Индии, только там не писали черту. А записывать дробь точно так, как и сейчас,
стали арабы. Общеупотребительной она стала лишь в 16 веке. – Показать, как
записывались действия с дробями в Индии.
4.Устная работа с таблицей на закрепление.
Перед вами таблица с номерами примеров и вариантами ответов. У каждого ученика
карточки с номерами от 1 до 4. После того, как я вам покажу пример, вы его
вычисляете, находите верный ответ и показываете карточку с номером ответа,
который считаете правильным / их может быть несколько/.
1. 1/4 * 2/3
2. 3/10 : 2 ½
3. 11/12 * 1 1/5
4. 9/10 : 1/30
5. 4/5 : 0,3
6. 3/8 * 1/6
7. 4/5 : 1/3
8. 0,6 : 1/3
9. 6/7 * 2/3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2/7
0,12
1 1/10
8/20
0,5
3/14
2 2/5
1/3
1
2
1/6
6/15
1,1
2/5
2 2/3
4/7
3/2
1 4/5
1/7
3
3/12
2/5
5/6
27
3/5
2,7
2,4
7/13
4/7
4
3/8
3/25
13/18
13,15
1,2
1/16
3,2
1,8
7/10
5. Резерв.
Правильно решив пример, вы узнаете, какую оценку получил класс за работу на
уроке:
1 1/5 : 0,7 *1 1/6
5/6+1 1/3 – 1 23/30 Ответ: 5
466. Задание на дом.
Составить кроссворд в соответствии с темой (сетка размером 6х6 клеток).
7. Подведение итогов урока.
Что мы делали на уроке? Какие действия выполняли?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
С какими номерами примеров вам было тяжело справиться? А с какими легко?
Оцените качество своих знаний на уроке (в %). - Записать в листочке с тестами. -
Спросить всех.
Оценки за урок.
Тема: «Координатная плоскость. Графические возможности языка QBASIC».
6А класс.
Цели урока:
1. Закрепление знаний, умений, навыков по теме «Координатная плоскость» (нанесение
точек на координатную плоскость по координатам, знаний терминологии).
Закрепление понятий информатики: основные операторы графики языка QBASIC
(SCREEN, LINE,PSET,PAINT).
Выяснить общие признаки и отличия между координатной плоскостью и координатной
сеткой
472. Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к предметам
математики и информатики.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Оборудование:
Компьютеры Pentium II Celeron 486
Среда Qbasic
Магнитная доска
Наглядные пособия
Карточки с заданиями для самостоятельной работы
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент урока.
Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли
пренадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
Сегодня мы проведем с вами урок математики и информатики по теме «Координатная
плоскость. Графические возможности языка Бейсик».
Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и
выяснить в чем отличия и сходства координатной плоскости и координатной сеткой.
2. Проверка домашнего задания.
Дома Вы должны были решить №1401, №1402. Проверьте правильность выполнения
(на доске заготовки решенного задания). Поднимите руки у кого выполнено задание
также как у меня. У кого есть вопросы? (Ответить на вопросы учащихся).
3. Всесторонняя проверка знаний. Подготовка к активному и сознательному усвоению
нового учебного материала.
Задание1. На плакате изображены пары пересекающихся координатных прямых.
Какие из этих пар не образуют координатную плоскость. Почему?
48Задание2. Как построить точку А(2;5)?
Какие знаки имеют координаты точек в III четверти, во I четверти?
В какой четверти располагаются точки В(4;2); С(3;5); М(2;4); Е(5;1); К(0;6); Р(6;0).
Задание3. Что называется координатной плоскостью?
такие координаты имеет точка на координатной плоскости?
З Задание4. Разгадайте кроссворд (задание выполняют два ученика параллельно с
заданием №1, 2).
1.П
2.Т
Е
Р
В
А
Я
Т
О
Ч
К
А
5.Г
Р
3.К
О
4.О
Р
Д
И
Н
Р
Д
И
Н
496.А
Б
С
Ц
И
С
С
7.К
О
О
Р
Д
И
8.Л
И
Н
И
А
Т
Ы
Т
Н
А
Я
9.П
Р
Я
М
О
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
А
Ф
И
Ч
Е
С
К
И
Й
Вопросы к кроссворду.
По вертикали:
1. 1. Четверть, в которой точки имеют положительные абсциссу и ординату. (первая).
2. С помощью оператора PSET в графическом режиме языка Бейсик рисуется…(точка)
3. Как называется плоскость, которую образуют две координатные прямые при
пересечении под прямым углом в начале отсчета? (координатная).
5. Какой режим включается, если в программе установлен оператор SCREEN.
(графический).
По горизонтали:
4. Как называется вторая координата точки? (ордината)
6. Как называется координата x? (абсцисса)
7. Дана точка М(6;3). Как называются числа –6 и 3? (координаты)
508. С помощью оператора LINE в графическом режиме языка Бейсик рисуется…(линия)
9. Что нарисуется на экране после выполнения следующей программы:
SCREEN 9 LINE (40,10) – (450,120), 5, B
END (прямоугольник)
Задание 5. На доске выписаны координаты точек A(2;4), B(2;3), C(5;0), D(4;1),
E(3;6), а на координатной плоскости(на магнитной доске) отмечены точки, но не
подписаны. Обозначить их буквами. Все ли точки правильно отмечены? Если нет, то
найти и исправить ошибки.
Задание6. Для чего используются следующие операторы:
SCREEN, LINE, PSET, PAINT? (Написать на листах, показывать)
Задание7. Найти ошибки в программах. Какое изображение получится после
выполнения программ?
LINE (100,20)(280,160),4
END
SCREN 9
LINE (100,20)(280,160),10
END
51SCREEN 9
LINE (100,20)(280,160),10,B,BF
END
SCREEN 9
LINE (100,20) (280,160),8, B
PSET (130,100)
PAINT (130,100),4
END
4. Усвоение новых знаний.
Ребята, как в математике называется плоскость, в которой мы выполняем построение
различных фигур по точкам с заданными координатами?
Как в информатике называется такая плоскость?
Что общего между ними?
Чем отличаются?
Где можно построить данные точки А(12; 3), В(3, 12)?
Как записываются координаты точек в математике, в информатике?
Ребята, помните про эти отличия, и не путайте при выполнении заданий.
5. Самостоятельная работа.
Первая группа выполняет задание в тетрадях, вторая за компьютерами, затем меняются
местами. В результате выполнения учащиеся получают по две оценки(одну по
математике, другую по информатике).
Карточки с заданиями прилагаются.
Учитель дает задание второй группе, ребята самостоятельно выполняют задание.
С первой группой записывает тему урока по математике, ставит перед детьми задачу:
выполнить два задания по карточкам.
6. Домашнее задание.
521) По математике. Придумайте и нарисуйте любую картинку на координатной плоскости
и выпишите координаты всех точек. Задание оформите на альбомном листе. (Показать
выполненные задания предыдущих годов). Задание творческое, поэтому постарайтесь
использовать все свои творческие возможности.
2) 2) По информатике. Напишите программы для рисования тех рисунков, которые у Вас на
карточках. (Карточки прилагаются).
6. Подведение итогов.
Подошел к концу наш урок. Скажите, что общего между координатной плоскостью и
координатной сеткой? В чем их отличия? Как записываются координаты точек в
математике?
Где Вам больше всего понравилось рисовать: на координатной плоскости в тетрадях или
на компьютере?
Спасибо всем за работу!
Приложение к разработке урока.
Карточки с заданиями для самостоятельной работы по математике.(1 группа)
Вариант1.
1. По данным точкам построить фигуру. Единичный отрезок 1 клетка. Правильно
определите координатную четверть, в которой будет располагаться изображение.
А(30;1). В(15;5), С(45;5), D(17;30), E(43;30).
2. Выписать координаты точек по данному рисунку.
Вариант2.
1. По данным точкам построить фигуру. Единичный отрезок 1 клетка. Правильно
определите координатную четверть, в которой будет располагаться изображение.
А(20;4), В(30;10). С(26;22). D(14;22), E(10;10).
2. Выписать координаты точек по данному рисунку.
Карточки с заданиями для самостоятельной работы по информатике.(2 группа)
Вариант1.
1. По данным точкам построить фигуру и закрасить ее в красный цвет.
(300, 10), (150, 50), (450, 50), (170,300), (430, 300)
532. Закрасить полученную фигуру в красный цвет.
Вариант2.
1. По данным точкам построить фигуру и закрасить ее в красный цвет.
(200, 40), (300, 10), (260, 220), (140,220), (100, 100)
2. Закрасить полученную фигуру в желтый цвет.
Карточки с заданиями для домашней работы по информатике.
5455