Всюду нас окружают вещи. Они — наши защитники, помощники. И нам сейчас трудно себе представить, как на заре истории жил на Земле человек без вещей.Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Так родился орнамент — повторяющийся узор — на посуде, на одежде. А потом человек подметил, что предметы хороших форм обычно и в деле удобнее и практичнее, и стал делать вещи более красивыми и такой формы, которая бы наилучшим образом соответствовала назначению предмета.
Декоративно –
прикладное
искусство
Всюду нас окружают вещи. Они — наши защитники, помощники. И нам
сейчас трудно себе представить, как на заре истории жил на Земле
человек без вещей.
Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Так
родился орнамент — повторяющийся узор — на посуде, на одежде.
А потом человек подметил, что предметы хороших форм обычно и в деле
удобнее и практичнее, и стал делать вещи более красивыми и такой
формы, которая бы наилучшим образом соответствовала назначению
предмета.
Создание окружающих нас предметов красивыми и есть искусство,
искусство предметного мира. В зависимости от того, чего в таком
искусстве больше – пользы или красоты – мы делим его на прикладное и
декоративное.
В декоративном искусстве красота преобладает над пользой. Пользы
декоративные предметы могут вообще не иметь. Главная их задача –
украшать помещение или человека.
Это могут быть вазы, ковры, гобелены, женские и мужские украшения.
К прикладному искусству относятся предметы, с которыми человек
встречается в быту ежедневно. Это одежда, обувь, мебель, посуда.
Произведения прикладного искусства одновременно и красивы, и
полезны.
Красота в прикладном искусстве часто имеет национальные черты.
Например, украинский орнамент отличается от армянского или
эстонского. Национальные черты прикладного искусства сближают его с
народным искусством.
Народное искусство всегда было связано с бытом человека,
архитектурой. Например, издавна печи обкладывались изразцами –
украшенными узорами плитками.
Деревянные избы украшались резными наличниками.
Дымовые трубы украшались изящными дымниками.
Казалось бы – чего легче – сшить простую, обычную рубаху! Но человек
даже в те времена, когда не было швейных машин, старался эту рубаху
сделать красивой, не похожей на другие.
так
было
со
всеми
И
окружающими
предметами.
Человек украшал не только
одежду и предметы обстановки, жилище. Он
украшал
которыми
работал! Посмотри, какой интересной может
быть прялка – инструмент для обработки
пряжи и создания нитки.
инструменты,
даже
Но если ты думаешь, что декоративноприкладное и народное искусство
это чтото неживое, древнее, старинное, то ты ошибаешься. Народные
промыслы, или ремёсла, живы и сейчас. Здесь ты видишь хлебницу,
шедевр хохломской росписи.
Хохлома это крупнейшее торговое село, откуда поставляли деревянную
посуду на ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с
помощью оригинальной техники окраски, стали именовать Хохломой. В
хохломе используют, в основном, золотой, красный, чёрный цвета.
Мастера холмогорской резьбы делают шкатулки, вазы, украшения из
костей мамонта, моржа, быка. Царь Алексей Михайлович посылал в село
Холмогоры заказы на выполнение гребней, чарок и посохов из кости.
Слово "финифть" означает "блестящий камень". При её создании
стеклянный порошок, разведённый водой, наносят на металлическую
поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная
финифть – это тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными
красками по эмалевому фону.
это
Мезенская роспись –
роспись по дереву прялок, и
домашней утвари. Чаще всего
используются два цвета –
красный и чёрный. Узор в
орнаменте повторяется.
Филигрань (или, подругому, скань) это изделия из витой или гладкой
проволоки. Материалом для филигранных изделий обычно служит
серебро или медь. Часто филигранную работу дополняют различными
декоративными вставками – стразами (искусственными драгоценными
камнями), финифтью.
это роспись масляными красками на
Федоскинская миниатюра
изделиях, выполненных из папьемаше, или, подругому, прессованного
картона. Чаще всего такими изделиями бывают коробочки, шкатулки,
табакерки.
Похожий по назначению промысел – Палехская миниатюра лаковая
роспись на шкатулках, брошах, пудреницах, изготовленных из папье
маше.
Используют папьемаше как основу для лаковой росписи ещё и в
Холуйской и в Мстёрской лаковых миниатюрах.
Скопинская керамика – это произведения мастеровгончаров из города
Скопина. Такие произведения чаще всего покрываются глазурью
коричневого, жёлтого, зелёного, серосинего цвета.
Гжель – это фарфор с нарядной синей росписью, получивший своё имя
по названию небольшого городка, жители которого занимались
производством посуды и изразцов с синими и голубыми узорами и
цветами.
Городецкая роспись украшает прялки, мебель, ставни, двери. Это
яркая, лаконичная роспись с жанровыми сценками, фигурками коней,
петухов, цветочными узорами.
В замечательной Петриковской
росписи изображают цветы,
ягоды, птиц и животных. И
даже людей.
Жостовский промысел – искусство росписи подносов. Главная тема
украшения жостовских подносов букеты цветов, гирлянды, натюрморты.
Чаще всего используется чёрный фон.
Чернение серебра – народный промысел города Великий Устюг. Чёрный
сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл
серебро или золото.
Кубачинские мастера – это всемирно известные умельцы, создающие
искусную посуду, оружие, ювелирные изделия.
Особое место среди народных промыслов занимает производство
игрушек. Каргопольская игрушка – шедевр, который мастерагончары из
города Каргополь создавали в перерывах между работой над посудой
для потехи своих детишек. Фигурки людей и животных приземисты,
тяжеловесны, грубоваты и неуклюжи, у них короткие ноги, толстая,
короткая шея, крупная голова. Посуда не сохранилась, а игрушки живы!
Романовская глиняная игрушка – простая по форме и цвету. Мастера
использовали не больше двух красок для росписи своих произведений.
Как ты думаешь, что это? Это старинная поморская погремушка –
шаркун. Плетётся она из берёсты – коры берёзы. Внутрь засыпается
сушёный горох. Погремушка получается лёгкая, с весёлым звуком и
совсем не вредная, если маленький ребенок возьмёт её в рот.
Деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя
забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали
основным народным промыслом для жителей села Богородское.
Авторы филимоновской игрушки – это не мастера, а мастерицы. Жёны
мастеровгончаров лепили из местной глины традиционные свистульки:
барынь, всадников, коров, медведей, петухов, лошадей.
Дымковская игрушка – искусство росписи глиняной игрушки – людей,
животных. Игрушки получаются яркие, весёлые, озорные!
Матрёшки – пустые внутри деревянные куклы овальной формы –
славятся во всем мире. Их расписывают разными стилями.
К декоративноприкладному искусству относится кружевоплетение. В
разных местах кружева плели разные. Вологодское кружево – одно из
самых знаменитых. Это кружево украшено плавно извивающейся лентой
на фоне узорных решёток, звёздочками и розетками. “Застывшие краски
северной зимы” – так его образно называют.
вручную,
Кружева создают девушки и
женщины
с
специальной
помощью
подушки
круглой
и
коклюшек
– деревянных
палочек
намотанными
нитями.
с
.
Макраме —
это изделия
из узелков. Ещё первобытные
охотники
из
шерсти животных и болотных
трав, а в наше время макраме
украшает интерьер.
плели
сети
Платки всегда имели большое значение в одежде человека. Особенно
красивые платки создавали Павловопосадские умельцы. Такие платки
передавались из поколения в поколение по наследству.