Деловые игры используются для достижения комплексных задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Как правило, к деловым играм дети начинают стремиться в подростковом и старшем школьном возрасте. Особенностями игры в этом возрастном диапазоне является нацеленность на самоутверждение перед обществом, обостренная потребность в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, юмористическая окраска события, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В образовательном процессе используются различные модификации деловых игр.
Деловая игра как метод активизации познавательной деятельности
В деловой игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной
деятельности учащихся.
Вопервых, они создают условия для совместной деятельности ученика и педагога.
Вовторых, активизация достигается за счет приближения игровых условий к
реальным.
Втретьих, игра способствует созданию целостного представления о проблеме и
тем самым улучшает ее понимание.
Вчетвертых, в игре учащийся мобилизует весь свой опыт, знания, умения, навыки.
И, наконец, впятых, сам процесс игры предлагает творческую активность
субъектаученика, перед которым поставлена цель.
В классификации педагогических игр Г.К.Селевко, по критерию игровой
методики, выделяет такую группу игровых технологий как деловые игры, которые в свою
очередь дифференцируются на имитационные, ролевые деловые игры, деловой театр,
операциональные игры, психо и социодрама. Методика проведения, каждой из
обозначенных видов деловой игры, отличается своеобразием. Рассмотрим подробнее общие
и особенные черты методики проведения деловых игр.
1. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какойлибо
организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события,
конкретная деятельность людей, обстановка, условия, в которых происходит или
осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события,
содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
2. Операциональные игры. На занятиях моделируется соответствующий рабочий
процесс. Этот вид деловой игры помогает отрабатывать выполнение конкретных
специфических операций и проводится в условиях, близких к реальным.
3. Ролевые деловые игры. На занятиях отрабатывается тактика поведения, действий,
выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением
роли разрабатывается «модельпьеса» ситуации. Между участниками распределяются роли
с «обязательным содержанием».
4. Деловой театр. На занятиях разыгрывается какаялибо ситуация, связанная с
поведением человека в предписанной обстановке. Задача участников не только
мобилизовать опыт, знания, навыки, но и суметь вжиться в образ определенного лица,
понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. В
подобных играх участники учатся ориентироваться в различных ситуациях, давать
объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей,
устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не
прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для этого вида деловой игры
составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности
действующих лиц, их задачи.
5. Психо и социодрама. Эти виды деловой игры весьма близки к ролевой игре. Это
тоже театр, но уже социальнопсихологический, в котором отрабатывается умение
участников чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого
человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Этапы деловой игры
Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика
педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры:
1. Этап подготовки начинается с разработки сценария (условного отображения
ситуации и объекта). В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание
изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее
описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристика действующих лиц.2. Этап введения в игру начинается с определения режима работы, формулировки
главной цели занятия. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
Собирается дополнительная информация, при необходимости участники обращаются к
ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между
участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от доставшейся роли,
выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент
и этику поведения.
3. Этап проведения с началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее ход и
изменять ее. Только ведущий может корректировать действия участников, если они
отходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловые игры могут быть
введены различные типы ролевых позиций участников: организатор. Координатор.
Инициатор, критик, автор, понимающий, имитатор, имитатор, эрудит. Лидер,
проблематизатор, предпочитаемый, отвергаемый и др.
4. Этап анализа обсуждение и оценка игрового события предполагает выступление
экспертов, обмен мнениями, защита участниками своих мнений, выводов.
5. Заключительный этап педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает
ошибки, формулирует итог занятия в соответствии с поставленной педагогической целью.