Детский фольклор

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: расширить знания пятиклассников о детском фольклоре и его жанрах; формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности учащихся; развитие их творческих способностей; содействовать формированию доброго отношения к людям, окружающему миру. Оборудование: детские иллюстрации к сказкам, выставка книжек – малышек с загадками, плакат-путаница с жанрами детского фольклора. План урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Представление учащимися жанров детского фольклора: • загадка; • песня; • сказка; • игра, считалка; • представление альбома «Детский фольклор». 3. Обобщение, подведение итогов.
Иконка файла материала Детский фольклор.doc
Детский фольклор Цель урока: расширить знания пятиклассников о детском фольклоре и его жанрах; формирование навыков  самостоятельной поисковой деятельности учащихся; развитие их творческих способностей; содействовать  формированию доброго отношения к людям, окружающему миру. Оборудование: детские иллюстрации к сказкам, выставка книжек – малышек с загадками, плакат­путаница с  жанрами детского фольклора. План урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Представление учащимися жанров детского фольклора:      загадка; песня; сказка; игра, считалка; представление альбома «Детский фольклор». 3. Обобщение, подведение итогов. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. В начале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и попробуем  передать его с помощью красок в тетрадях. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее. Выберите для  этого подходящие, с вашей точки зрения, цвета. Можете пользоваться фломастерами или цветными  карандашами, цветными ручками. А теперь перейдем к теме самого урока, у меня родились строчки, которые  сложились в такую вот загадку. Если вы ее отгадаете, назовете тему нашего урока: Он знаком вам с детских лет, В нем есть чудо, есть и смех. Он смекалка, мудрость он. В нем найдет себя любой, Хоть певец он иль танцор, Есть другие жанры в нем. Вы узнаете его Очень быстро и легко. Это же, конечно, он: Детский, близкий вам … (фольклор) С детским фольклором вы знакомы с детского сада. Но ваши познания были невелики. Готовясь к уроку, вы  должны были провести поисковую работу и найти как можно больше жанров детского фольклора,  познакомиться с их особенностями, а потом, разбившись на группы, подумать, как представить на уроке один из  жанров. Давайте посмотрим, что у вас получилось. 2. Представление группами жанров детского фольклора. Загадки (1 группа) Учитель: А начнем с этого уютного уголка. Кто его хозяин? (В углу класса имитация угла избы: стол, на нем  самовар, чайные пары; на стеллаже выставка книжек – малышек с загадками.) Сценка «В гости к загадке» Ведущий: В этом доме живет Загадка. (Представляет ее зрителям). Она приветлива, гостеприимна, любит  веселить всех, кто приходит к ней. Но только говорит она так, что не каждый понимает. (Выходит Догада –  переводчик и разыгрывается сценка.) Догада: Загадка, где ты живешь? Загадка: А вот в этой «книге­раздвиге о четырех листах, где середка пуста». (Догада переводит: «А вот в этой  избе».)Догада: Загадка, где ты живешь? Загадка: Проходите там, где «два стоят, два лежат, а один бегает». Догадка: Проходите в дверь. Почему так светло в доме? Загадка: Привела я солнце за свое оконце,  К потолку повесила, стало в доме весело. Догада: Электрическая лампочка освещает избу. Загадка: Присаживайтесь там, где «стоят четыре брата под крышею одной, предружные ребята и все равны  длиной». Догада: Присаживайтесь к столу. Загадка: Тот, у кого «четыре ноги, два уха, один нос да брюхо», ждет вас. Догада: самовар ждет нас! Ведущий: Ребята из нашей группы приготовили книжки­малышки с загадками и сейчас представят их своим  товарищам. Презентация книжек­малышек Леня К.: Я постарался оформить свою книжку­малышку так, как оформляют настоящие книги. Она вышла в  частном издательстве «Детская литература» в серии «Развлекательные книги». Составитель и художественный оформитель Коробейников Леонид. Здесь указан и формат книжки, год издания, цена (для учителя бесплатно).  В моей книжечке две главы: загадки и шарады, об этом можно узнать из содержания книги. И я хочу  представить ребятам несколько загадок из моей книжки­малышки. Юля Т.: Свою книжку­малышку я сделала для младшей сестры. Ей 4 года. Эту книжку я подарила ей на день  рождения. Я не только подобрала загадки для возраста своей сестры, но, чтобы ей было интересно, сделала к  загадкам иллюстрации. Моя сестра была очень рада этой книжечке. Учитель: А Женя П. очень ярко, красочно оформила альбомный лист с загадками. В чем особенность твоих  загадок, чем они отличаются от тех, которые включила в свою книжечку Юля Т.? Женя: У меня загадки авторские, а у Юли – народные. Написала эти загадки Л. Ульяницкая. Песня (2 группа) Учитель: Слово просят девочки. Они представят песню «Уж я сеяла, сеяла ленок», расскажут о том, что это за  песня, когда ее пели. (Представление песни.) Учитель: У меня вопрос к девочкам: сельским, крестьянским трудом в старину, да и сейчас занимались взрослые,  а значит и песню эту скорей пели женщины, убирая лен. А вы представляете ее как жанр детского фольклора.  Почему? Девочки: Раньше дети с малых лет помогали взрослым, учились у них работать и вместе с ними могли петь эту  песню. То есть дети, помогая взрослым, перенимали у них не только трудовой опыт, но и песни, танцы и другие  жанры народного искусства. Сказка (3 группа) Учитель: А вот здесь, на доске, у нас открылась целая картинная галерея. Как вы думаете, какой жанр детского  фольклора представляют эти красочные иллюстрации? (Учащиеся называют, к каким сказкам сделаны эти иллюстрации, народные или литературные это сказки. В  случае затруднения помогает автор рисунка.) Учитель: Вы прекрасно справились с заданием. Чувствуется, что сказка – один из любимейших ваших жанров.  Сказки, о которых шла речь, написаны давно, они вошли в различные сборники и многим из вас знакомы. А вот  сейчас прозвучат сказки, которые до вас еще никто не слышал, они пока никому не известны. Авторами ихявляются ваши товарищи. Они решили сочинить к уроку свои сказки, и у них получился целый альбом. (Ученица  представляет альбом «Сочиняем сказки» и читает свою сказку «Городок в калькуляторе».) Сказка «Городок в калькуляторе» Какая чудесная вещь – калькулятор! Он может очень быстро выполнять все арифметические действия. И я  всегда хотела узнать, как же он устроен. Однажды мне приснился сон, как я оказалась внутри этой машины. Я  попала в страну цифр и знаков, которой правили четыре грозных короля – Сложение, Вычитание, Деление,  Умножение. По первому сигналу жители королевства должны были немедленно явиться перед королями и  выстроиться в строгом порядке. Слуги Десятки строго следили за порядком в королевстве. Пуще глаза они охраняли таинственную Красную Кнопку. К этой Кнопке никого не подпускали. И мне хотелось  узнать, в чем же здесь дело. Я дождалась ночи и пробралась к таинственной Кнопке. Охрана меня не заметила.  Только я коснулась этой Кнопки ­ все вокруг замерло и стало темно. В этот момент я проснулась. Теперь я  знала, что Красная Кнопка выключает калькулятор. Игра, считалка (4 группа) Наташа Ш.: Я хочу предложить ребятам игру «Бубенцы». Играющие встают в круг. На середину круга выходят  двое – один с бубенцом или колокольчиком, другому завязывают глаза. Все поют: «Трынцы­брынцы, бубенцы,  раззвонились удальцы: Диги­диги­дон, отгадай откуда звон!» После этих слов «жмурка» должен по звону  бубенца поймать убегаемого от него участника с бубенцом.  Учитель: А давайте, ребята, разыграем эту игру здесь, в классе. Выберем водящих. Что для этого нужно  сделать? (Посчитаться). Когда я была такой, как вы, и играла со своими подругами, у нас была такая считалка: На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей. А какие у вас сегодня считалки? (Дети предлагают варианты считалок.) Представление альбома «детский фольклор» (5 группа) Учитель: У нас осталась еще одна группа, которая проделала большую работу, нашла разные жанры детского  фольклора и оформила их в красочном альбоме. Далее ребятам предлагается зачитать из своего альбома произведения тех жанров, о которых еще не говорили  на уроке, а класс должен определить, что это за жанр и указать его отличительные признаки (дети читают  небылицы, потешки, дразнилки, пестушки…) 3. Обобщение, подведение итогов Учитель: Каждая группа постаралась интересно представить выбранный жанр. Итак, что же такое детский  фольклор, что вмещает в себя это понятие, какие произведения его составляют? Ответы: Это произведения, созданные для детей или самими детьми. Произведения о детях – это целый мир. Учитель: А если бы вам пришлось изобразить этот мир, эту страну, какие бы вы использовали для этого краски?  Почему? Ответы ребят: Яркие краски, потому что этот мир добрый, искренний, веселый и счастливый. Учитель: А соответствуют ли эти краски вашему настроению в конце урока? Покажите это настроение в  тетрадях. Изменилось оно? Почему? (Высказывания 2­3 учеников). Давайте еще раз перечислим те жанры, которые дарят нам радость, скрашивают жизнь, для этого вам нужно  распутать этот плакат­путаницу, правильно соединить части слов, записанных на нем: Скор   шкадка лица ра нилка ушка говорка талка ня зка о Иг Пес Зага Ска Небы Поте Драз Част Счи ­ Какого жанра здесь нет? (Пестушка.) ­ А какой жанр есть, но мы о нем не говорили? (Частушка.) Задание на дом: Познакомиться с жанром частушки и попробовать сочинить частушки о своем классе, своих  товарищах.

Посмотрите также