«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur23-korr.doc
Литературное чтение Урок 23. Тема раздела: У истоков русской детской литературы. Тема: «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова) Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.   Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. Проверка выполнения задания в тетради. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 1II. Развитие  умений. 2  4  2  3  1  2  3  4  Работа с текстом.  1. Работа с текстом до чтения. 1) Решение задачи «Развивающий канон» – задание в тетради (урок 23, I.1). Примечание для учителя: логические задачи этого типа объединяют слова не только   по   содержательному   признаку   (например,   общая   тема   –   «История книги»), но и по формальным признакам (например, слова 1­го ряда начинаются на букву «б», 2­го ряда – на букву «к», слова каждого столбика – одного рода). При   решении   (поиске   пропущенных   слов)   учащиеся   должны   учитывать   все признаки. – Какие слова пропущены? Какое отношение они имеют к детской литературе XVIII века? (Книги печатались на бумаге, книги современной формы назывались первоначально «кодекс».) (Т) В первой строке можно вставить слово «бумага» – оно имеет отношение к истории книги, начинается на букву «б» (как и бамбук, береста), женского рода (как и слово 3­го столбика «кора»). Во 2­й строке можно вставить слово «кодекс» – оно также соответствует всем условиям. В случае затруднения можно отослать ребят за поиском слова на с. 20 тетради, к таблице по истории книги. 2) Обсуждение ответов на вопрос домашнего задания: наступит ли время, когда писатели не будут придумывать книги, а брать материал из жизни? © ООО «Баласс», 2014 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  23)  Обсуждение названия журнала Новикова «Детское чтение для сердца и разума». – Какой ответ на вопрос домашнего задания дал бы, судя по названию журнала, Н.И. Новиков? 4) Чтение авторского текста – проверка ответов (с. 73). –   Вспомните   страницы   повести   С.   Аксакова   «Детские   годы   Багрова­внука». Доставляло   ли   Серёже   Багрову   чтение   журнала   Новикова   «приятное упражнение»? – Что писал Аксаков о журналах Новикова? – Каким представляете вы первый детский журнал? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Беседа: –   Прокомментируйте   заголовок   каждой   статьи.   Для   сердца   или   разума,   по­ вашему, они написаны? – Как вы понимаете слово «статья»? Изменилось ли значение этого слова? 2)  Самостоятельное чтение статей «Молодой путешественник», «Начало только трудно». – Что их объединяет? –   Сравните   построение   нравоучительных   статей   (как   начинаются,   чем заканчиваются).   Так   для   сердца   или   для   разума   написаны   нравоучительные статьи? (Обратить внимание на смысл слова «нравоучительные», сложное слово, два корня...) – Герой первой статьи назван Скоробегом? Вы согласны, что это «говорящее» имя? О чём оно говорит? 3) Самостоятельное чтение статьи «Крестьянское состояние». – В чём её отличие от других статей? – Какое поучение и для кого содержится в этой статье? (Статья рассчитана на устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2014 3дворянского дитятю, ведь крестьянские дети читать не умели.) 3. Работа с текстом после чтения. 1) Ответы на вопросы учебника – задания 2, 3, с. 78. 2)  Выполнение задания в тетради (соотнесение текстов с пословицами) – урок 23, III.2. 3)  Сравнение детского журнала Н.И. Новикова с современными детскими журналами   –   задание   в   тетради   (III.3).   Для   выполнения   этого   задания необходима   предварительная   подготовка   (возможны   индивидуальные задания). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. Ι V. Домашнее  задание. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Подготовить к выразительному чтению одну из статей Н.И. Новикова, передать  чтением назидательность и поучительность текста. © ООО «Баласс», 2014 4

Посмотрите также