Доклад на школьном методическом объединении в МОУ "Клишинская ООШ" по теме "деятельностный метод обучения на уроках математики" подчеркивает, что в настоящее время ФГОС способствует формированию качественно новой личностно  ориентированной модели массовой начальной школы. Поэтому хочу отвести особое место деятельностному методу в преподавании.Доклад на ШМО
            
        
        
        
                    
                
                    МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
Деятельностный метод обучения в начальной школе
 на уроках математики
Автор: Панина Марина Ивановна учитель начальных классов
Клишино 2018 годМОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
За последние десятилетия обозначилась тенденция к изменению сущности, 
целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.  
ФГОС  подчеркивает необходимость создания качественно новой личностно 
ориентированной модели массовой начальной школы .В связи с этим 
приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна 
обеспечить становление личности младшего школьника. Развитие личностных 
качеств школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной 
деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому 
особое место хочу отвести деятельностному, практическому содержанию 
образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных 
знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Рассмотрим применение 
этого метода в рамках предмета  математика
Особенностью курса математики в образовательной системе «Школа России» 
является то, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков 
черчения и чистописания ученики эффективно продвигаются в развитии 
мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, 
классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям 
предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия 
(«придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.), развивают
не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы 
деятельности.
Основной задачей курса математики – обучение младших школьников 
построению, исследованию и применению математических моделей. При этом 
внимание уделяется трём этапам формирования и изучения данных моделей: 
1. этапу построения математической модели некоторого фрагмента 
действительности;
2. этапу построения математической теории, в которой описывается 
свойства построения модели;
3. этапу приложения полученных результатов к реальному миру.
Формирование представлений о сущности математического познания 
начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету 
отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основнымиМОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
методами математической деятельности, самостоятельному «открытию» нового
младшими школьниками, т.е. деятельностному методу обучения. 
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на 
формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет 
значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без 
перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их 
разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. 
Сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным методом, 
который используется в курсе математики в УМК «Школа России..» 
(пунктирная линия выделяет этапы обучения, которые должны быть включены в
урок введения нового понятия):
1. Объяснительно иллюстративный метод
2. Деятельностный методМОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
При данном сопоставлении четко, видна особенность деятельностного метода, 
которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» 
математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской 
деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение 
подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов 
действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, 
дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия 
приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с 
внешней стороны, а, по сути.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения 
новых знаний:
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
 12 минуты;
 У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная 
направленность.
Приёмы работы:
 учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает 
пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по 
парте);
 учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы 
на уроке; дети высказываются;
 девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
 самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового 
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого 
учащегося.
 45 минут;
 Возникновение проблемной ситуации.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы 
ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который 
предстоит ответить, или в виде темы урока.
 45 мин;
 Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной 
ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы 
диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из 
затруднения).
Цель: решение  устных задач и обсуждение проекта её решения.
 78 мин;
 Способы: диалог, групповая или парная работа:
 Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию 
знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
 45 минут;
 Способы: фронтальная работа, работа в парах;МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
 Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, 
выполнение продуктивных заданий.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
 45 минут;
 Небольшой объем самостоятельной работы (не более 23 типовых 
заданий);
 Выполняется письменно;
 Методы: самоконтроль, самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
 78 минут;
 Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, 
которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
 Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется 
вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка 
результатов деятельности своей и всего класса.
 23 минуты;
 Вопросы: 
 Какую задачу ставили?
 Удалось решить поставленную задачу?
 Каким способом?МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
 Какие получили результаты?
 Что нужно сделать ещё?
 Где можно применить новые знания?
 Что на уроке у вас хорошо получалось?
 Над чем ещё надо поработать?
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет 
учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых 
знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке 
самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и 
самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения 
проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск 
нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.