Деятельностный метод обучения на уроках математики
Оценка 4.6
Лекции
docx
математика
3 кл
17.03.2018
Доклад на школьном методическом объединении в МОУ "Клишинская ООШ" по теме "деятельностный метод обучения на уроках математики" подчеркивает, что в настоящее время ФГОС способствует формированию качественно новой личностно ориентированной модели массовой начальной школы. Поэтому хочу отвести особое место деятельностному методу в преподавании.Доклад на ШМО
Деятельностный метод.docx
МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
Деятельностный метод обучения в начальной школе
на уроках математики
Автор: Панина Марина Ивановна учитель начальных классов
Клишино 2018 год МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
За последние десятилетия обозначилась тенденция к изменению сущности,
целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.
ФГОС подчеркивает необходимость создания качественно новой личностно
ориентированной модели массовой начальной школы .В связи с этим
приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна
обеспечить становление личности младшего школьника. Развитие личностных
качеств школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной
деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому
особое место хочу отвести деятельностному, практическому содержанию
образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных
знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Рассмотрим применение
этого метода в рамках предмета математика
Особенностью курса математики в образовательной системе «Школа России»
является то, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков
черчения и чистописания ученики эффективно продвигаются в развитии
мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать,
классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям
предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия
(«придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.), развивают
не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы
деятельности.
Основной задачей курса математики – обучение младших школьников
построению, исследованию и применению математических моделей. При этом
внимание уделяется трём этапам формирования и изучения данных моделей:
1. этапу построения математической модели некоторого фрагмента
действительности;
2. этапу построения математической теории, в которой описывается
свойства построения модели;
3. этапу приложения полученных результатов к реальному миру.
Формирование представлений о сущности математического познания
начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету
отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основными МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
методами математической деятельности, самостоятельному «открытию» нового
младшими школьниками, т.е. деятельностному методу обучения.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на
формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет
значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без
перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их
разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
Сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным методом,
который используется в курсе математики в УМК «Школа России..»
(пунктирная линия выделяет этапы обучения, которые должны быть включены в
урок введения нового понятия):
1. Объяснительно иллюстративный метод
2. Деятельностный метод МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
При данном сопоставлении четко, видна особенность деятельностного метода,
которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают»
математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской
деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение
подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов
действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом,
дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия
приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с
внешней стороны, а, по сути.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения
новых знаний:
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
12 минуты;
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная
направленность.
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает
пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по
парте);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы
на уроке; дети высказываются;
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний. МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого
учащегося.
45 минут;
Возникновение проблемной ситуации.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы
ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который
предстоит ответить, или в виде темы урока.
45 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной
ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы
диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из
затруднения).
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
78 мин;
Способы: диалог, групповая или парная работа:
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию
знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
45 минут;
Способы: фронтальная работа, работа в парах; МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами,
выполнение продуктивных заданий.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
45 минут;
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 23 типовых
заданий);
Выполняется письменно;
Методы: самоконтроль, самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
78 минут;
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те,
которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется
вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка
результатов деятельности своей и всего класса.
23 минуты;
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом? МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа»
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет
учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых
знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке
самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и
самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения
проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск
нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Деятельностный метод обучения на уроках математики
Деятельностный метод обучения на уроках математики
Деятельностный метод обучения на уроках математики
Деятельностный метод обучения на уроках математики
Деятельностный метод обучения на уроках математики
Деятельностный метод обучения на уроках математики
Деятельностный метод обучения на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.