Работа по формированию ключевых компетенций, лежащих в основе развития каждой личности, зависит, в первую очередь, от педагога, который играет огромную роль для младшего школьника на данном возрастном периоде. В данной статье я попыталась рассказать как
стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно, присутствовало желание узнавать новое.Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию.
МБОУ Гимназия №11 «Гармония»
Октябрьский район
Г.Новосибирск
ул. Федосеева, 38
тел. 2606001
факс 2606077
@ nios
_11_
gym
. ru
nsk
edu 54.ru
. g _11.
www
Деятельностный подход как условие формирования
информационных компетенций.
Воротникова Марина Афанасьевна,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категорииШкола - это своеобразный институт знаний, выходя из стен
которого ученики должны владеть определёнными знаниями, умениями и
навыками.
Образование должно помогать людям, становиться помощниками самих себя.
И.Г.Песталоцци.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [1]
говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и
личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [2] также
нацеливает на формирование ключевых компетенций готовности учащихся использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности,
способной действовать в нестандартных ситуациях.
В развитии образования существуют разные актуальные направления. Начатая в 2000
году реформа российского образования чётко определила пути необходимых изменений.
Главной целью проводимого реформирования является достижения нового качества
образования. Современное образование должно помочь учащимся достигать таких
образовательных результатов, которые в будущем помогут хорошо адаптироваться в
обществе, ориентироваться в новой обстановке самостоятельно принимать решения в
различных сферах деятельности. Важнейший компонент – саморазвитие личности, который
трактует саморазвитие, формы поведения, знания, умения, навыки. Это слагаемые
дополняются и творческим саморазвитием.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не
система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством
ключевых компетенций в интеллектуальной, общественнополитической, коммуникативной,
информационной и прочих сферах.
Что такое компетенция? Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков,
которые необходимы для конкретной работы; способность и готовность эффективно
применять знания на практике, в конкретной ситуации. Формирование
компетенций начинается с момента формирования личности, а значит, для младшего
школьника развитие ключевых компетенций имеет большое значение. Придя в школу, ребёнок
уже обладает рядом компетенций на начальном этапе: мотивация учения, позитивноеотношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных
ситуациях. Работа по формированию ключевых компетенций, лежащих в основе развития
каждой личности, зависит, в первую очередь, от педагога, который играет огромную роль для
младшего школьника на данном этапе жизни. На своих уроках я стараюсь организовать
учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно, присутствовало желание узнавать
новое. Этому способствуют: 1) дидактическая система Л.В.Занкова, направленная на общее
развитие школьников. 2) участие в проекте «1 ученик: один компьютер». Classmmat PC – есть
«персональный» компьютер учащегося. Его использование в современном образовании
предполагает различные варианты. Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и
учитель может использовать персональный мобильный компьютер, наполняется новыми
инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий.
Школьники младших классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя
в учебных исследовательских проектах. http://cmpc.nios.ru/
3) использование на уроках математики, русского языка технологии Молоковой А.В.
4)детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2008);
5)Большая детская энциклопедия (интерактивное путешествие в мир знаний);
6) интерактивные карты и т.д
Важными компетенциями для успешной адаптации ребёнка к жизни является
информационные компетенции.
Информационные компетенции – это готовность учащихся самостоятельно работать с
информацией различных источников: книгами, учебниками, справочниками, атласами,
картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CDRom, Интернет. Логика развития
информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных
этапах достижения ими уровней образованности и, в конечном счете, формирование
информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:
личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
умения самостоятельно осуществлять поиск информации, устранять информационный
дефицит;
способности взаимодействовать с информационной средой,
моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к
известному;
способности создавать и использовать персональные поисковые системы, способности к восприятию и оценке информации (умения оценивать информацию с
точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к
библиографическому общению).
В тексте Федерального образовательного стандарта для начальной школы (2004) мы видим
перечень учебных умений, навыков и способов деятельности:
Наблюдение объектов и явлений окружающего мира;
Устное описание по наблюдениям;
Сравнение объектов;
Обучение искусству диалога;
Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения
информации;
Поиск необходимой информации в словарях;
Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам;
Представление информации в табличном виде;
Работа с моделями;
Навыки использования компьютера и пр.i
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, в том числе с использованием компьютера; представление и
упорядочение информации становятся необходимыми общеучебными умениями и
навыками, позволяющими реализовать компетентностный подход в начальном
образовании
Начиная с младшего школьного возраста, необходимо развивать начальные «ключики».
При формировании различных компетенций включены все виды органов чувств:орган
слуха, орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания.
Для определения ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации мной
был проведён тест Б.А.Левиса, Ф.Пукелинаii
Обработка результатов теста показала, что в классе из 30 учащихся:
аудиальной модальность обладают 7учся 23 %;визуальной модальностью обладают 16учся53 %;
кинестетической модальностью обладают 7учся 23 %.
Ученик на уроке должен быть не объектом, а субъектом деятельности. Значит моя задача,
как учителя создать комфортную обстановку на уроке, чтобы детям хотелось творить,
спорить, доказывать, помогать друг другу. Вовлекать в учебный процесс необходимо
учащихся и аудиалов, и визуалов, и кинестетиков. Для этого на одном уроке необходимо
часто менять разные формы и методы работы.
В своей педагогической деятельности применяю различные формы и приёмы организации
учащихся на уроке
Обсуждение с детьми планов дальнейшего обучения; выполнение математических операций
по алгоритму; работа в парах постоянного и сменного состава; работа в малых группах;
самостоятельная работа; индивидуальная работа; проектная работа; демонстрация
полученных результатов, их анализ и выводы; оценочная деятельность в роли учителя;
различные виды само и взаимопроверки; анализ готовой продукции; постановка проблемных
вопросов; осознание проблемы и её решение; творческое списывание; продолжение текста
так, чтобы получилась сказка; составление рассказа о любом предмете, как будто он живой;
проведение опытов; сравнение, выделение общих и отличительных признаков, обобщение и
вывод; практическая работа; нахождение ответов в книге; экскурсия; учебный диалог;
системноориентированные задания (составление схем, моделей, таблиц); задания,
предполагающие самостоятельную познавательную деятельность (поиск необходимой
информации, поиск дополнительной информации); постановка учебной задачи через создание
проблемных ситуаций и ее разрешение с выстраиванием способов действия с последующей их
отработкой и их контролем; демонстрация наглядного материала; речевые игры и игровые
приемы; задания с «ловушками» (задания с недостатком или избытком данных для их
решения, с ошибочными условиями решения или неверными способами рассуждений);
рефлексия учебного опыта.
Реализация поставленных задач осуществляется через все предметы начальной школы. В
частности, в результате изучения литературного чтения, русского языка ученик должен
научиться работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том
числе на электронных носителях). Осваивая различные виды речевой деятельности, ребенок
должен овладеть деятельностью по созданию небольших письменных ответов на поставленный
вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием
компьютера).
Наиболее глубокое влияние информатики испытывают два предмета начальной школы:
математика и окружающий мир в системном подходе к изучению объектов и процессов.
Рассмотрим, как формируется информационная компетенция учащихся на уроках
математики (3класс,1часть, автор И.И.Аргинская, система развивающего обучения
Л.В.Занкова). В учебнике 191 задание. Дополнительно использую ИКТ (ЭУП Молоковой А. В.
Математика 2, 3 класс) Тетрадь по математике на печатной основе приложение к
учебнику, под редакцией И.И.Аргинской.Формирование информационной компетенции происходит через текстовые задачи, схемы,
рисункисхемы, рисунки, таблицы, краткую запись задач, задания геометрического характера.
Если проанализировать задания учебника, то один и тот же номер, например, №163 содержит
одновременно и текстзадачу, и рисунок, и таблицу.
Проанализировав только лишь одну часть учебного комплексаданные номера
учебника, можно сделать вывод, что формируется развитие информационной
компетентности, т.е у учащихся, начиная с начальной ступени образования, формируется
способность анализировать, сопоставлять, наблюдать, доказывать, делать аргументированные
выводы, а также самостоятельно выходить на тему урока, использовать информацию для
планирования и осуществления своей деятельности (определять цели урока); осуществлять
информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых
носителях, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения
поставленной задачи.
Постепенно у ребят появляется повышенный интерес к поиску информации из разных
источников: готовить сообщения, презентации, с использованием ИКТ не только
индивидуально, но и группами создавать проекты, а значит выходить на творческий уровень.
Такая уверенная в себе личность нужна обществу и государству.
СПИСОК литературыi Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Псков:
Псковский государственный педагогический институт им.С.М.Кирова, 2002.
34с.Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования : Начальное общее образование.- Мурманск:
Мурманский областной институт повышения квалификации
работников образования, 2004. – 51с.
.Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теориик практике
обучения. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.128с.
ii . Соколова Т.Е.Информационнопоисковые умения: Познавательное общение в начальном
образовании: Учебно – методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2007.160с.(Информационная культура младшего школьника; Вып.4). ISBN
9785950705380 (Издательство «Учебная литература»).ISBN 9785903507313 (Издательский дом
«Фёдоров»).