Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.
Оценка 4.6

Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
Междисциплинарный 3
2 кл
18.04.2017
Деятельностный подход  как условие формирования информационных компетенций.
Работа по формированию ключевых компетенций, лежащих в основе развития каждой личности, зависит, в первую очередь, от педагога, который играет огромную роль для младшего школьника на данном возрастном периоде. В данной статье я попыталась рассказать как стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно, присутствовало желание узнавать новое.Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию.
Воротникова М.А..docx
МБОУ Гимназия №11 «Гармония» Октябрьский район Г.Новосибирск ул. Федосеева, 38 тел. 260­60­01 факс 260­60­77  @   nios  _11_ gym   .  ru  nsk     edu 54.ru  .  g  _11. www                             Деятельностный подход  как условие формирования  информационных компетенций.                                  Воротникова Марина Афанасьевна,  учителя начальных классов высшей квалификационной категории Школа - это своеобразный институт знаний, выходя из стен которого ученики должны владеть определёнными знаниями, умениями и навыками. Образование   должно   помогать   людям,   становиться   помощниками   самих   себя. И.Г.Песталоцци. В   «Концепции   модернизации   российского   образования   на   период   до   2010   года»   [1] говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных  знаний,  умений,  навыков, а  также опыт  самостоятельной  деятельности и личной  ответственности  обучающихся,   то   есть  ключевые   компетенции,   определяющие современное качество содержания образования. Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего   образования     [2]   также нацеливает  на  формирование   ключевых  компетенций   ­  готовности   учащихся   использовать усвоенные   знания,   умения   и   способы   деятельности   в   реальной   жизни   для   решения практических задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях.        В развитии образования существуют разные актуальные направления. Начатая в 2000 году   реформа   российского   образования   чётко   определила   пути   необходимых   изменений. Главной   целью   проводимого   реформирования   является   достижения   нового   качества образования.   Современное   образование   должно   помочь   учащимся   достигать   таких образовательных   результатов,   которые   в   будущем   помогут   хорошо   адаптироваться   в обществе,   ориентироваться   в   новой   обстановке   ­   самостоятельно   принимать   решения   в различных сферах деятельности. Важнейший компонент – саморазвитие личности, который трактует   саморазвитие,   формы   поведения,   знания,   умения,   навыки.   Это   слагаемые дополняются и творческим саморазвитием.         Основным результатом деятельности образовательного учреждения  должна стать не система   знаний,   умений,   навыков  сама   по   себе,  а   набор   заявленных   государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно­политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.          Что такое компетенция? Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые   необходимы   для   конкретной   работы;   способность   и   готовность   эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации.                                        Формирование компетенций   начинается   с   момента   формирования   личности,   а   значит,   для   младшего школьника развитие ключевых компетенций имеет большое значение. Придя в школу, ребёнок уже   обладает   рядом   компетенций   на   начальном   этапе:   мотивация   учения,   позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях.  Работа  по  формированию  ключевых  компетенций,   лежащих   в  основе  развития каждой личности, зависит, в первую очередь, от педагога, который играет огромную роль для младшего   школьника   на   данном   этапе   жизни.   На   своих   уроках   я   стараюсь   организовать учебный   процесс   так,   чтобы   ученикам   было   интересно,   присутствовало   желание   узнавать новое. Этому способствуют: 1) дидактическая система Л.В.Занкова, направленная на общее развитие школьников. 2) участие в проекте «1 ученик: один компьютер». Classmmat PC – есть «персональный»   компьютер   учащегося.   Его   использование   в   современном   образовании предполагает   различные   варианты.   Учебная   среда   школы,   в   которой   каждый   учащийся   и учитель   может   использовать   персональный   мобильный   компьютер,   наполняется   новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах. http://cmpc.nios.ru/   3) использование на уроках математики, русского языка технологии Молоковой А.В. 4)детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2008); 5)Большая детская энциклопедия (интерактивное путешествие в мир знаний); 6) интерактивные карты и т.д    Важными   компетенциями   для   успешной   адаптации   ребёнка   к   жизни   является   информационные компетенции.  Информационные   компетенции   –   это   готовность   учащихся   самостоятельно   работать   с информацией   различных   источников:   книгами,   учебниками,   справочниками,   атласами, картами,   энциклопедиями,   каталогами,   словарями,   CD­Rom,   Интернет.   Логика   развития информационной   культуры   определяется   процессом   обучения   школьников   на   различных этапах   достижения   ими   уровней   образованности   и,   в   конечном   счете,   формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:  ­ личной потребности в усвоении основ информационной культуры;  ­ умения самостоятельно осуществлять поиск информации, устранять информационный  дефицит;  ­ способности взаимодействовать с информационной средой,                                                  ­ моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к  известному; ­ способности создавать и использовать персональные поисковые системы, ­ способности к восприятию и оценке информации (умения оценивать информацию с  точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к  библиографическому общению).     В тексте Федерального образовательного стандарта для начальной школы (2004) мы видим перечень учебных умений, навыков и способов деятельности:  Наблюдение объектов и явлений окружающего мира;  Устное описание по наблюдениям;  Сравнение объектов;  Обучение искусству диалога;  Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации;  Поиск необходимой информации в словарях;  Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам;  Представление информации в табличном виде;  Работа с моделями;  Навыки использования компьютера и пр.i Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации,   в   том   числе   с   использованием   компьютера;   представление   и упорядочение   информации   становятся   необходимыми  общеучебными  умениями   и навыками,   позволяющими   реализовать   компетентностный   подход   в   начальном образовании  Начиная с младшего школьного возраста, необходимо развивать начальные «ключики». При   формировании   различных   компетенций   включены   все   виды   органов   чувств:орган слуха, орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания. Для определения ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации мной был проведён тест Б.А.Левиса, Ф.Пукелинаii Обработка результатов теста показала, что в классе из 30 учащихся: ­аудиальной модальность обладают 7уч­ся 23   %; ­визуальной модальностью обладают 16уч­ся53   %; ­кинестетической модальностью обладают 7уч­ся 23  %.    Ученик на уроке должен быть не объектом, а субъектом деятельности. Значит моя задача, как   учителя   создать   комфортную   обстановку   на   уроке,   чтобы   детям   хотелось   творить, спорить,   доказывать,   помогать   друг   другу.   Вовлекать   в   учебный   процесс   необходимо учащихся и аудиалов, и визуалов, и кинестетиков. Для этого на одном уроке необходимо часто менять разные формы и методы работы. В своей педагогической деятельности применяю различные формы и приёмы организации  учащихся на уроке ­Обсуждение с детьми планов дальнейшего обучения; выполнение математических операций  по алгоритму; работа в парах постоянного и сменного состава;  работа в малых группах;  самостоятельная работа; индивидуальная  работа; проектная работа; демонстрация  полученных результатов, их анализ и выводы;  оценочная деятельность в роли учителя;  различные виды само­ и взаимопроверки; анализ готовой продукции; постановка проблемных  вопросов; осознание проблемы и её решение; творческое списывание; продолжение текста  так, чтобы получилась сказка; составление рассказа о любом предмете, как будто он живой;  проведение опытов; сравнение, выделение общих и отличительных признаков, обобщение и  вывод; ­практическая работа; нахождение ответов в книге; экскурсия; учебный диалог;  системно­ориентированные задания (составление схем,  моделей, таблиц); задания,  предполагающие самостоятельную познавательную деятельность (поиск необходимой  информации, поиск дополнительной информации);  постановка учебной задачи через создание проблемных ситуаций и ее разрешение с выстраиванием способов действия с последующей их  отработкой и их контролем; демонстрация наглядного материала; речевые игры и игровые  приемы; задания с «ловушками» (задания с недостатком или избытком данных для их  решения, с ошибочными условиями решения или неверными способами рассуждений);  рефлексия учебного опыта.    Реализация поставленных задач осуществляется через все предметы начальной школы. В  частности, в результате изучения литературного чтения, русского языка ученик должен  научиться работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том  числе на электронных носителях). Осваивая различные виды речевой деятельности, ребенок  должен овладеть деятельностью по созданию небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием  компьютера). Наиболее глубокое влияние информатики испытывают два предмета начальной школы: математика и окружающий мир в системном подходе к изучению объектов и процессов. Рассмотрим, как формируется информационная компетенция учащихся     на уроках математики   (3класс,1часть,   автор   И.И.Аргинская,   система   развивающего   обучения Л.В.Занкова). В учебнике 191 задание. Дополнительно использую ИКТ (ЭУП Молоковой А. В. Математика 2, 3 класс) Тетрадь по математике на печатной основе ­ приложение к учебнику, под редакцией И.И.Аргинской. Формирование   информационной   компетенции   происходит   через   текстовые   задачи,   схемы, рисунки­схемы, рисунки, таблицы, краткую запись задач, задания геометрического характера. Если проанализировать задания учебника, то один и тот же номер, например, №163 содержит одновременно и текст­задачу, и рисунок, и таблицу.      Проанализировав   только   лишь   одну   часть   учебного   комплекса­данные   номера учебника,   можно   сделать   вывод,   что   формируется   развитие   информационной компетентности,  т.е у учащихся, начиная с начальной ступени образования, формируется способность анализировать, сопоставлять, наблюдать, доказывать, делать аргументированные выводы,  а также самостоятельно  выходить на тему урока, использовать информацию  для планирования и осуществления своей деятельности (определять цели урока); осуществлять информационный   поиск   и   извлекать   информацию   из   различных   источников   на   любых носителях,   самостоятельно   осваивать   знания   и   умения,   необходимые   для   решения поставленной задачи.    Постепенно у ребят появляется повышенный интерес к поиску информации из разных  источников: готовить сообщения, презентации, с использованием ИКТ не только  индивидуально, но и группами ­ создавать проекты, а значит выходить на творческий уровень.  Такая уверенная в себе личность нужна обществу и государству. СПИСОК литературы i Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.­ Псков:  Псковский государственный педагогический институт им.С.М.Кирова, 2002.­ 34с.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования : Начальное общее образование.- Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2004. – 51с. .Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории­к практике  обучения. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.­128с. ii      . Соколова Т.Е.Информационно­поисковые умения: Познавательное             общение в начальном  образовании: Учебно – методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Фёдоров», 2007.­160с.­(Информационная культура младшего школьника; Вып.4).­ ISBN  978­5­9507­0538­0 (Издательство «Учебная литература»).­ISBN 978­5­903507­31­3 (Издательский дом  «Фёдоров»).

Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход  как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход  как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход  как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход  как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход  как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход  как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

Деятельностный подход  как условие формирования информационных компетенций.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2017