Деятельностный подход как условие формирования информационных компетенций.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 18.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа по формированию ключевых компетенций, лежащих в основе развития каждой личности, зависит, в первую очередь, от педагога, который играет огромную роль для младшего школьника на данном возрастном периоде. В данной статье я попыталась рассказать как стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно, присутствовало желание узнавать новое.Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию.
Иконка файла материала Воротникова М.А..docx
МБОУ Гимназия №11 «Гармония» Октябрьский район Г.Новосибирск ул. Федосеева, 38 тел. 260­60­01 факс 260­60­77  @   nios  _11_ gym   .  ru  nsk     edu 54.ru  .  g  _11. www                             Деятельностный подход  как условие формирования  информационных компетенций.                                  Воротникова Марина Афанасьевна,  учителя начальных классов высшей квалификационной категорииШкола - это своеобразный институт знаний, выходя из стен которого ученики должны владеть определёнными знаниями, умениями и навыками. Образование   должно   помогать   людям,   становиться   помощниками   самих   себя. И.Г.Песталоцци. В   «Концепции   модернизации   российского   образования   на   период   до   2010   года»   [1] говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных  знаний,  умений,  навыков, а  также опыт  самостоятельной  деятельности и личной  ответственности  обучающихся,   то   есть  ключевые   компетенции,   определяющие современное качество содержания образования. Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего   образования     [2]   также нацеливает  на  формирование   ключевых  компетенций   ­  готовности   учащихся   использовать усвоенные   знания,   умения   и   способы   деятельности   в   реальной   жизни   для   решения практических задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях.        В развитии образования существуют разные актуальные направления. Начатая в 2000 году   реформа   российского   образования   чётко   определила   пути   необходимых   изменений. Главной   целью   проводимого   реформирования   является   достижения   нового   качества образования.   Современное   образование   должно   помочь   учащимся   достигать   таких образовательных   результатов,   которые   в   будущем   помогут   хорошо   адаптироваться   в обществе,   ориентироваться   в   новой   обстановке   ­   самостоятельно   принимать   решения   в различных сферах деятельности. Важнейший компонент – саморазвитие личности, который трактует   саморазвитие,   формы   поведения,   знания,   умения,   навыки.   Это   слагаемые дополняются и творческим саморазвитием.         Основным результатом деятельности образовательного учреждения  должна стать не система   знаний,   умений,   навыков  сама   по   себе,  а   набор   заявленных   государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно­политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.          Что такое компетенция? Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые   необходимы   для   конкретной   работы;   способность   и   готовность   эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации.                                        Формирование компетенций   начинается   с   момента   формирования   личности,   а   значит,   для   младшего школьника развитие ключевых компетенций имеет большое значение. Придя в школу, ребёнок уже   обладает   рядом   компетенций   на   начальном   этапе:   мотивация   учения,   позитивноеотношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях.  Работа  по  формированию  ключевых  компетенций,   лежащих   в  основе  развития каждой личности, зависит, в первую очередь, от педагога, который играет огромную роль для младшего   школьника   на   данном   этапе   жизни.   На   своих   уроках   я   стараюсь   организовать учебный   процесс   так,   чтобы   ученикам   было   интересно,   присутствовало   желание   узнавать новое. Этому способствуют: 1) дидактическая система Л.В.Занкова, направленная на общее развитие школьников. 2) участие в проекте «1 ученик: один компьютер». Classmmat PC – есть «персональный»   компьютер   учащегося.   Его   использование   в   современном   образовании предполагает   различные   варианты.   Учебная   среда   школы,   в   которой   каждый   учащийся   и учитель   может   использовать   персональный   мобильный   компьютер,   наполняется   новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах. http://cmpc.nios.ru/   3) использование на уроках математики, русского языка технологии Молоковой А.В. 4)детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2008); 5)Большая детская энциклопедия (интерактивное путешествие в мир знаний); 6) интерактивные карты и т.д    Важными   компетенциями   для   успешной   адаптации   ребёнка   к   жизни   является   информационные компетенции.  Информационные   компетенции   –   это   готовность   учащихся   самостоятельно   работать   с информацией   различных   источников:   книгами,   учебниками,   справочниками,   атласами, картами,   энциклопедиями,   каталогами,   словарями,   CD­Rom,   Интернет.   Логика   развития информационной   культуры   определяется   процессом   обучения   школьников   на   различных этапах   достижения   ими   уровней   образованности   и,   в   конечном   счете,   формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:  ­ личной потребности в усвоении основ информационной культуры;  ­ умения самостоятельно осуществлять поиск информации, устранять информационный  дефицит;  ­ способности взаимодействовать с информационной средой,                                                  ­ моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к  известному; ­ способности создавать и использовать персональные поисковые системы,­ способности к восприятию и оценке информации (умения оценивать информацию с  точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к  библиографическому общению).     В тексте Федерального образовательного стандарта для начальной школы (2004) мы видим перечень учебных умений, навыков и способов деятельности:  Наблюдение объектов и явлений окружающего мира;  Устное описание по наблюдениям;  Сравнение объектов;  Обучение искусству диалога;  Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации;  Поиск необходимой информации в словарях;  Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам;  Представление информации в табличном виде;  Работа с моделями;  Навыки использования компьютера и пр.i Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации,   в   том   числе   с   использованием   компьютера;   представление   и упорядочение   информации   становятся   необходимыми  общеучебными  умениями   и навыками,   позволяющими   реализовать   компетентностный   подход   в   начальном образовании  Начиная с младшего школьного возраста, необходимо развивать начальные «ключики». При   формировании   различных   компетенций   включены   все   виды   органов   чувств:орган слуха, орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания. Для определения ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации мной был проведён тест Б.А.Левиса, Ф.Пукелинаii Обработка результатов теста показала, что в классе из 30 учащихся: ­аудиальной модальность обладают 7уч­ся 23   %;­визуальной модальностью обладают 16уч­ся53   %; ­кинестетической модальностью обладают 7уч­ся 23  %.    Ученик на уроке должен быть не объектом, а субъектом деятельности. Значит моя задача, как   учителя   создать   комфортную   обстановку   на   уроке,   чтобы   детям   хотелось   творить, спорить,   доказывать,   помогать   друг   другу.   Вовлекать   в   учебный   процесс   необходимо учащихся и аудиалов, и визуалов, и кинестетиков. Для этого на одном уроке необходимо часто менять разные формы и методы работы. В своей педагогической деятельности применяю различные формы и приёмы организации  учащихся на уроке ­Обсуждение с детьми планов дальнейшего обучения; выполнение математических операций  по алгоритму; работа в парах постоянного и сменного состава;  работа в малых группах;  самостоятельная работа; индивидуальная  работа; проектная работа; демонстрация  полученных результатов, их анализ и выводы;  оценочная деятельность в роли учителя;  различные виды само­ и взаимопроверки; анализ готовой продукции; постановка проблемных  вопросов; осознание проблемы и её решение; творческое списывание; продолжение текста  так, чтобы получилась сказка; составление рассказа о любом предмете, как будто он живой;  проведение опытов; сравнение, выделение общих и отличительных признаков, обобщение и  вывод; ­практическая работа; нахождение ответов в книге; экскурсия; учебный диалог;  системно­ориентированные задания (составление схем,  моделей, таблиц); задания,  предполагающие самостоятельную познавательную деятельность (поиск необходимой  информации, поиск дополнительной информации);  постановка учебной задачи через создание проблемных ситуаций и ее разрешение с выстраиванием способов действия с последующей их  отработкой и их контролем; демонстрация наглядного материала; речевые игры и игровые  приемы; задания с «ловушками» (задания с недостатком или избытком данных для их  решения, с ошибочными условиями решения или неверными способами рассуждений);  рефлексия учебного опыта.    Реализация поставленных задач осуществляется через все предметы начальной школы. В  частности, в результате изучения литературного чтения, русского языка ученик должен  научиться работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том  числе на электронных носителях). Осваивая различные виды речевой деятельности, ребенок  должен овладеть деятельностью по созданию небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием  компьютера). Наиболее глубокое влияние информатики испытывают два предмета начальной школы: математика и окружающий мир в системном подходе к изучению объектов и процессов. Рассмотрим, как формируется информационная компетенция учащихся     на уроках математики   (3класс,1часть,   автор   И.И.Аргинская,   система   развивающего   обучения Л.В.Занкова). В учебнике 191 задание. Дополнительно использую ИКТ (ЭУП Молоковой А. В. Математика 2, 3 класс) Тетрадь по математике на печатной основе ­ приложение к учебнику, под редакцией И.И.Аргинской.Формирование   информационной   компетенции   происходит   через   текстовые   задачи,   схемы, рисунки­схемы, рисунки, таблицы, краткую запись задач, задания геометрического характера. Если проанализировать задания учебника, то один и тот же номер, например, №163 содержит одновременно и текст­задачу, и рисунок, и таблицу.      Проанализировав   только   лишь   одну   часть   учебного   комплекса­данные   номера учебника,   можно   сделать   вывод,   что   формируется   развитие   информационной компетентности,  т.е у учащихся, начиная с начальной ступени образования, формируется способность анализировать, сопоставлять, наблюдать, доказывать, делать аргументированные выводы,  а также самостоятельно  выходить на тему урока, использовать информацию  для планирования и осуществления своей деятельности (определять цели урока); осуществлять информационный   поиск   и   извлекать   информацию   из   различных   источников   на   любых носителях,   самостоятельно   осваивать   знания   и   умения,   необходимые   для   решения поставленной задачи.    Постепенно у ребят появляется повышенный интерес к поиску информации из разных  источников: готовить сообщения, презентации, с использованием ИКТ не только  индивидуально, но и группами ­ создавать проекты, а значит выходить на творческий уровень.  Такая уверенная в себе личность нужна обществу и государству. СПИСОК литературыi Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.­ Псков:  Псковский государственный педагогический институт им.С.М.Кирова, 2002.­ 34с.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования : Начальное общее образование.- Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2004. – 51с. .Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории­к практике  обучения. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.­128с. ii      . Соколова Т.Е.Информационно­поисковые умения: Познавательное             общение в начальном  образовании: Учебно – методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Фёдоров», 2007.­160с.­(Информационная культура младшего школьника; Вып.4).­ ISBN  978­5­9507­0538­0 (Издательство «Учебная литература»).­ISBN 978­5­903507­31­3 (Издательский дом  «Фёдоров»).

Посмотрите также