"Деятельностный подход на уроках географии"
Оценка 4.9

"Деятельностный подход на уроках географии"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
география
5 кл—10 кл
06.04.2018
"Деятельностный подход на уроках географии"
В настоящее время все более актуальным в обучении становится использование методов и приемов, которые способствуют формированию у обучающихся умений самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы. В данной статье рассматриваются приемы и виды учебных заданий, применяемых на уроках географии в контексте деятельностного подхода в обучении.
Деятельностный подход на уроках географии.docx
Деятельностный подход на уроках географии Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных  образовательных стандартов – деятельность. В настоящее время все более актуальным  в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов,  которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания,  собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря  самостоятельности. Мы считаем: если ученик сам не работает в процессе усвоения  учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в  своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через  сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им  усвоены в полной мере. Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:      выработка способности работать самостоятельно;  развитие познавательной активности;  стимулирование творческого мышления;  повышение культуры умственного труда, интереса;  осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");   формирование умения планировать время;   выработка ответственности и инициативности.  Развивать у обучающихся самостоятельность мышления на уроках географии возможно в  процессе организации работы с учебником и с дополнительными источниками информации, с контурными картами и атласами, в ходе создания и использования таблиц, составления  опорных схем, при проведении практических работ. Рассмотрим некоторые приемы и виды учебных заданий, применяемых на уроках  географии в контексте деятельностного подхода. Так, работая с учебником по теме «Внутренние воды» в 8 классе, даю учащимся для  самостоятельной работы задания следующего содержания: 1. Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? 2. Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых? 3. Почему в северных озерах страны меньше соли? 4. В чем причины сильной заболоченности Западно­Сибирской равнины? Данный прием способствует развитию мышления и речевой деятельности.  Важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении географии является  использование таблиц. Таблицы являются результатом совместной работы учащихся с учителем, а также  самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами.  При изучении темы «Природные зоны Северной Америки» в 7 классе предлагаю учащимся  заполнить таблицу:  Природная зона Географическое положение Средняя t° января Средняя t° июля Осадки Растительный мир Животный мир, а затем сделать вывод, ответив на следующие вопросы: 1) Назовите особенность распределения природных зон Северной Америки? 2) Что повлияло на такое расположение природных зон? 3) Какие части материка богаты водами? Почему?  Заполнение таблиц способствует систематизации знаний, развитию логических умений:  сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.  Использование опорных схем позволяет учащимся дифференцировать материал по  базовым признакам, выделять смысловые блоки для формулировки ответа при подготовке  домашнего задания.  Мои ученики работают с такими схемами регулярно, знают, что прежде чем составлять  схему, надо понять логику каждого элемента, т.к. все они сгруппированы по каким либо  признакам.  Например, учащимся 6 класса предлагаю составить схему, в которой «река» ­ ключевое  слово. Один из вариантов работы учащихся: горные равнинные В зависимости от рельефа РЕКИ В зависимости от климата питание режим снеговое дождевое межень паводок половодье подземные воды наводнение замерзание смешанное ледниковое Составление опорных схем на уроке помогает учащимся устанавливать прямые и обратные связи. Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и  характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно­  следственных связей и закономерностей. Так при изучении темы «Географическое положение России» в 8 классе предлагаю  сформулировать аргументы в пользу тезисов:  1. Россия – северная страна. 2. Россия – морская держава. 3. Россия – сухопутная страна.  А при изучении темы «Миграционный процесс в России» в 9 классе прошу учащихся,  используя карту атласа, выделить и назвать районы Российской Федерации, для которых  характерен: а) приток населения из других районов; б) отток населения в другие районы. Организация заданий для практических работ, позволяет подготовить учащихся к  использованию своих географических знаний в реальной жизни. Например, при изучении темы «Внутренние воды» в 6 классе, можно дать следующее  задание: «Вы планируете строительство нового собственного дома в районе, где нет  водопровода. Геологи, проведя исследования, предложили вам 3 участка для бурения  скважины. Определите, какой из участков (№ 1, № 2, № 3) лучше всего использовать для  бурения? Свой выбор обоснуйте. При ответе используйте речевые формулы: “При  выполнении задачи мы использовали знания о…”, “Мы считаем, что …”». Использование дополнительных источников информации (Интернет­ресурсов,  справочников, энциклопедий и др.) повышает мотивацию учащихся к изучению географии,  формирует умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности по  обработке информации. Так, при изучении темы «Австралия» в 7 классе, предлагаю учащимся следующее задание  «Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата  зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне письмо, в  котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию». Или  прошу ответить на вопрос: «Можно ли назвать Австралию зеленым материком планеты?» Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение  учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся,  «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание  конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха,  самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом  географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также  интегрировать их. Проблему формирования умений и навыков организации самостоятельной деятельности  школьников, направленной на поиск информации, можно эффективно решить за счёт  использования образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает  проектная деятельность. Данная технология развивает умение осуществлять  экспериментально­исследовательскую деятельность, позволяет активизировать  познавательную деятельность учащихся, а также формировать умения работать с  разнообразными источниками дополнительной информации. Учебные проекты объединяют  различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем  человечества. Интегрированные проекты, созданные учащимися нашей школы, такие как  «Влияние погодных условий на жизнь и здоровье школьника», «Экологическая обстановка  в городе Гае», «Проснулся город после зимы», позволяют рассмотреть тему проблемы  более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает  процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.  Таким образом, практический опыт показал: 1. Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует  получению учащимися более глубоких и прочных знаний. 2. Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом  содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему  ее норм. 3. Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий  способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных  способностей, общеучебных умений.

"Деятельностный подход на уроках географии"

"Деятельностный подход на уроках географии"

"Деятельностный подход на уроках географии"

"Деятельностный подход на уроках географии"

"Деятельностный подход на уроках географии"

"Деятельностный подход на уроках географии"

"Деятельностный подход на уроках географии"

"Деятельностный подход на уроках географии"

"Деятельностный подход на уроках географии"

"Деятельностный подход на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018