Цели:
- выявить знание ребенком частей тела, лица – 5 частей.
- выявить уровень развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.
- проверка уровня развития практической ориентировки на форму, т.е. умения пользоваться методом «проб» при выполнении практических задач.
Диагностические игры по психомоторному развитию
Задание 1. «Кукла Катя»
Цель: выявить знание ребенком частей тела, лица – 5 частей.
Инструкция: «К нам в гости пришла кукла Катя. Покажи, где у тебя
глазки? А где глазки у Кати? и т.д.».
Ход выполнения: взрослый просит показать части тела и лица на себе и
на игрушке.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не понял задания, не стремится его выполнить;
2 балла – принял задание, пытается его выполнить, но показывает
хаотично.
3 балла – принял и понял задание, но показывает 23 части;
4 балла – принял и понял, выполняет задание правильно.
Задание 2. «Поиграй»
Цель: выявить уровень развития игры: отношение к игрушкам и
развитие предметноигровых действий, умение произвести по подражанию
несколько последовательных игровых действий.
Оборудование: кукла, детская коляска, набор посудки, детская мебель
– стол, стул.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Посади ее в
коляску, покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее
покормить: «Посади ее за стол и покорми».
Ход выполнения:
Если ребенок не начинает играть, взрослый сажает куклу в коляску,
предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, предлагая ее
покормить, т.е. взрослый включает ребенка в совместную игру.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не начал играть даже после того, как взрослый предложил
выполнить совместные действия, интереса к игрушкам не проявляет;
2 балла – начал выполнять совместные со взрослыми игровые действия,
при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых
действий, отмечаются процессуальные действия, манипуляции;3 балла – начал играть сам, выполняет несколько предметноигровых
действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит ее), проявляет интерес к
игрушкам и действиям с ними, но играет молча, подражает действиям
взрослого;
4 балла – выполняет ряд логически последовательных действий,
объединяя их сюжетом, сопровождает действия речью.
Задание 3. «Коробка форм»
Цель: задание направлено на проверку уровня развития практической
ориентировки на форму, т.е. умение пользоваться методом «проб» при
выполнении практических задач.
Оборудование: коробочка с прорезями треугольной, круглой,
квадратной формы и 6 объемных геометрических фигур, основание каждой из
которых соответствует по форме одной из прорезей.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Вот эту
коробочку нам принесла в подарок. А что же это такое? Взрослый обращает
внимание на объемные геометрические фигуры,
последовательно
рассматривая их. «Давай сложим фигуры в коробочку».
Ход выполнения:
Взрослый берет одну из фигур и опускает ее в соответствующую
прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не
может найти нужную прорезь, силой заталкивает фигуру, то следует провести
обучение: взрослый берет одну из форм и медленно показывает действия,
прикладывая форму к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает
ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям,
отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает
самостоятельно.
Оценка действия ребенка:
1 балл – не понял задания, не стремится его выполнить, после обучения
не переходит на адекватные способы действия;
2 балла – принял задание, пытается выполнить его, используя
хаотические действия, после обучения не переходит к выполнению задания
методом «проб»;
3 балла – принял и понял задание, выполняет его методом перебора
вариантов, но после обучения пользуется методом «проб»;
4 балла – принял и понял задание, с интересом выполняет его методом
целенаправленных «проб», либо практическим примериванием.
Задание 4. «Угостим заек морковками»Цель: выявить возможности детей в различении предметов по размеру
(большой – маленький).
Оборудование: Две игрушки зайки – большой и маленький, две
морковки разные по размеру.
Инструкция: «К нам в гости пришли зайки. Возьми, покачай большого
зайку. А теперь – маленького». «Зайки хотят кушать, угости заек морковкой:
большому большую, а маленькому – маленькую».
Ход выполнения:
Ребенку предлагают поиграть сначала с большим , а затем с маленьким
зайчиком. Угостить морковкой, учитывая размеры.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задания, действует неадекватно;
2 балла – принял задание, но не понимает условия, берет любую
игрушку;
3 балла – принял и понял задание, но при выполнении допускает
ошибки;
4 балла – принял и понял задание, владеет операциями сравнения.
Задание 5. «Сложи матрешку»
Цель: выяснить возможности детей в складывании двух трехместных
матрешек.
Оборудование: двух трехместные матрешки.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла матрешка. Но она еще не
одна пришла. Посмотри, что внутри этой матрешки! А теперь попробуй
сложить эту матрешку. Сделай так, как было».
Ход выполнения:
В случае затруднения проводится обучение: взрослый показывает
ребенку, как сначала складывается двухсоставная, а затем трехсоставная
матрешка, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действия ребенка: принятие и понимание задания; способы
выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
Задание 6. «Разные коробочки»
Цель: выяснить возможности детей в соотнесении предметов и их
частей по форме.
Оборудование: коробочки разной формы с крышками (круглые,
квадратные, прямоугольные), мелкие предметы.Инструкция: «Вот какие у меня есть коробочки. Хочешь узнать, что
внутри? Открой коробочку, посмотри. Можешь взять игрушки, поиграть с
ними». «Теперь положи игрушки в коробочки. Закрой коробочки крышками».
Ход выполнения задания:
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть коробочки и узнать, что в
них находится. Ребенок раскрывает коробочки, вынимает из них предметы. В
это время педагог меняет крышки местами. Затем просит ребенка снова
положить игрушки в коробочки и закрыть коробочки крышками. Если ребенок
затрудняется, взрослый обучает ребенка.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не понял задание, не стремится его выполнить;
2 балла – принял задание, пытается его выполнить, используя
хаотические действия, после обучения не переходит к выполнению задания
методом «проб»;
3 балла – принял и понял задание, выполняя его методом перебора
вариантов;
4 балла – принял и понял задание, с интересом сам выполняет его
практическим примериванием.
Задание 7. «Отгадай, как это сделать»
Цель: выявить возможности детей в использовании вспомогательных
средств в ходе выполнения действий с предметами (например, подтягивание
за веревку тележки, воздушного шара, вылавливание мелких предметов из таза
сачком и т.д.).
Оборудование: тележка, палочка с кольцом на конце, воздушный шарик
с веревочкой, тазик с водой и мелкими плавающими предметами (рыбка,
уточка, шарик), сачок.
Инструкция: «Давай поиграем? Сначала будем играть шариком.
Достань его. Молодец! Давай бросим шарик друг другу»; «Посмотри, что еще
у меня есть! Посмотри, что плавает в тазике. Хочешь поиграть с этими
игрушками? Достань их сачком»; «Пока игрушки высохнут, давай достанем
вон ту тележку. Попробуй палочкой достать тележку, не сходя с места»;
«Теперь можешь покатать рыбку, утенка и шарик на тележке».
Ход выполнения:
Взрослый предлагает ребенку поиграть. Сначала педагог просит ребенка
достать шарик, подвешенный над его головой. Далее взрослый и ребенок
бросают шарик друг другу. Далее педагог показывает тазик с плавающими
игрушками, дает ребенку сачок и предлагает достать игрушки из воды. Пока
мокрые игрушки сохнут, педагог дает ребенку палочку с кольцом на конце и
просит достать тележку, не сходя с места. Далее ребенок катает игрушки в
тележке.Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задания, не понял цель;
2 балла – принял задание, но стремится выполнить его неадекватными
способами, т.е. пытается взять игрушки из тазика руками, к тележке пытается
подойти, других способов решения задачи не отмечается;
3 балла – принял и понял задание, пытается сначала руками брать
игрушки, подойти к тележке, в дальнейшем использует сачок и палочку,
результат положительный.
4 балла – принял и понял задание, сразу же выполняет его правильно.
Задание 8. «Разрезные картинки»
Цель: выявить уровень развития целостного восприятия предметного
изображения на картинке.
Оборудование: парные картинки, одна из которых в паре разрезана на
две (три) части.
Инструкция: «Вот какая у меня есть картинка» взрослый показывает
ребенку две части разрезной картинки. «Сделай целую картинку».
Ход выполнения: в тех случаях, когда ребенок не может правильно
соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит
сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с
заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и
просит ребенка наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить
задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задания, действует неадекватно в условиях
обучения;
2 балла – принимает задание, но не понимает, что части надо соединить
в целое, кладет части одна на другую, в условиях обучения действует порой
адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению
задания, безразличен к конечному результату;
3 балла – принимает и понимает задание, пытается соединить части в
целое, но самостоятельно не может это выполнить, после обучения с заданием
справляется, заинтересован в результате своей деятельности;
4 балла – принимает и понимает задание, самостоятельно справляется с
заданием, пользуется при этом либо методом целенаправленных проб, либо
практическим примериванием.Задание 9. «Цветные коврики»
Цель: выявить возможности детей в различении предметов по цвету
(красный, синий, желтый, зеленый).
Оборудование: карточки «коврики» четырех цветов, 12 игрушек также
четырех цветов (по 3 каждого цвета).
Инструкция: «Посмотри, какие у меня есть разноцветные коврики! А
вот разноцветные игрушки. У каждой игрушки свой коврик, расставьте их по
коврикам».
Ход выполнения:
Взрослый рассматривает с ребенком коврики, игрушки, предлагает
расставить игрушки на такого же цвета коврики. Если ребенок не
справляется, первую «четверку» сортирует педагог, остальные по образцу –
ребенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество
«ковриков» уменьшается.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принимает, не понимает задания, даже в условиях обучения
действует неадекватно;
2 балла – действует, не ориентируясь на образец, после обучения
продолжает расставлять игрушки без учета основного принципа;
3 балла – ставит игрушки, но при выполнении недостаточно владеет
операциями сравнения, после обучения выполняет задания правильно;
4 балла – ставит игрушки, владеет операциями сравнения, задание сразу
выполняет правильно.
Задание 10. «Строим из кубиков и кирпичиков»
Цель: выяснить возможности детей в выполнении заданий со
строительным материалом (башня, высокий и низкий забор, по показу
простейшие постройки – стол, стул, диван, кровать; перекрытия – скамейка,
ворота).
Оборудование: строительный материал (кубики, кирпичики).
Инструкция: «Посмотри, что у меня. Это кубики и кирпичики. Давай
из них сделаем постройки. Сначала будем строить высокий забор. Вот так
надо строить. Теперь ты строй». «Построим низкий забор (стол, стул, диван,
кровать; скамейку, ворота)».
Ход выполнения:
Педагог показывает детям детали строительного материала и
предлагает построить из них разные предметы по показу. Если ребенок не
может выполнить задание по показу, ему предлагают выполнить его по
подражанию.Примечание: Выполнение предлагаемых педагогом построек
осуществляется на трехчетырех занятиях.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задание, в условиях обучения действует неадекватно
(бросает кубики, размахивает ими, берет в рот и т.д.);
2 балла – принял задание, но по показу выполнить не может, в условиях
подражания справляется с заданиями, а после обучения не может выполнить
задание по показу;
3 балла – принял задание, по показу выполняет неточно, после обучения
может выполнить постройку по показу;
4 балла – принял и понял задание, сразу может построить по показу.