Цели:
- выявить знание ребенком частей тела, лица – 5 частей.
- выявить уровень развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.
- проверка уровня развития практической ориентировки на форму, т.е. умения пользоваться методом «проб» при выполнении практических задач.
Диагностические игры по психомоторному развитию.doc
Диагностические игры по психомоторному развитию
Задание 1. «Кукла Катя»
Цель: выявить знание ребенком частей тела, лица – 5 частей.
Инструкция: «К нам в гости пришла кукла Катя. Покажи, где у тебя
глазки? А где глазки у Кати? и т.д.».
Ход выполнения: взрослый просит показать части тела и лица на себе и
на игрушке.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не понял задания, не стремится его выполнить;
2 балла – принял задание, пытается его выполнить, но показывает
хаотично.
3 балла – принял и понял задание, но показывает 23 части;
4 балла – принял и понял, выполняет задание правильно.
Задание 2. «Поиграй»
Цель: выявить уровень развития игры: отношение к игрушкам и
развитие предметноигровых действий, умение произвести по подражанию
несколько последовательных игровых действий.
Оборудование: кукла, детская коляска, набор посудки, детская мебель
– стол, стул.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Посади ее в
коляску, покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее
покормить: «Посади ее за стол и покорми».
Ход выполнения:
Если ребенок не начинает играть, взрослый сажает куклу в коляску,
предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, предлагая ее
покормить, т.е. взрослый включает ребенка в совместную игру.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не начал играть даже после того, как взрослый предложил
выполнить совместные действия, интереса к игрушкам не проявляет;
2 балла – начал выполнять совместные со взрослыми игровые действия,
при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых
действий, отмечаются процессуальные действия, манипуляции; 3 балла – начал играть сам, выполняет несколько предметноигровых
действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит ее), проявляет интерес к
игрушкам и действиям с ними, но играет молча, подражает действиям
взрослого;
4 балла – выполняет ряд логически последовательных действий,
объединяя их сюжетом, сопровождает действия речью.
Задание 3. «Коробка форм»
Цель: задание направлено на проверку уровня развития практической
ориентировки на форму, т.е. умение пользоваться методом «проб» при
выполнении практических задач.
Оборудование: коробочка с прорезями треугольной, круглой,
квадратной формы и 6 объемных геометрических фигур, основание каждой из
которых соответствует по форме одной из прорезей.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Вот эту
коробочку нам принесла в подарок. А что же это такое? Взрослый обращает
внимание на объемные геометрические фигуры,
последовательно
рассматривая их. «Давай сложим фигуры в коробочку».
Ход выполнения:
Взрослый берет одну из фигур и опускает ее в соответствующую
прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не
может найти нужную прорезь, силой заталкивает фигуру, то следует провести
обучение: взрослый берет одну из форм и медленно показывает действия,
прикладывая форму к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает
ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям,
отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает
самостоятельно.
Оценка действия ребенка:
1 балл – не понял задания, не стремится его выполнить, после обучения
не переходит на адекватные способы действия;
2 балла – принял задание, пытается выполнить его, используя
хаотические действия, после обучения не переходит к выполнению задания
методом «проб»;
3 балла – принял и понял задание, выполняет его методом перебора
вариантов, но после обучения пользуется методом «проб»;
4 балла – принял и понял задание, с интересом выполняет его методом
целенаправленных «проб», либо практическим примериванием.
Задание 4. «Угостим заек морковками» Цель: выявить возможности детей в различении предметов по размеру
(большой – маленький).
Оборудование: Две игрушки зайки – большой и маленький, две
морковки разные по размеру.
Инструкция: «К нам в гости пришли зайки. Возьми, покачай большого
зайку. А теперь – маленького». «Зайки хотят кушать, угости заек морковкой:
большому большую, а маленькому – маленькую».
Ход выполнения:
Ребенку предлагают поиграть сначала с большим , а затем с маленьким
зайчиком. Угостить морковкой, учитывая размеры.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задания, действует неадекватно;
2 балла – принял задание, но не понимает условия, берет любую
игрушку;
3 балла – принял и понял задание, но при выполнении допускает
ошибки;
4 балла – принял и понял задание, владеет операциями сравнения.
Задание 5. «Сложи матрешку»
Цель: выяснить возможности детей в складывании двух трехместных
матрешек.
Оборудование: двух трехместные матрешки.
Инструкция: «Сегодня к нам в гости пришла матрешка. Но она еще не
одна пришла. Посмотри, что внутри этой матрешки! А теперь попробуй
сложить эту матрешку. Сделай так, как было».
Ход выполнения:
В случае затруднения проводится обучение: взрослый показывает
ребенку, как сначала складывается двухсоставная, а затем трехсоставная
матрешка, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действия ребенка: принятие и понимание задания; способы
выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
Задание 6. «Разные коробочки»
Цель: выяснить возможности детей в соотнесении предметов и их
частей по форме.
Оборудование: коробочки разной формы с крышками (круглые,
квадратные, прямоугольные), мелкие предметы. Инструкция: «Вот какие у меня есть коробочки. Хочешь узнать, что
внутри? Открой коробочку, посмотри. Можешь взять игрушки, поиграть с
ними». «Теперь положи игрушки в коробочки. Закрой коробочки крышками».
Ход выполнения задания:
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть коробочки и узнать, что в
них находится. Ребенок раскрывает коробочки, вынимает из них предметы. В
это время педагог меняет крышки местами. Затем просит ребенка снова
положить игрушки в коробочки и закрыть коробочки крышками. Если ребенок
затрудняется, взрослый обучает ребенка.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не понял задание, не стремится его выполнить;
2 балла – принял задание, пытается его выполнить, используя
хаотические действия, после обучения не переходит к выполнению задания
методом «проб»;
3 балла – принял и понял задание, выполняя его методом перебора
вариантов;
4 балла – принял и понял задание, с интересом сам выполняет его
практическим примериванием.
Задание 7. «Отгадай, как это сделать»
Цель: выявить возможности детей в использовании вспомогательных
средств в ходе выполнения действий с предметами (например, подтягивание
за веревку тележки, воздушного шара, вылавливание мелких предметов из таза
сачком и т.д.).
Оборудование: тележка, палочка с кольцом на конце, воздушный шарик
с веревочкой, тазик с водой и мелкими плавающими предметами (рыбка,
уточка, шарик), сачок.
Инструкция: «Давай поиграем? Сначала будем играть шариком.
Достань его. Молодец! Давай бросим шарик друг другу»; «Посмотри, что еще
у меня есть! Посмотри, что плавает в тазике. Хочешь поиграть с этими
игрушками? Достань их сачком»; «Пока игрушки высохнут, давай достанем
вон ту тележку. Попробуй палочкой достать тележку, не сходя с места»;
«Теперь можешь покатать рыбку, утенка и шарик на тележке».
Ход выполнения:
Взрослый предлагает ребенку поиграть. Сначала педагог просит ребенка
достать шарик, подвешенный над его головой. Далее взрослый и ребенок
бросают шарик друг другу. Далее педагог показывает тазик с плавающими
игрушками, дает ребенку сачок и предлагает достать игрушки из воды. Пока
мокрые игрушки сохнут, педагог дает ребенку палочку с кольцом на конце и
просит достать тележку, не сходя с места. Далее ребенок катает игрушки в
тележке. Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задания, не понял цель;
2 балла – принял задание, но стремится выполнить его неадекватными
способами, т.е. пытается взять игрушки из тазика руками, к тележке пытается
подойти, других способов решения задачи не отмечается;
3 балла – принял и понял задание, пытается сначала руками брать
игрушки, подойти к тележке, в дальнейшем использует сачок и палочку,
результат положительный.
4 балла – принял и понял задание, сразу же выполняет его правильно.
Задание 8. «Разрезные картинки»
Цель: выявить уровень развития целостного восприятия предметного
изображения на картинке.
Оборудование: парные картинки, одна из которых в паре разрезана на
две (три) части.
Инструкция: «Вот какая у меня есть картинка» взрослый показывает
ребенку две части разрезной картинки. «Сделай целую картинку».
Ход выполнения: в тех случаях, когда ребенок не может правильно
соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит
сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с
заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и
просит ребенка наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить
задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задания, действует неадекватно в условиях
обучения;
2 балла – принимает задание, но не понимает, что части надо соединить
в целое, кладет части одна на другую, в условиях обучения действует порой
адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению
задания, безразличен к конечному результату;
3 балла – принимает и понимает задание, пытается соединить части в
целое, но самостоятельно не может это выполнить, после обучения с заданием
справляется, заинтересован в результате своей деятельности;
4 балла – принимает и понимает задание, самостоятельно справляется с
заданием, пользуется при этом либо методом целенаправленных проб, либо
практическим примериванием. Задание 9. «Цветные коврики»
Цель: выявить возможности детей в различении предметов по цвету
(красный, синий, желтый, зеленый).
Оборудование: карточки «коврики» четырех цветов, 12 игрушек также
четырех цветов (по 3 каждого цвета).
Инструкция: «Посмотри, какие у меня есть разноцветные коврики! А
вот разноцветные игрушки. У каждой игрушки свой коврик, расставьте их по
коврикам».
Ход выполнения:
Взрослый рассматривает с ребенком коврики, игрушки, предлагает
расставить игрушки на такого же цвета коврики. Если ребенок не
справляется, первую «четверку» сортирует педагог, остальные по образцу –
ребенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество
«ковриков» уменьшается.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принимает, не понимает задания, даже в условиях обучения
действует неадекватно;
2 балла – действует, не ориентируясь на образец, после обучения
продолжает расставлять игрушки без учета основного принципа;
3 балла – ставит игрушки, но при выполнении недостаточно владеет
операциями сравнения, после обучения выполняет задания правильно;
4 балла – ставит игрушки, владеет операциями сравнения, задание сразу
выполняет правильно.
Задание 10. «Строим из кубиков и кирпичиков»
Цель: выяснить возможности детей в выполнении заданий со
строительным материалом (башня, высокий и низкий забор, по показу
простейшие постройки – стол, стул, диван, кровать; перекрытия – скамейка,
ворота).
Оборудование: строительный материал (кубики, кирпичики).
Инструкция: «Посмотри, что у меня. Это кубики и кирпичики. Давай
из них сделаем постройки. Сначала будем строить высокий забор. Вот так
надо строить. Теперь ты строй». «Построим низкий забор (стол, стул, диван,
кровать; скамейку, ворота)».
Ход выполнения:
Педагог показывает детям детали строительного материала и
предлагает построить из них разные предметы по показу. Если ребенок не
может выполнить задание по показу, ему предлагают выполнить его по
подражанию. Примечание: Выполнение предлагаемых педагогом построек
осуществляется на трехчетырех занятиях.
Оценка действий ребенка:
1 балл – не принял задание, в условиях обучения действует неадекватно
(бросает кубики, размахивает ими, берет в рот и т.д.);
2 балла – принял задание, но по показу выполнить не может, в условиях
подражания справляется с заданиями, а после обучения не может выполнить
задание по показу;
3 балла – принял задание, по показу выполняет неточно, после обучения
может выполнить постройку по показу;
4 балла – принял и понял задание, сразу может построить по показу.
Диагностические игры по психомоторному развтитю
Диагностические игры по психомоторному развтитю
Диагностические игры по психомоторному развтитю
Диагностические игры по психомоторному развтитю
Диагностические игры по психомоторному развтитю
Диагностические игры по психомоторному развтитю
Диагностические игры по психомоторному развтитю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.