Дидактические игры на уроках математики.
(из опыта работы)
Одна из проблем, с которой мне пришлось столкнуться в процессе своей педагогической деятельности это – возникновение и поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, активизация их самостоятельной познавательной деятельности, сохранение активности и заинтересованности каждого ученика на протяжении всего урока.
Одним из путей решения этой проблемы, на мой взгляд, является включение в урок дидактических игр и игровых моментов.
Используя дидактические игры на своих уроках, я заметила, что в процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы добиться успеха.
Я провожу различные дидактические игры на разных этапах урока: в начале урока – при отработке навыков устных вычислений; в середине урока – при проверке усвоения нового материала; в конце урока – при проверке знаний и умений учащихся; а также целиком уроки в игровой форме.
Приведу примеры некоторых дидактических игр, которые я использую на своих уроках.
При отработке навыков устных вычислений.
Для проведения устной работы каждый учащийся имеет индивидуальную книжечку(половина тетради), лицевая сторона верхней обложки которой красного цвета, внутренняя – зеленого, а нижняя обложка – жёлтого.
Используя эти книжечки, я провожу устную работу в форме двух дидактических игр.
(1) «Красный? Жёлтый? Зелёный?»
На доске, с левой стороны, записываются задания для проведения устной работы, а с правой, напротив каждого из них, - три варианта ответа (красным мелом, зелёным и жёлтым).
Учитель читает задание, учащиеся выполняют его в уме и по команде учителя поднимают карточку того цвета, каким записан, по их мнению, правильный ответ. При необходимости учитель просит кого – то из учащихся прокомментировать свой выбор ответа. Таким образом появляется возможность проконтролировать правильность выполнения заданий каждым учащимся.
(2) «Угадываем слово.» (мини «Поле чудес»)
На доску через кодоскоп проецируются задания для устной работы и рядом с каждым из них варианты ответов, каждому из которых соответствует определённая буква.
Учитель читает задания; учащиеся решают их в уме, записывают карандашом в книжечку букву, под которой, они считают, записан правильный ответ, и по команде учителя поднимают книжечки. В ходе обсуждения выясняется, под какой буквой находится правильный ответ и эта буква записывается на доске. Рядом с ней – буква правильного ответа следующего задания. И так буква за буквой на доске появляется слово, которое нужно было угадать. Это, обычно, - или новый математический термин, или фамилия учёного – математика, которые до этого учащиеся не знали. Таким образом, учащиеся не только отрабатывают навыки устных вычислений, но и узнают что–то новое. Такая устная работа нравиться всем учащимся, и они с удовольствием включаются в неё.
Приведу пример проведения такой игры.
В 5 классе на уроке по теме «Измерение углов» название прибора для измерения углов (транспортир) можно ввести во время устного счёта. На доску через кодоскоп проецируются задания для устной работы и варианты ответов к ним:
задания |
Варианты ответов |
1) 26 + 33 2) 58 – 34 3) 18 * 3 4) 42 : 7 5) 15 * 5 6) 32 – 16 7) 36 * 4 8) 72 : 9 9) 44 + 56 10) 280 : 4 11) 35 * 20 |
Е.69; Т.59; К.58 Р.24; У.28; А.34 О.32; А.54; Е.44 К.28; М.7; Н.6 С.75; К.25; О.20 К.26; И.22; П.16 А.72; И.96; О.144 Р.8; К.9; Л.7 Т.100; А.82; Е.90 А.7; У.80; И.70 Н.70; К.15; Р.700 |
Постепенно в ходе выполнения устной работы на доске появляется слово ТРАНСПОРТИР, которое сложилось из букв правильных
При закреплении нового материала и проверке его усвоения.
(1) Математическое лото
Эту игру я использую как для индивидуальной работы с каждым учащимся так и для работы со всем классом при изучении и повторении различных тем в разных классах: «Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Действия с положительными и отрицательными числами» и др.
(а) Если игра предусматривает индивидуальную работу, то каждому учащемуся выдаётся конверт с набором карточек: 1 большая, расчерченная на 6 прямоугольников и 7 – 8 маленьких таких же размеров, как и прямоугольники на большой карте. В прямоугольниках на большой карте написаны примеры, а на маленьких – ответы к ним (в том числе и неправильные). Маленьких карточек больше, чем прямоугольников на большой карте. Ученик решает пример, находит маленькую карточку с полученным ответом и накрывает ею решённый пример лицевой стороной. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой – то рисунок. И я, проходя между партами, легко вижу результат работы каждого.
(б) Если эта игра рассчитана на коллективную работу, то класс делится на группы, каждая из которых получает большую карту, разделённую на прямоугольники с записанными в них ответами. Маленькие карточки с примерами находятся у учителя, который поочерёдно достаёт их и зачитывает или записывает на доске пример. Учащиеся решают его письменно или устно. Та группа, которая обнаруживает на своей большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку и накрывает ею соответствующий прямоугольник. Выигрывает та группа, которая раньше других накрыла все прямоугольники на своей карте. По окончании игры маленькие карточки переворачиваются, и если складывается определённый рисунок, то задание считается выполненным правильно.
Приведу пример карточек для индивидуального лото.
5 класс. Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей»
7,8 + 6,9 |
129 + 9,72 |
96,3 – 0,081 |
73,12 – (5,34 + 13,12) |
Найди корень уравнения: Z + 3,8 = 8 |
Найди корень уравнения: y – 6,5 = 12 |
96,219 |
11,01 |
14,7 |
95,49 |
54,66 |
138,72 |
4,2 |
18,5 |
(2)игра «Проверь соседа»
Эту игру я провожу при отработке навыков выполнения арифметических действий с положительными и отрицательными числами, при изучении этой темы в 6 классе, а также в 7,8,9 классах при повторении.
Правила игры. Каждый ученик получает карточку (рис.1). по моей команде ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Я предлагаю выполнить определённое действие (одно и то же для всех) над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клетке с точкой. Через несколько минут таблички возвращаются обратно и учащиеся проверяют результаты вычислений друг друга и ставят оценку. После этого я собираю таблички и подвожу итог или на этом уроке или на следующем.
|
4 |
3 |
5 |
11 |
0 |
-7 |
-2 |
-5 |
-4 |
-4 |
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
-3 |
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
-1 |
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 0 |
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
2 |
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
5 |
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
Подобные таблички использую при отработке навыков выполнения действий с дробными числами, заменив целые числа обыкновенными или десятичными дроби.
(3) игра «Уничтожение цели»
Эту игру провожу при изучении темы «Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки».
На магнитной доске изображается система координат. Магнитами к доске крепятся «точки» (картонные кружочки двух цветов).
Правила игры. Класс делится на две команды. Одна уничтожает цели одного цвета, другая – второго. Указкой показывается кружочек, выбранный от команды «наводчик» называет его координаты, а остальные ученики данной команды «стреляют». Тот, кто считает, что «наводчик» верно назвал координаты, поднимает красную карточку, а кто нет – зелёную. Цель считается уничтоженной, если все члены команды дадут правильный ответ (кружочек снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с «наводчиком», кружочек остаётся на доске до установления верного ответа. Побеждает та команда, у которой лучшие «стрелки» и «наводчики»
(4) игра «Рисуем по координатам».
Эту игру провожу при прохождении темы «Прямоугольная система координат на плоскости»
На доске написаны координаты точек.
Например: (-1;0),(-1;1),(0;1),(-1;2),(-1;1,5),(-1,5;2),(-1;2,5),(-1;3,5),(-2;3,5),(-2;4,5),(1;4,5),(1;4,5),(1,5;5,5),(-0,5;5,5),(-0,5;5,5),(-0,5;5,5),(-1;4,5),(-1;4),(1;2),(1;0),(-1;0).
Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущим отрезком, то в результате получится определённый рисунок.
После проведения такой игры на уроке, учащиеся обычно получают на дом обратное задание: нарисовать любой рисунок в прямоугольной системе координат и записать координаты ключевых точек.
Ребятам эта игра очень нравится, и они ещё долго приносят свои рисунки, выполненные на координатной плоскости.
Помимо проведения различных дидактических игр на отдельных этапах урока, я провожу и целиком уроки в игровой форме.
Приведу пример одного такого урока.
5 класс. Урок обобщающего повторения по теме
«Доли и обыкновенные дроби».
Форма проведения: урок – конкурс (КВН)
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме, обобщить
изученный материал; подготовить учащихся к написанию
контрольной работы.
Ход урока
Предварительно класс делится на две команды: «Числители» и «Знаменатели» (примерно равные по «силе»), выбираются капитаны команд. На доске вывешивается экран соревнования, где после каждого конкурса записывается количество баллов, заработанных командой.
(1) Учитель – Сегодня у нас необычный урок. Как он называется мы
узнаем, если верно выполним задания устного счёта.
Проводится устная работа в форме игры «Угадываем слово»
Задания |
Варианты ответа |
1) 8+6*7 2) 36:4-2 3) 12+56:8 Найдите
4) ¼ числа 24 5) ½ числа 16 6) Из 10 задач ученик решил 7 . какую часть всех задач решил ученик ? 7) У Буратино было 10 золотых. 1 своих денег 5 он отдал коту Базилио. Сколько золотых полу- чил кот Базилио?
|
Н.54, К.50, М.48, П.55 О.7, У.4, Е.6, А.8
Ц.8, Ф.5, К.6, С.7
У.8, О.7, А.6, Е.32
С.1 , Р. 7 ,Т.1 , П. 10 7 10 10 7
Т. 50, С.2, П.5, А.8 |
В ходе устной работы на доске появляется название урока: КОНКУРС
(2) Проведение конкурсов.
1-й конкурс: «Разминка»
(а) Задание: прочитать дробь и назвать числитель и знаменатель .
Учитель поднимает карточки с написанными на них дробями поочерёдно для каждой команды. (количество карточек зависит от числа участников)
(б) Самостоятельная работа – тест
Каждый участник выполняет самостоятельную работу – тест и сдаёт её капитану, а капитан – учителю.(Большее количество баллов получает та команда, участники которой быстрее и правильнее справились с работой)
2 – й конкурс: «Найди ошибку».
Задание: найти ошибки в примерах на сравнение, которые написаны на доске для каждой команды:
1 – я команда |
2 – я команда |
1) 1 < 3 8 8 2) 1 > 7 6 3) 5 > 4 16 16 4) 6 < 1 7 5) 8 < 3 5 4 |
1) 3 > 1 5 5 2) 9 > 1 10 3) 4 < 7 9 9 4) 3 > 5 7 2 5) 1 > 9 4 |
3 – й конкурс: «Грибники»
Задание: участникам команд нужно «перебрать» грибы, разделяя их на «съедобные» (правильные дроби) и «несъедобные» (неправильные дроби). Каждый участник выбирает по одному грибу.
Перед началом конкурса вспоминают определения правильных и неправильных дробей.
На магнитной доске: изображение двух корзин с надписями: «правильные» (для первой команды) и «неправильные» (для второй команды), между ними – грибы, сделанные из картона, к которым с обратной стороны приклеены магниты.
5 6
( Количество баллов равно числу правильно выбранных грибов)
4 – й конкурс: «Математическое лото»
Капитаны команд раздают каждому участнику карточку с заданием. На доске, на магнитных мини – досках, таблицы с ответами для каждой команды.
Задание: выполнить своё задание, найти ответ в таблице и прикрепить к нему магнитом свою карточку лицевой стороной.
Таблица на доске:
3 |
6 |
4 |
8 |
15 |
12 |
17 |
21 |
16 |
Карточки участникам:
Размеры карточек участников соответствуют размерам прямоугольников таблиц на досках.
Если команда полностью правильно справляется с заданием, то обратные стороны прикреплённых карточек образуют определённый рисунок.
5 – й конкурс «Координатный луч»
Капитаны раздают каждому участнику «точку» (букву, к которой приклеен магнит):
На доске изображён координатный луч для каждой команды и записаны координаты точек:
1 – я команда |
2 – я команда |
||||||||||||||||
Единичный отрезок = 12 делений
A(11);B(4 );C(3);D(2);E(1);K(1) 12 12 4 3 2 6 |
Единичный отрезок = 8 делений
A(3);B(7);C(3);D(5);E(1);K(1) 4 8 8 8 2 4 |
Задание: найти место точки на координатном луче.
(Участники команд поочереди прикрепляют свои точки к координатному лучу)
Количество заработанных баллов зависит от быстроты выполнения и количества правильно прикреплённых точек.
6 – й конкурс «Огород»
Каждой команде даётся магнитная мини – доска(«огород»), расчерченная на 10 равных прямоугольников(«грядки») и выдаётся комплект из 4-х наборов цветных прямоугольников (по 10 штук в каждом), магниты.
Задание: На огороде сделано 10 грядок. Хозяйка решила, что лук (зелёные прямоугольники) будет занимать 1 всех грядок,
5
свекла (бордовые прямоугольники) – 3 всех грядок,
10
морковь (красные прямоугольники) – 2 всех грядок,
5
чеснок (коричневые прямоугольники) – 1 всех грядок.
10
Сколько грядок будет занимать каждый овощ? Составьте план огорода.
Если задание выполнено верно, то у команды получается такой план огорода, составленный из цветных прямоугольников, прикреплённых к магнитной мини – доске:
7 – й конкурс «Капитанов»
Капитаны получают карточки с задачей и решают её у доски. Помощники капитанов решают задачи противоположной команды.
Задача капитану первой команды
Ширина прямоугольника 48 см, что составляет 3 его периметра.
16
Найдите длину этого прямоугольника.
Задача капитану второй команды
Длина прямоугольника составляет 5 его периметра. Найдите ширину
16
этого прямоугольника, если его длина равна 80 см.
В то время как капитаны команд и их помощники решают задачи, учитель с остальными участниками команд проводит игру «Что и сколько».
Правила игры. Учитель предлагает учащимся угадать содержимое коробки, которая выполняет роль «чёрного ящика», используя подсказки:
- 1 рубля (50 коп.)
2
- 2 литра сока (маленькая коробка сока вместимостью 200 мл)
10
- 3 метра (линейка длиной 15 см )
20
- 2 килограмма конфет ( пакет конфет весом 400 г) и тд.
5
Та команда, которая угадает большую часть содержимого « чёрного ящика», получает дополнительный балл.
(3) Подведение итогов урока.
(1) объявляется команда – победитель
(2) выставляются оценки всем учащимся ( в зависимости от степени активности и правильности выполнения заданий на протяжении всего урока )
(3) дается индивидуальное домашнее задание каждому учащемуся в виде теста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.