Дидактические материалы по литературе и русскому языку
Оценка 5

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература +2
Взрослым
12.04.2018
Дидактические материалы по литературе и русскому языку
Дидактические материалы по литературе и русскому языку Языковой разбор текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно восприятие текста (особенно художественного), так и его создание (в устной и письменной форме). Разгадать загадку произведения, постичь авторский замысел можно, прикоснувшись к “словесной ткани” художественного произведения. Дидактические материалы решают комплекс задач, так как они могут использоваться как на уроках литературы, так и русского языка.
Дидактические материалы по литературе и русскому языку.doc
Дидактические материалы по литературе и русскому языку Языковой разбор текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по  лексике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию, совершенствует чувство языка,  языковую интуицию, без чего невозможно восприятие текста (особенно художественного), так и его  создание (в устной и письменной форме). Разгадать загадку произведения, постичь авторский замысел можно, прикоснувшись к “словесной ткани”  художественного произведения. Дидактические материалы решают комплекс задач, так как они могут использоваться как на уроках  литературы, так и русского языка. Здесь реализуется взаимосвязь этих предметов, применяются задания  межпредметного характера, например: 1. Выделить ключевые слова, которые характеризуют героя. 2. Какие языковые средства использует автор для раскрытия образа героя? 3. Какие типы предложений преобладают в тексте? 4. Понаблюдайте, какую роль в тексте играют восклицательные и вопросительные предложения? 5. Какие слова употребляются в переносном значении? 6. Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам? Дидактический материал составлен по роману М.Булгакова “Мастер и Маргарита” и подобран по  смысловым темам: “Образ Мастера”, “Образ Маргариты”, “Образ Ивана Бездомного”, “Образ Понтия  Пилата”. Тематическая организация учебного материала позволит лучше понять образы героев романа,  выделить главное; подобрать нужные цитаты для сочинения, обратить внимание на языковые средства, с  помощью которых раскрывается тот или иной смысл. Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно – с уверенностью можно сказать, что многие  женщины все, что угодно отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты. Что нужно  было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой­то непонятный огонечек, что нужно было этой  косящей на один глаз ведьме, украсившей себя мимозами. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был  он, Мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она  говорила правду. ­ Найдите ключевые слова по раскрытию образа Маргариты. ­ Объясните значение слова “готический”. ­ Понаблюдайте, какую роль играет в тексте лексический повтор. ­ Какова роль вводного слова в данном отрывке? ­ Объясните постановку тире во втором предложении. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балкон, пронизала все его существо. Он тотчас  постарался ее объяснить, и объяснение было странное, показалось смутно прокуратору. Что он чего­то не договорил с осужденным. А может быть, чего­то не дослушал. ­ Чем объясняется “непонятная тоска” прокуратора”? ­ Выделите ключевые слова в этом отрывке. ­ Объясните значение лексического повтора в данном отрывке. ­ Выпишите словосочетания, произведите разбор. ­ Каково значение приставки до ­ ? Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь  представления? Что такое истина? И тут прокуратор подумал: “О боги мои! Я спрашиваю его о чем­то ненужном на суде… Мой ум не  служит мне больше…” И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью”? ­ Что символизирует “чаша с темной жидкостью”? ­ Почему прокуратор боится своих вопросов? ­ Замените прямую речь косвенной. ­ Объясните правила орфографии на примерах из текста. А ты бы меня отпустил, игемон, ­ неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, ­ я вижу,  что меня хотят убить. Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и  сказал: ­ Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил  ты? О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мысли не разделяю! И слушай  меня: если с этой минуты ты произнесешь хотя бы слово, заговоришь с кем­нибудь, берегись меня!  Повторяю тебе: берегись! ­ Почему просьба арестанта вызвала такую реакцию у Понтия Пилата? ­ Каков роль обращений в этом отрывке? ­ Объясните значение слова “игемон”. ­ Подберите синонимы к слову “исказилось”. ­ Какими словами автор показал гнев Понтия Пилата? ­ С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями? ­ Какую роль играет лексический повтор в этом эпизоде? Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем  на утреннем безжалостном ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным  лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать. ­ Как состояние Понтия Пилата сказалось на решении судьбы арестованного? ­ Рассмотрите правила написания “нн”, частиц “не” и “ни”. ­ Объясните постановку запятых в этом предложении. Слушай, Га­Ноцри, ­ заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как­то странно: лицо прокуратора было  грозно, но глаза тревожны, ­ ты когда­нибудь говорил что­нибудь о великом кесаре? Отвечай?! Говорил?  Или… не…говорил? – Пилат протянул слово “не” несколько больше, чем это полагается на суде, и  послал Иешуа в своем взгляде какую­то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту. ­ Правду говорить легко и приятно, ­ заметил арестант. ­ Мне не нужно знать, ­ придушенным, злым голосом отозвался Пилат, ­ приятно или неприятно тебе  говорить правду. Но тебе придется ее говорить. Но, говоря, взвешивай каждое слово, если не хочешь не  только неизбежной, но и мучительной смерти. ­ Какое значение имеет этот эпизод в романе? ­ Почему Пилат старается внушить арестанту “какую­то мысль”? ­ Какова роль многоточия? Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями  пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на  корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков.  Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут­то стала называть мастером. Она дожидалась этих  обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные  фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь. Он был дописан в августе месяце, был отдан какой­то безвестной машинистке, и та перепечатала его в  пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь. ­ И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась, ­ прошептал мастер и поник  головой, и долго качалась печальная черная шапочка с желтой буквой "М". Он повел дальше свой  рассказ, но тот стал несколько бессвязен. Можно было понять только одно, что тогда с гостем Ивана  случилась какая­то катастрофа. ­ Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда уже все кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом! ­ Торжественно прошептал мастер и поднял руку. ­ Да, он чрезвычайно поразил меня, ах,  как поразил! ­ Какова судьба творческого человека в 30­х годах прошлого столетия? ­ Что помогло мастеру закончить свой роман? ­ Какова роль лексического повтора в отрывке? ­ Как автор передает чувства мастера? ­ Какова роль сложных предложений? ­ А, это вы! А я все жду, жду вас. Вот и вы, мой сосед. На это мастер ответил: ­ Я здесь! Но вашим соседом я, к сожалению, больше быть не могу. Я улетаю навсегда и пришел к вам  лишь с тем, чтобы попрощаться. ­ Я это знал, я догадался, ­ тихо ответил Иван и спросил: ­ вы встретили его? ­ Да, ­ сказал мастер, ­ я пришел попрощаться с вами, потому что вы были единственным человеком, с  которым я говорил в последнее время. Иванушка просветлел и сказал: ­ Это хорошо, что вы сюда залетели. Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. Меня  другое теперь интересует, ­ Иванушка улыбнулся и безумными глазами поглядел куда­то мимо мастера, ­ я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял. Мастер взволновался от этих слов и заговорил, присаживаясь на край Иванушкиной постели: ­ А вот это хорошо, это хорошо. Вы о нем продолжение напишите! Иванушкины глаза вспыхнули. ­ А вы сами не будете разве? ­ Тут он поник головой и задумчиво добавил: ­ ах да... Что же это я  спрашиваю, ­ Иванушка покосился в пол, посмотрел испуганно. ­ Да, ­ сказал мастер, и голос его показался Иванушке незнакомым и глухим, ­ я уже больше не буду  писать о нем. Я буду занят другим. ­ Почему мастер выбрал своим учеником Ивана Бездомного? ­ Как ведет себя Иван в разговоре с мастером? Какие чувства он испытывает? Обратите внимание  на глаголы. ­ Как автор передает решимость Иванушки? ­ Найдите в тексте прилагательное, перешедшее в существительное. Какой смысл оно имеет? ­ Слушай беззвучие, ­ говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, ­ слушай и  наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, ­ тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты  интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой  свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты  будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня  ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. ­ Мастер говорил о том, что ему не нравится любой шум. Почему мастеру так необходима  тишина? В каком значении употреблено это слово? ­ Почему в монологе Маргариты использованы глаголы будущего времени? ­ В чем заключается роль лексических повторов? ­ Я не буду с тобой спорить, старый софист, ­ ответил Левий Матвей. ­ Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, ­ ты глуп, ­ ответил  Воланд и спросил: ­ ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился? ­ Он прислал меня. ­ Что же он велел передать тебе, раб? ­ Я не раб, ­ все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, ­ я его ученик. ­ Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, ­ отозвался Воланд, ­ но вещи, о которых мы  говорим, от этого не меняются. Итак... ­ Он прочитал сочинение мастера, ­ заговорил Левий Матвей, ­ и просит тебя, чтобы ты взял с собою  мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла? ­ Мне ничего не трудно сделать, ­ ответил Воланд, ­ и тебе это хорошо известно. ­ Он помолчал и  добавил: ­ а что же вы не берете его к себе, в свет? ­ ...Он не заслужил света, он заслужил покой, ­ печальным голосом проговорил Левий. ­ Как вы понимаете слова: “Он не заслужил света, он заслужил покой”? ­ Кого имеет в виду Левий Матвей, говоря “он прочитал”? ­ За что злится Левий Матвей на Воланда? ­ Объясните значение слова “софист”. ­ Объясните пунктуацию предложений. Кресло мне, ­ негромко приказал Воланд, и в ту же секунду, неизвестно как и откуда, на сцене появилось  кресло, в которое и сел маг, ­ скажи мне, любезный Фагот, ­ осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по­видимому, и другое наименование, кроме "Коровьев", ­ как по­твоему, ведь московское  народонаселение значительно изменилось? Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику. ­ Точно так, мессир, ­ негромко ответил Фагот­Коровьев. ­ Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего  уж и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили... ­ Автобусы, ­ почтительно подсказал Фагот. Публика внимательно слушала этот разговор, полагая, что он является прелюдией к магическим  фокусам. Кулисы были забиты артистами и рабочими сцены, и между их лицами виднелось напряженное,  бледное лицо Римского. Физиономия Бенгальского, приютившегося сбоку сцены, начала выражать недоумение. Он чуть­чуть  приподнял бровь и, воспользовавшись паузой, заговорил: ­ Иностранный артист выражает свое восхищение Москвой, выросшей в техническом отношении, а также  и москвичами, ­ тут Бенгальский дважды улыбнулся, сперва партеру, а потом галерее. Воланд, Фагот и кот повернули головы в сторону конферансье. ­ Разве я выразил восхищение? ­ Спросил маг у Фагота. ­ Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали, ­ ответил тот. ­ Так что же говорит этот человек? ­ А он попросту соврал! ­ звучно, на весь театр сообщил клетчатый помощник и, обратясь к  Бенгальскому, прибавил: ­ Поздравляю вас, гражданин, соврамши! С галереи плеснуло смешком, а Бенгальский вздрогнул и выпучил глаза. ­ Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая... ­ Аппаратура! ­ подсказал клетчатый. ­ Совершенно верно, благодарю, ­ медленно говорил маг тяжелым басом, ­ сколько гораздо более важный  вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? ­ Да, это важнейший вопрос, сударь. ­ Какова миссия Воланда? Какой “важнейший вопрос” волнует мага? ­ С какой целью было дано представление? ­ Что означает слово “мессир”? ­ Проанализируйте диалог персонажей.

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Дидактические материалы по литературе и русскому языку

Дидактические материалы по литературе и русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018