Дидактическое сопровождение предмета «Русский язык» в условиях реализации ФГОС НОО
Оценка 4.6

Дидактическое сопровождение предмета «Русский язык» в условиях реализации ФГОС НОО

Оценка 4.6
Семинары
docx
русский язык
3 кл
01.04.2017
Дидактическое сопровождение   предмета «Русский язык»  в условиях реализации ФГОС НОО
Важнейшая задача школы – добиваться от учеников глубокого усвоения научных знаний и вырабатывать умения и навыки применять их на практике. Каждому учащемуся важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации. Как показывают наблюдения за учебным процессом в начальной и средней школе, занятия русским языком не всегда привлекают к себе внимание учащихся. Нередко, русский язык как учебная дисциплина представляется школьникам неинтересным и довольно-таки скучным предметом. Это заставляет задуматься над проблемой повышения интереса к урокам русского языка.Дидактическое сопровождение предмета «Русский язык»
Дидактическое сопровождение предмета «Русский язык».docx

                                                                          Мастер – класс

Педагогические идеи «Дидактическое сопровождение   предмета «Русский язык»  в условиях реализации ФГОС НОО».

Учитель высшей квалификационной категории Шикина Н. А.

Важнейшая задача школы – добиваться от учеников глубокого усвоения научных знаний и вырабатывать умения и навыки применять их на практике. Каждому учащемуся важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации.

Как показывают наблюдения за учебным процессом в начальной и средней школе, занятия русским языком не всегда привлекают к себе внимание учащихся. Нередко, русский язык как учебная дисциплина представляется школьникам неинтересным и довольно-таки скучным предметом. Это заставляет задуматься над проблемой повышения интереса к урокам русского языка.

Система работы по обучению детей грамоте предусматривает использование целого комплекса пособий, обеспечивающих органичное решение образовательных - воспитательных задач урока в их тесной взаимосвязи. Непременной предпосылкой воспитания интереса к русскому языку является систематическое накопление дидактического материала.

Сегодня я представлю Вам два  сборника дидактических материалов, которые использую в своей работе.

Первый сборник дидактических карточек- заданий для организации дифференцированного обучения на уроке. Предлагаемое пособие предназначено для решения таких практических задач, как освоение приемов грамотного письма и выработка умения использовать полученные знания на практике.

Сборник составлен из удобных разрезных карточек, состоящих из разноуровневых заданий. Такие карточки удобны для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы. Это позволяет создать оптимальные условия для обучения и способствует прочному усвоению знаний. Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.

1 уровень  - репродуктивный. Это уровень осознано воспринятого и зафиксированного в памяти знания ,   когда ученик умеет распознавать информацию, описывать ее, давать готовое определение выполнять задания по образцу.

Тема «Правописание безударных гласных»

Тема: Правописание безударных гласных

Первый  уровень

Карточка №1

- Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

Козочка – к…за, лес – л…сник, гриб – гр…бок, горы – г…ра, холм – х…лмы, росы – р…са, мяч - м…чи, чижик – ч…жи.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2 уровень – конструктивный. Он предполагает преобразование имеющихся знаний, с целью узнать образец, а затем применить способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач позволяют использовать свои знания в измененной ситуации.

Тема: Правописание безударных гласных

Второй уровень

Карточка №1

- Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

Следом, следы – насл…дить; ледяной, лёд – л…док ; снег, снеговик – сн…жинка;звонкий, звонок – позв…нить; котята, котик – к…тёночек; говорил, говор – разг…вор; пляска, расплясался – пл…сать; заварка, заварить – св…рить.

3 уровень – творческий. Это уровень усвоения нового учебного материала, овладение новыми способами и приемами действий на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования результатов.

Тема: Правописание безударных гласных

Третий  уровень

Карточка №19

- Прочитайте группы слов.

Светлячок, светит, засветило, светёлка.

Смола, смолистые, смоляные, смолы.

Бежит, бегает, бегун, пробежка, беговая (дорожка), бегунок, беготня.

- Спиши. Найдите проверочные слова и подчерки их. Докажите верность выбора.

В сборнике две главы. Задания 1 главы используются для отработки определенных навыков, а также для проведения коррекционной работы после изучения темы.

Задания 2 главы предлагают учащимся самостоятельный выбор уровня заданий, что дает положительную мотивацию обучения. Такие задания помогают выявлять уровень сформированности УУД.

 

  Практика показывает, что дети младшего школьного возраста не могут так же быстро, как учащиеся старших классов, с соответствующей последовательностью и упорством включиться в учебу, целеустремленно отдаваться ей. Их психика требует чего-то неожиданного, особенного даже в хорошо знакомых и привычных для них явлениях. Этому психолого-педагогическому требованию должен отвечать тот дидактический материал, который подбирается учителем в дополнение к материалу учебника.

Тексты должны иметь воспитательную ценность, отвечать нормам современного русского литературного языка и  заключать в себе потенциальные возможности для формулировки определенного задания.

Тексты по русскому языку, которые даются в учебнике, частично оторваны от жизни. Чаще всего это тексты о красоте природы, о животных. Мало текстов с заданиями о профессиях родителей, о семье и семейных ценностях. Возникает необходимость в поиске составленных текстов по данной теме.

В целях повышения компетентности учащихся по русскому языку, воспитания в детях уважительного отношения к родителям, к семье, формирования знаний о профессиях родителей мной был составлен сборник дидактических материалов учебного предмета «Русский язык» с использованием материалов о профессиях родителей.

Применение сборника поможет учащимся более подробно познакомиться с видами уже известной им трудовой деятельности, с профессиями родителей, что приведет к расширению знаний учащихся об отраслях производства.

Целью упражнений данного сборника является:

-повышение уровня знаний учащихся по русскому языку;

-воспитание уважения к труду и людям труда;

-ознакомление учащихся с основами современного промышленного производства, строительства, транспорта и сферы обслуживания;

-побуждение учащихся к сознательному выбору профессии.

Работа по сборнику начинается с вводного урока, где дается определение, что такое профессия и для чего она нужна людям. Фрагмент этого урока мы сейчас с вами проведем.

-Добрый день, добрый час!
-Как я рада видеть вас.
-Друг на друга посмотрели
-И тихонечко все сели.

- Сегодня на уроке  мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. А что это вы узнаете, выполнив свои  задания.  Работать вы будете в  группах:

1 группа будет решать кроссворд. 2 группа собирает пословицы.

3 группа будет дополнять стихотворение.

На выполнение задания вам дается 3 минуты. Приступайте.

Итак,  работа окончена. Давайте проверим, что у вас получилось.

1 группа прочитайте, пожалуйста, загадки и назовите отгадки.

http://festival.1september.ru/articles/565579/img1.gif

1)      Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?

2)      Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?

3)      В доме 10 этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?

4)      Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак?!

5)      Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?

6)       С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто?

7)      Зарю поёт селу петух –
Коров на луг ведёт….

8)       Хозяин книг и книжный лекарь.
Так кто же он?

9)      В небе синем самолёт,
Управляет им …..

 

- Молодцы,  сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках.  Хором (профессии).

- Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. - Что же такое профессии? Как вы думаете?

- Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:

  «Профессия – это основное занятие человека».

- На свете огромное количество профессий, когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе.

Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище, колледже, институте.

- Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.

- О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые.

2 группа собирала пословицы. Прочитайте, что у вас получилось.

1.      Кто любит труд, того люди чтут.

2.      Труд человека кормит, а лень портит.

3.      Языком не торопись, а делом не ленись.

4.      Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

5.      Научился сам -  научи другого.  

( После прочтения пословиц на уроке выясняется смысл каждой пословицы)

Последнее задание выполняла 3 группа. Вам нужно было  восстановить стихотворение так, чтобы сохранилась  рифма, и смысл стихотворения  не потерялся. В конце каждой строчки отсутствовало  слово – название профессии. Его будете договаривать вы по очереди, по цепочке:

Профессий всех не сосчитать!
А вы, какие можете назвать?
Поезд водит….(машинист)
Трактор водит….(тракторист)
В школе учит нас ….(учитель)
Строит здание ….(строитель)
Стены выкрасил….(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В шахте трудится…(шахтер)
В доме свет провел…(монтёр)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто всё знает - …(молодец!) 

- Молодцы.  Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили.

Вопрос выбора профессии за урок, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?

Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.

 

Во время такого урока дети выполняют задания, повторяя слова из словарика, записывая предложения. Проводится работа по разбору слов по составу.

А сейчас я приведу примеры дальнейшей работы с использованием упражнений из сборника.

Тема урока «Предложение»

Упражнение 1.

Задание: Прочитай.

                                                Птичьи домики.

    Вася и Ваня учатся в школе. В третьем классе. Они решили стать строителями. Но сначала надо вырасти и выучится. А строить хочется. Вот и решили два товарища с маленьких домиков начать они стали мастерить скворечники. Мальчики гладко остругали доски, плотно их сколотили. Очень осторожно они вбили гвозди. Хорошие вышли  птичьи домики? Скоро в них поселятся первые жильцы.

Задание. Отредактируй текст и запиши его.

После выполнения задания с детьми проведена беседа о профессиях родителей.  Дети рассказали, кем работают их родители, что интересного она знают о профессиях своих близких. Продолжая работу по тексту учащимся был задан вопрос «Кто такие строители?» .

Были высказаны различные мнения. Для ответа на этот вопрос работа была продолжена на уроках окружающего мира, технологии и математики. Детям было предложено ответить на вопрос: «Рабочие, каких специальностей работают на стройках?».

Учащиеся во время экскурсии посетили строящийся спортивный объект. На уроках технологии изготовили макет дома для гостей спортивных соревнований. На уроке математики был подведен итог проекта «Как построить крепкий дом». Каждая группа при выполнении задания, познакомила своих одноклассников с определенной специальностью, с теми навыками, которые необходимы при освоении специальности, а также с учебными заведениями, где можно получить данную профессию. Конспект урока, презентация и сообщения детей находятся перед вами.                                     

Тема урока «Повторение изученного». При подготовке к уроку детям дается задание: выяснить значение слова валенки используя словари. Урок русского языка начинается с обобщения проделанной работы.

На уроке учащиеся работали с текстом, выполняли задание.

Упражнение 1.

Задание: Прочитай.

                                                        Валенки.

         Валяная обувь многим пришлась по душе. В трескучий мороз трудно обойтись без валенок. Но в валенках ходят не только дети. Они нужны и работникам холодильных установок, горячих цехов.

         На Казанском валяльном комбинате  выпускают валенки на непромокаемой подошве. Это для тех,  кто  работает на фермах, в мастерских.  Хороши они и для ребят!

          Валяльщики  Казанского завода сделали сувенир - валеночек-лилипут, размером с мизинец. Задание.  Выпиши однокоренные слова. Подчеркни безударную гласную.

В рамках внеурочной деятельности дети  выполнили  работу над проектом «Русские валенки».   При подготовительной работе были обсуждены цели и задачи проекта. Учащиеся разделились  на группы и начали   поиск ответов на вопрос «Откуда родом валенки? Как делают валенки?» 

В процессе работы дети выяснили, что эту обувь делают как вручную, так и на производстве. Что валенки ручной работы очень ценятся, а секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Дети познакомились с процессом производства и с теми профессиями, которые необходимы при фабричном производстве. На интегрированном уроке (ИЗО и технологии) дети выполнили работы по украшению эскиза валенка.

С некоторыми видами  упражнений  можно познакомиться на листах перед вами. Упражнения данного сборника помогут в работе по профориентации учащихся начальной школы.

Почему так важно именно с начальной школы начинать работу по профориентации? Давайте задумаемся, кем хотят стать наши выпускники? Как правило, все мечтают поступить в ВУЗы и получить специальность юриста, менеджера, работника банка. Но поступить удается не всем. И тогда возникает вопрос, куда пойти учиться? Молодые люди чаще всего теряются и не могут определиться с выбором профессии, забывая, что кроме юристов и менеджеров существует большое количество других профессий. Рабочих профессий.

Очень важно, чтобы дети уже с начальной школы знали, что  рабочие профессии могут принести человеку моральное удовлетворение, ну и материальную выгоду, конечно. Чем раньше школьники узнают о том,  какие качества характера, здоровья необходимы для той или иной деятельности, тем проще им будет ориентироваться в потоке информации и выбрать дело по душе.

С учетом стандартов ФГОС постоянной и целенаправленной работой по социализации личности является учебный процесс. На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу.

Применение  сборника адаптированных текстов с использованием информации о профессиях родителей на уроках русского языка позволит начать работу по ознакомлению учащихся с существующими профессиями, развивать любознательность, воспитывать в детях уважительное отношение к труду. В дальнейшем это поможет учащимся  сделать правильный  выбор профессии, а значит стать успешными людьми.

 


 

Мастер – класс Педагогические идеи «Дидактическое сопровождение предмета «Русский язык» в условиях реализации

Мастер – класс Педагогические идеи «Дидактическое сопровождение предмета «Русский язык» в условиях реализации

Он предполагает преобразование имеющихся знаний, с целью узнать образец, а затем применить способ деятельности

Он предполагает преобразование имеющихся знаний, с целью узнать образец, а затем применить способ деятельности

Тексты должны иметь воспитательную ценность, отвечать нормам современного русского литературного языка и заключать в себе потенциальные возможности для формулировки определенного задания

Тексты должны иметь воспитательную ценность, отвечать нормам современного русского литературного языка и заключать в себе потенциальные возможности для формулировки определенного задания

Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные,

Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные,

Последнее задание выполняла 3 группа

Последнее задание выполняла 3 группа

Конспект урока, презентация и сообщения детей находятся перед вами

Конспект урока, презентация и сообщения детей находятся перед вами

Применение сборника адаптированных текстов с использованием информации о профессиях родителей на уроках русского языка позволит начать работу по ознакомлению учащихся с существующими профессиями, развивать любознательность,…

Применение сборника адаптированных текстов с использованием информации о профессиях родителей на уроках русского языка позволит начать работу по ознакомлению учащихся с существующими профессиями, развивать любознательность,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017