Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Гласные О - Ё.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гласные О-Ё.doc

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Касторенская  средняя общеобразовательная школа №1"

Касторенского района Курской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация твёрдых

и мягких согласных.     

 Гласные О - Ё.

 

Конспект открытого логопедического

занятия в 1 классе

 

 

                      

 

 

Подготовила: Юдакова Ю.Ю. учитель-логопед

                                                       

          

 

 

 

 

 

 

п.Касторное

2019 учебный год

 

Тема: Дифференциация  твёрдых и мягких согласных. Гласные О - Ё.

  Цель: Учить слышать твёрдые и мягкие согласные и соотносить их с гласными О -Ё

 Форма и тип занятия: урок закрепления знаний, умений и навыков

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить знания о гласных О-Ё учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными о,ё в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-развивающие: формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “О” и “Ё” на уровне слога, слова и словосочетания; развивать фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа; развивать мелкую и общую моторику; обогащать и уточнять словарный запас; развивать слуховое и зрительное внимание;

Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать по инструкции, воспитание экологической культуры, воспитание культуры общения.

Здоровьесберегающие: планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся; следить за правильной посадкой обучающихся; способствовать созданию благоприятного психологического климата; соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.

Планируемые результаты:

Предметные: выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развивать речевую систему.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о работе; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления; планировать свое действие; отличать новое знание от уже известного.

Познавательные УУД: понимать значение речи в жизни каждого человека и общества; выполнять графическое моделирование слова; конструировать печатные и письменные буквы; использовать логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение)

Коммуникативные УУД: обмениваться мнениями; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности; быть терпимым к  другим мнениям, учитывать их в совместной работе; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в паре;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; соблюдение организованности, дисциплины на уроке; стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и жизни в целом.

Оборудование: зеркала,  шарики Су-джок,  Дом с гласными буквами, цветные карандаши,  индивидуальные карты.

Ход урока

      I. Организационный момент          


- Правая на левой, будем заниматься, мы будем разговаривать и будем проговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Самое удивительное в мире, это – человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошее настроение. Подарите улыбки гостям.


  Артикуляционная гимнастика.

      *  “заборчик” - “трубочка,”         * “лопатка ” - “чашечка”  * “качели”,       * “змея”

      * “конфетка”,   * (упражнение с шариком Су – джок под музыку)


Упражнение для развития мелкой  моторики «Весёлый мяч» (под музыку)

II. Актуализация знаний

     1. Домик с гласными.                  (часть гласных убрана) 

       - Что это за буквы? ( Гласные)

       - Почему  они  гласные? ( Они тянутся, поются, воздух не встречает преграды)

    -  Какая гласная живёт в первом подъезде на втором этаже? (ы)

       - Во втором подъезде на втором этаже? (И)

       - Во втором подъезде на пятом  этаже? (Я)

       - В первом подъезде  на пятом этаже? (А)

      - Что помогают делать гласные, живущие в первом  (втором)  подъезде?

( Они помогают согласным звучать твёрдо или мягко)

   III. Объяснение нового материала.

       Сегодня на занятии мы отправимся с вами в морское путешествие  и встретимся с обитателями моря. Наше путешествие будет увлекательным и интересным. А помогать нам будет пара гласных, а каких, вы узнаете, выполнив первое задание, отгадав загадку про одного из морских обитателей.

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок:

Рыбок друг: (Морской конёк) 

(Слово КОНЁК) на доске.

- Какие гласные буквы есть в отгадке? (О - Ё)

- Итак, гласные О и Ё будут помощниками в нашем путешествии.

- Что обозначает синий кружок перед гласной О? (согласные перед О звучат твёрдо)

- Что обозначает зелёный кружок перед гласной Ё? (согласные перед Ё звучат мягко) 

- Сформулируем тему нашего занятия: ("Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё") (тему на доску) 

IV.Основная часть. Произношение изучаемых звуков в слогах, словах и предложениях.

1.Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О-Ё в словах.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы отправиться в морское путешествие? (правильно, набрать команду) (картинку на доску) 

- Нам даны слова, прочитаем их. Подберём к ним слова с противоположным значением.

злой – добрый

 грустный - весёлый 

старый - молодой 

неверный - надёжный

- Прочитайте ещё раз эти слова на своих листочках, подчеркните согласные перед гласными О и Ё карандашами нужного цвета. 

2.Закрепление знаний учащихся о твёрдости и мягкости согласных

(Работа с сигнальными карточками)

Перед выходом в море нужно проверить, знает ли команда устав корабля. 

Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем +, если не согласны – то -.

1.Согласные звуки в словах могут быть твёрдыми или мягкими. +

2.Твёрдость согласного обозначаем синим цветом. +

3.Мягкость согласного обозначаем красным цветом. (нет, а каким? зелёным)

4.Согласные перед буквой О звучат мягко(нет, а как? твёрдо)

5.Согласные перед буквой Ё звучат мягко. +

6.Гласная буква О - показатель твёрдости согласных. +

3.Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.

Задание «Звуковая линейка»

                   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Ребята, посмотрите, на нашем пути появился маяк, (картинку на доску) только сигналы у него странные синий и зелёный. Маяк предлагает вам справиться с его заданиями.

- Я читаю вам слова, вы определяете на слух какие согласные звуки в этих словах.

- У вас два карандаша: синий  и зелёный. Я называю слово, вы считаете, на каком месте стоит согласный  звук и обводите цифру нужным карандашом.

Слова:   компас    

              костёр     

              вёсла        

              полёт       

V. Физминутка. Игра "Измени слово"

- Сейчас мы немного отдохнём и отправимся на морскую рыбалку. Я буду называть слово с гласной, а вы должны изменить это слово, поменяв в нём гласный.

Нос – нёс

Рёв – ров

Вёз – воз

Вол - вёл

4.Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О-Ё в слогах

- Ребята, посмотрите, кто выглядывает из-за морских водорослей? 

- Познакомьтесь, это морской ёж, у него для вас своё задание.

Задание «Замени букву» (работа у доски)

- Замените букву о на ё, а букву ё на о. Прочитайте получившийся слог.

Лок – лёк

Мо – мё

Рёв – ров

Сол - сёл

Задание «Раскрась картинку»

- Ребята, посмотрите кто появился на нашем пути. Это осьминог (картинку на слайд). Он предлагает вам выполнить его задание. Вы согласны?

Вам необходимо обвести картинки. Все слова, которые начинаются с буквы Ё– обвести зелёным карандашом, а которые заканчиваются буквой О – синим карандашом.

5.Развитие зрительного внимания на уровне предложения.

Работа в парах

- Переверните листочки и назовите картинки (песок, море, остров).  Один человек будет читать предложение, а второй должен подобрать нужный ответ и записать его в предложение.

1. Хорошо загорать на золотом ________________ (песке)

2. Много тайн хранит голубое ______________ (море)

- Какая картинка у нас осталась? (остров). Придумайте сами предложение со словом остров (дети придумывают самостоятельно)

- А я придумала вот какое предложение.

        На острове оказался Робинзон.

- Ребята, это предложение? Почему? Почему в предложении два слова написаны с большой буквы? Сколько слов в предложении?

( Учитель убирает слова: острове, Робинзон) На ………. оказался ……..

- Ребята, попробуйте вспомнить недостающие слова и дописать их, чтобы получилось предложение.

VI.  Итог.

-Ребята, наше путешествие подходит к концу.  

- О каких гласных мы сегодня с вами говорили?    (О, Ё)

 - Почему они называются гласными?  (Потому что они тянутся, поются и воздух не встречает преграды.)

 - Какой гласный помогает звучать твёрдо  (мягко) ?  (О – твёрдо, Ё – мягко)

 VII. Рефлексия

- Ребята, наш корабль прибыл домой. Вот он на доске. У каждого из вас два флажка лежат на партах. Если вам всё удалось на сегодняшнем занятии, то приклейте  к кораблю красный флажок, если что-то не получалось и вам сейчас грустно, то зелёный флажок.

Наше занятие закончено. Спасибо за урок!

 

 

                                                                                                                                             

Посмотрите также