Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Оценка 4.9

Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
13.01.2021
Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
дифференциация р-л Гурьянова.docx

Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Цель: уметь различать звуки [р], [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

1.     Дифференцировать звуки [р], [л] в слогах, словах, словосочетаниях;

2.     Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику, фонематических слух;

3.     Активизировать словарный запас на морскую тему со звуками [р], [л];

4.     Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Оборудование: «Рыбки» с эмоциями для мимической гимнастики, зеркала, пособия для дыхательной гимнастики «Море», пособия для пальчиковой гимнастики «Покорми рыбку», пособие для силы голоса «Кораблик», профили артикуляции звуков [р], [л], звуковые сигналы, слоговые таблицы, картинки, сундучки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и КРР

1.       Организационный момент

Организует деятельность детей. Создает психологически комфортную среду для взаимодействия. Мотивирует учащихся на продуктивную деятельность во время занятия.

-Здравствуйте, меня зовут Маргарита Витальевна и сегодня занятие проведу я.

-Какое у нас будет занятие?

 

-Чему мы учимся на индивидуальном занятии?

-Что нам помогает правильно и красиво говорить?

Настраиваются на занятие

 

 

 

Приветствуют логопеда.

 

-Групповое.

 

-Правильно и красиво говорить.

 

-Губы, язык, зубы, голосовые связки.

 

 

 

 

 

 

Словесный метод

(вопросы)

2.       Подготовительный этап

2.1  Мимические упражнения

 

 

Обращает внимание на кубик настроения.

- Сейчас мы выполним упражнения для мышц лица.

-Посмотри, какие рыбки, давай поздороваемся с каждой рыбой и покажем её эмоцию.

 

 

 

 

 

 

-Какие упражнения мы выполняли?

- Для чего мы выполняли эти упражнения?

Выполняют мимические упражнения.

Слушают учителя.

Повторяют мимику за каждой рыбой.

https://media.istockphoto.com/vectors/funny-cartoon-yellow-fish-with-different-emotions-vector-id494807514?k=6&m=494807514&s=612x612&w=0&h=qF_YfZygDrdkDDKkc6jp-CNpZepEL7KAK6sT-a-NxPw=

-Упражнения для мышц лица.

-Чтобы развить мышцы лица.

Практический метод

 

 

Игровой метод

 

 

Контроль действий

 

2.2.Упражнения для развития дыхания

 

Обращает внимание на пособие «Море».

-Будем учиться правильно дышать.

-Вам нужно подуть на рыбку в аквариуме и она поплывет.

-Для этого сделайте вдох через нос, выдох через рот. Плечи не поднимайте, щеки не надувайте.

-Какое упражнение выполняли?

- Чему учились, выполняя упражнение?

Выполняют дыхательную гимнастику.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-226297-1405278968.jpg

-Выполняли упражнение для дыхания.

-Учились правильно дышать.

Практический метод

 

Объяснение

Коррекция

 

Контроль действия

2.3.Упражнения для силы голоса

 

-Сейчас мы будем учиться говорить громко-тихо.

-Посмотри на корабль. Когда он будет подниматься на волну, вы будете произносить звук [у] громко, а когда опускаться звук [а] тихо.

-Давайте попробуем.

-Какое упражнение выполняли?

-Хорошо! Чему учились, выполняя это упражнение?

 

Слушают учителя.

 

Произносят  звук [у] громко, когда кораблик поднимается на волну, и [а] тихо, когда кораблик опускается .

-Выполняли упражнение для развития силы голоса.

-Учились говорить громко-тихо.

 

Объяснительно-иллюстративный материал.

Инструкция

 

Контроль действий.

2.4.Упражнения для мелкой моторики рук

 

-Сейчас мы выполним гимнастику для наших пальчиков.

-Посмотрите, какие рыбки к нам приплыли.

-Давайте покормим их.

 

 

 

-Хорошо! Какое упражнение выполняли?

-Чему учились, выполняя это упражнение?

Слушают учителя.

Обращают внимание на рыбок.

Кормят рыбок.

 

-Упражнение для мелкой моторики рук.

-Развивали мелкую моторику пальцев рук.

Практический метод.

 

Объяснение

 

 

Контроль действий

2.5.Артикуляционная гимнастика

-Выполним артикуляционную гимнастику.

-Возьми зеркало.

1. «Улыбка-трубочка»

2. «Побелим потолочек»

3. «Лошадка»

4. «Грибок»

5. «Варенье»

-Какую гимнастику мы выполняли?

 

-Для чего выполняли это упражнение?

Слушают учителя.

 

 

Берут зеркала, выполняют артикуляционную гимнастику.

 

 

-Мы выполняли артикуляционную гимнастику.

 

-Чтобы подготовить органы артикуляции.

Инструкция

Контроль действий

Практический

Коррекционный метод

Педагогическая оценка

3.Основная часть

3.1. Сообщение темы.

 

-Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки , а какие вы узнаете отгадав загадки.

1) Красивое коромысло

Над лесом повисло.

-Какой первый дежурный звук в этом слове?

2) Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из песка и глины. 

-Какой первый дежурный звук в этом слове?

-Вы догадались какие звуки будут дежурными у нас  на занятии?

-Верно!

Слушает учителя.

 

 

-Это радуга.

-Первый дежурный звук в слове радуга [р]

 

 

 

-Ласточка

-Первый дежурный звук в слове ласточка [л]

 

-Дежурными звуками на занятии будут звуки [р] и [л]

 

Словесный

 

Художественное слово

 

 

 

Контроль действий

3.2. Работа с профилем.

 

-Возьмите зеркала и произнесите звук, [р] посмотрите, как располагаются губы, зубы, язык.

 

 

-Теперь произнесите звук [л], пронаблюдайте, как располагаются зубы, губы, язык.

 

 

- Охарактеризуйте звуки р и л , что в них общего?

 

 

-В чём их различия?

Берут зеркала произносят звук

-Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, язык поднят к верхним альвиолом. Голосовые связки вибрируют.

-Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, язык за верхними зубами.

 

 

-Звуки [р]и [л] твердые, согласные, звонкие.

-При произнесении звука [р] язык сильно вибрирует, а при произнесении звук [л] нет.

Словесный

 

Практический

 

Демонстрация

 

Контроль действий

 

3.3.Развитие фонематического слуха

 

 

 

 

-Сейчас мы будем учиться различать дежурные звуки среди других звуков, слогов, слов.

-Поиграем в игру «Поймай звук», услышав дежурный звук, подними соответствующую букву.

(р,к,л,г,р,д,л,в,р.)

-Теперь с логах.

ла,са, ра, ту, ты, ло, на, ры, су, лы.

-Теперь в словах

-ракушка,камни, волна, щука, шторм, палуба,

-Чему учились выполняя это задание?

Слушают учителя.

 

 

Слушают внимательно звуки и поднимают сигнал.

 

Слушают слоги и поднимают сигнал.

 

Слушают слова и поднимают сигнал.

-Учились различать дежурные звуки среди звуков, слогов, слов.

 

 

Указание

 

Словесный

 

Игровой

 

Практический

Контроль действий

3.4. Чтение прямых и обратных слогов

 

 

-Сейчас будем учиться читать слоги со звуками [р], [л] прямые и обратные.

А А О
 


О                                 

Р,Ы,У Л,Ы,У
 

 

 

 

 

 

 


-Чему учились ,выполняя задание?

Слушают учителя.

 

Читают прямые и обратные слоги с дежурными звуками.

 

 

 

 

 

 

 

-Учились читать слоги с дежурными звуками.

Инструкция

 

 

 

 

Словесный

Практический

Контроль действий

 

3.5. Работа с картинками

 

 

-Сейчас мы будем определять место дежурных звуков в словах.

-Посмотрите на картинки . Назовите их.

 

 

-Распределите картинки по сундучкам, называя место дежурных звуков в слове.

-В первом сундучке хранятся картинки с звуком р, во втором сундучке с звуком л.

-Назовите картинки, которые хранятся в первом сундучке.

-Назовите картинки, которые хранятся во втором сундучке.

-А какое слово и в том и в том сундучке?

-А почему?

 

-Чему учились, выполняя это задание?

 Слушают учителя.

 

 

Волна, рыба, лодка, корабль, рак, ракушка, акула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Распределяют картинки по сундучкам.

 

-Рак, ракушка, рыба.

 

-Лодка, акула, волна.

 

-Русалка.

-Потому, что в нем два дежурных звука.

 

-Распределять картинки по сундучкам с дежурными звуками, называли слова с дежурными звуками.

Словесный

Наглядный

 

 

 

Практический

Игровой

 

 

 

 

Контроль действий

Педагогическая оценка

 

Физминутка

 

-Выполним физминутка.

 «А над морем мы с тобою»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй

Выполняют физминутку вместе с учителем.

 

 

(дети машут руками, словно крыльями)

 

 

 

 

 

(плавательные движения руками)

 

 

Художественное слово

 

 

Словесный метод

 

Упражнение

3.6. Звуковой анализ слова

 

-Выполним звуковой анализ слова.

-Посмотрите внимательно на картинки, какая картинка с дежурным звуком [р] и [л]?

-Сейчас мы будем учиться, выполнять звуковой анализ слова. Приготовьте свои сигналы.

-Определим сколько слогов в слове русалка.

-Приготовьте руки, сколько слогов?

-На какой слог падает ударение? русалка

-Дадим каждому звуку характеристику, используя сигналы.

 

 

 

 

-Чему учились, выполняя задание?

-Русалка

Слушают учителя.

 

Хлопками определяют сколько слогов в слове (ру-сал-ка)

-3 слога.

-На второй слог

[р]- согласный, твердый, звонкий.

[у]- гласный, безударный

[с]- согласный, твердый, глухой

[а]- гласный, ударный

[л]-согласный, звонкий, твердый

[к]- согласный, твердый, глухой

[а]- гласный, безударный

-Учились выполнять звуковой анализ слова.

Инструкция

Словесный

Наглядный

Практический

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

Педагогическая оценка

3.7.Составление словосочетания

 

-Будем учиться составлять словосочетания, со словами из сундучков.

-Какая русалка?

-Какая волна?

-Какая рыба?

-Какая лодка?

-Какой рак?

-Какая ракушка?

-Какая акула?

 

Хорошо! Какое задание выполняли?

-Чему учились, выполняя задание?

Слушают учителя.

 

Красивая, маленькая русалка.

Большая, синяя волна.

Шустрая, маленькая рыба.

Коричневая, большая лодка.

Зелёный, маленький, усатый рак.

Маленькая, красивая, необычная ракушка.

Грозная, большая, зубастая акула.

-Составляли словосочетания.

-Учились составлять словосочетания, со словами из сундучков.

Указание

Словесный

Практический

 

Контроль действий

 

 

Педагогическая оценка

 

3.8.Составление предложения

 

-Будем учиться составлять предложения пользуясь составленными словосочетаниями.

 

-Что делает русалка?

-Где живет рыба?

-Что мы делаем на лодке?

-Где обитает рак?

-Какую ракушку мы нашли?

-Что делает акула?

-Чему учились, выполняя это задание?

Слушают учителя.

Составляют предложения, используя словосочетания

-Красивая русалка сидит на камне.

-Маленькая рыба живет в море.

-Мы плывем на большой лодке.

-Зелёный рак живет в речке.

-Мы нашли красивую, необычную ракушку.

-Большая, грозная акула живет в океане.

-Учились составлять предложения с картинками, используя словосочетания.

 

Словесный

Практический

 

Контроль действий

 

4.      Рефлексия

-Какие звуки на занятии были дежурными?

-Что понравилось на занятии?

-Рыбки принесли вам вот такие подарки, зато что на занятии вы были активными и выполнили все задания.

-Сегодня на занятие дежурными звуками были звуки [р] и [л]

 

Говорят, что понравилось.

 

Беседа.

Самооценка.

Поощрение.

 

 

 

 


 

Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Этап занятия Деятельность учителя

Этап занятия Деятельность учителя

Сейчас мы будем учиться говорить громко-тихо

Сейчас мы будем учиться говорить громко-тихо

Вы догадались какие звуки будут дежурными у нас на занятии? -Верно!Слушает учителя

Вы догадались какие звуки будут дежурными у нас на занятии? -Верно!Слушает учителя

Чему учились ,выполняя задание?Слушают учителя

Чему учились ,выполняя задание?Слушают учителя

А над морем мы с тобою! Мы теперь плывём по морю

А над морем мы с тобою! Мы теперь плывём по морю

Составление предложения -Будем учиться составлять предложения пользуясь составленными словосочетаниями

Составление предложения -Будем учиться составлять предложения пользуясь составленными словосочетаниями
Скачать файл