Это занятие с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Цель занятия - учить детей дифференцировать звуки П, Т, К и буквы П, Т, К; выделять звуки П, Т, К из разных позиций в словах, развивать фонематическое восприятие, звуко-буквенный анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Дифференциация звуков П, Т, К и букв П, Т, К.docx
Тема. Дифференциация звуков П, Т, К и букв П, Т, К.
Цели. Учить детей дифференцировать звуки П, Т, К, различать буквы П, Т, К;
выделять данные звуки из разных позиций в словах; развивать фонематическое
восприятие, звукобуквенный анализ и синтез, внимание, память, логическое
мышление, мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, ручки, кассы букв, символы
звуков, схемы слов, пособия к играм «Капитаны», «Заколдованные слова»,
«Окошечки», магнитная азбука, игрушки, «волшебный» сундучок.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Я расскажу вам историю про девочку.
Маша не хотела учиться читать. Обиделись на нее буквы, а буквы П, Т,
К даже ушли. Открыла девочка букварь, а страницы пустые. Заплакала Маша.
Тут появилась добрая волшебница и сказала: «Не плачь, я тебе помогу. Но ты
должна выполнить мои задания. Сначала отгадай загадки.»
Стала волшебница загадывать загадки.
Стоит городок.
Сколько в нем сереньких домиков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух).
Думала Маша, думала, никак не может отгадать загадку. А вы, ребята,
догадались?
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор).
Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (Корова).
Сколько было загадок? Найдите по картинкам отгадки и поставьте их на
доску по порядку.
2. Уточнение артикуляции, характеристика звуков П, Т, К.
Отгадала Маша загадки, а волшебница говорит: «Я возьму тебя в страну
звуков и букв, если ты назовешь первый звук в каждой отгадке». (П, Т, К).
И оказалась Маша в стране звуков и букв. В волшебной стране стояло
волшебное зеркало. Посмотрите в зеркало и скажите: «П, Т, К». Какие это
звуки? (Согласные, глухие, твердые). Что мешает воздуху выходить
свободно, когда мы произносим звук П (Т, К)? Найдите буквы П, Т, К и
поставьте их на доску.
3. Развитие фонематического восприятия. П П
ПОПУГАЙ
А в это время звуки играли в игру «Кто самый внимательный». Поиграем
тоже. (Логопед называет слоги, а дети, если услышат звук П – подмигивают, Т
– топают, К – кивают головой).
АП, ОТ, УК, ПА, КО, ТУ.
4. Развитие звукового анализа.
Пошла Маша дальше по волшебной стране и пришла в зоопарк. (На ковре
игрушкиживотные, рядом схемы слов). А буквы П, Т, К убежали из названий
животных. Кто поможет Маше расставить буквы по местам? Какая буква в
начале, в середине, в конце какого слова? (Дети раскладывают буквы П, Т, К в
схемах слов). Например:
КРОКОДИЛ
К К
5. Физ. минутка «Медвежата».
Вышла Маша из зоопарка, а волшебница говорит: «Пройдешь через лес и
выйдешь к реке». Зашла Маша в чащу леса. Что такое ЧАЩА? В чаще жили
медвежата, и они позвали Машу поиграть. И мы поиграем вместе с ними.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так.
Окуней в реке ловили,
Вперевалочку ходили
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так.
А потом они плясали,
Лапы кверху поднимали
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так.
6. Звукобуквенный синтез.
Поиграла Маша с медвежатами, и они показали ей дорогу к реке. Посмотрите:
по реке плывут корабли, каждый к своему причалу. Если мы в волшебной
стране, то мы можем превратиться, в кого захотим. Кто управляет кораблем?
(Капитан). Давайте превратимся в капитанов. Прокатим Машу на своих кораблях и поучим ее читать слоги: АТ, КУ и т.д. (Дети ведут свои корабли,
на которых написаны буквы, к причалам, на которых тоже написаны буквы, и
читают получившиеся слоги).
7. Звукобуквенный анализ и синтез.
Узнала волшебница, что вы научили Машу читать слоги и сказала: «А теперь,
Маша, прочитай «заколдованные» слова». (Дети делятся на две команды и
читают «заколдованные» слова: по картинкам называют первые звуки и из них
образуют слова).
1я команда: КОТ; 2я команда: ТОК.
Дети выкладывают схемы этих слов и выкладывают слова из букв.
8. Развитие мелкой моторики.
Прочитала Маша «заколдованные» слова и пошла по дорожке дальше. Шла
она, шла и пришла к домику (дети выполняют пальчиковую гимнастику).
Около домика росли деревья, на одном дереве был скворечник, на другом –
гнездо, на ветках сидели птицы. Дом охраняла собака, на крыше сидела
кошка и следила за мышкой. Около дома стояла лошадь, за домом паслась
коза, по дороге ходил петух с курами. На двери висел замок.
9. Дописывание слов.
В доме было три окошка. Из среднего окошка на Машу смотрела буква, а в
первом и последнем окошке ничего не было. Допишите буквы П, Т или К так,
чтобы у Маши получились слова. (Детям раздаются картинки, по которым они
дописывают буквы в словах:
…У… (ТУК), …О… (ТОК), …О… (КОК).
Кто такой КОК? Придумайте предложение с этим словом. Сколько слов в
твоем предложении?
10. Активизация словаря. Развитие логического мышления.
Волшебница говорит Маше: «А теперь выполни мое последнее задание:
расскажи, для чего нужны эти предметы». Кто хочет помочь Маше? (Дети
объясняют, для чего нужен букварь, лифт и т.д.).
11. Итог.
Увидела волшебница, что Маша и с последним заданием справилась, и
говорит: «За то, что ты училась читать и писать, я возвращаю тебе потерянные
буквы». Открыла Маша букварь и увидела, что все буквы вернулись.
Сюрпризный момент.
А за то, что вы Маше хорошо помогали, волшебница прислала подарки.
Возьмите буквы П, Т, К и положите в волшебный сундучок. (Логопед закрывает сундучок). Дуйте на сундучок. Буквы превратились в подарки.
(Детям раздаются подарки в виде выпеченных из теста букв П, Т, К).
Дифференциация звуков П, Т, К и букв П, Т, К.
Дифференциация звуков П, Т, К и букв П, Т, К.
Дифференциация звуков П, Т, К и букв П, Т, К.
Дифференциация звуков П, Т, К и букв П, Т, К.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.