Занятие направлено на дифференциацию звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Занятие проводится в форме игры "путешествие в магазин игрушек".
Конспект логопедического занятия с учащимися 2-го класса
"Дифференциация звуков [С]–[Ш]".
Цель: Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, предложениях, текстах.
Задачи:
закреплять знания о согласных звуках,
развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
упражнять в написании слов с заданной буквой;
развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
учить элементам словообразования;
продолжать учить составлять словосочетания и предложения;
активизировать у учащихся наблюдательность, развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
Применение технологии критического мышления на логопедических занятиях
Сегодняшний день отличается активным ростом новых технологий, многие из которых можно
успешно использовать в коррекционной работе. Общение родителей со своими детьми
сейчас заменяется компьютером, телевидением. Современные дети демонстрируют
замедленный темп речевого развития, лексикограмматическая сторона речи у таких детей
значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Занимаясь с
детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо максимально использовать известные в
специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые
способствовали бы: совершенствованию мыслительных способностей, развитию лексико
грамматического строя и связной речи. Опыт работы с данной категорией детей показывает,
что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими
диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации
имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на
обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления,
обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая важная задача:
создание условий для активизации собственного высказывания.
Одним из способов, помогающих развить речевые способности является технология
критического мышления дидактический синквейн. Эта технология не требует особых
условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико
грамматических категорий у детей. Форма синквейна была разработана американской
поэтессой Аделаидой Крэпси в начале 20 века, которая опиралась на японские стихихоку.
Это пятистрочная строфа стихотворения, маленький рассказ, написанный по определенным
правилам. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества,
требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее
существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, что очень
востребовано в современной жизни.
Целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике
объясняется тем, что:
новая технология открывает новые возможности, которые помогают оптимизировать
работу учителялогопеда.
способствует обогащению и актуализации словаря.
является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень
усвоения ребёнком пройденного материала.
носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует
развитию психических процессов в целом.
При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:
уточнение, расширение, активизация словаря;
знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие
предмета», «слово, обозначающее признак предмета»; дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к
существительному глаголы;
дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной,
сюжетной картине, используя схемы предложений;
дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания
пословиц, поговорок по заданной теме.
Работа может строиться по таким направлениям: логопедребенок; логопедродители
ребенок (рекомендации составить синквейн с родителями дома по теме); логопед психолог
ребенок (для рефлексии).
Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, который требует
нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать,
тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем. При
работе с дидактическим синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это
позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана
высказывания на уровне предложения. Составление синквейна так же позволяет добиться
отличных результатов при автоматизации звуков, так как слова и предложения будут
подбираться под произношение ребенка. Использование синквейна не нарушает
общепринятую систему логопедических занятий и методик , обеспечивает её логическую
завершенность. Синквейн в коррекционной работе с детьми совершенствует словарную
работу, развивает языковое чутье, формирует фразовую речь, ассоциативное мышление,
помогает анализировать информацию, кратко излагать чувства и представления в
нескольких словах. По структуре он напоминает елочку.
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это
явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно
слово. По части речи это местоимение или существительное.
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки
этого предмета. По части речи это обычно причастия и прилагательные.
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для
этого явления. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что
делает?
В четвертой строке — словосочетание или предложение, состоящие из нескольких слов,
которые отражают личное отношение автора к теме.
Пятая строка – одно слово существительное, связанное с первым, отражающее сущность
темы, обобщающее слово по теме. Можно делать зарисовки, помогающие удерживать смысл
предложения. В дальнейшем это убирается и остается схема предложения, переходящая во
внутренний план.
Логопед подбирает картинки и слова под звукопроизношение каждого ребенка. Далее
предложения могут заучиваться, что позволяет работать над звукопроизношением. Потом
структура предложения распространяется путем введения в него определения,
выраженного прилагательным. Завершается работа формированием умения строить
распространенные предложения, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д.
Дети повторяют, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. В
работе с детьми не обязательно, строго соблюлать правила составления синквейна.Возможно, что в четвертой строке предложение будет состоять не из 4слов, а из 5,а в
пятой строке вместо одного слова будет только два.
Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а
от учителялогопеда продуманной, планомерной работы. Первое время важна помощь,
поощрение, образец к которому нужно стремиться. Использовать дидактический синквейн в
работе, целесообразно, когда дети уже овладели понятием «словопредмет», «слово
действие», «словопризнак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце
каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по
данной теме.
Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна
всеми детьми к одному словупредмету по лексической теме, и составление дидактических
синквейнов к разным словампредметам, связанных между собой лексической темой.
Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с
использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из
всего своего словарного запаса найти нужные словапризнаки, словадействия, составить
распространенное предложение с этими словами. Чем выше уровень речевого развития
ребенка, тем интереснее получаются синквейны.
Составление дидактического синквейна увлекательная и интересная, его можно
использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Чтобы
предоставить ребенку право на свободный и самостоятельный выбор учителюлогопеду
необходимо создать своего рода поле выбора. При создании поля выбора учительлогопед
учитывает предпочитаемые виды деятельности, способы работы с материалом, особенности
усвоения материала. Например, задача для учителялогопеда: получить образовательный
продукт рассказ в рамках лексической темы. Детям предлагается на выбор составить
всем синквейн к одному словупредмету или каждому составить дидактический синквейн к
разным словампредметам, связанных между собой лексической темой. Здесь появление
двух альтернатив. В зависимости от выбора детей учительлогопед организует поле выбора:
вводит новые условия, меняет ситуацию выбора.
Так, можно предложить следующие альтернативы: написать печатными буквами на листе
бумаги, на доске; использовать готовую картинку, нарисовать, раскрасить предмет, сделать
аппликацию, вылепить, собрать картинку из разрезанных частей, использовать наглядно
графические схемы и составить синквейн устно. Далее учительлогопед предлагает
следующую ветвь выбора. Ребенку предлагается: составление синквейна; коррекция
готового синквейна; совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна
для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки,
необходимо определить ее на основе имеющихся).
На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и
совершенствуется словарь. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и
«слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для
последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак
предмета», накапливается материал для распространения предложения определением.
Дети учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и
признаки предмета. Свои синквейны дети могут оформлять в форме графических рисунков,
которые помогают им конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Уместно
начинать обучения детей составлению синквейна с использования дидактических игр и
упражнений. На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря;составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме,
выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Здесь очень
важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой.
Большое значение отводится работе с родителями. Можно использовать следующие формы
работы: консультации, рекомендации по составлению синквейнов с детьми дома, памятки,
буклеты с различными играми, помогающими его составить.
Использование технологии синквейна способствует успешной коррекции всей речевой
системы: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая
сторона речи, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по
своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по
предметной картинке ,по прослушанному рассказу или сказке.
Дидактический синквейн создает условия для свободного выбора ребенком деятельности,
выражения мыслей, благодаря ему возможна поддержка инициативы каждого ребенка.
Таким образом, составление синквейна позволяет сочетать в работе элементы трех
образовательных систем: информационной, деятельной, личностноориентированной, что
необходимо в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Литература:
1.Акименко В.М. Новые педагогические технологии:Учеб.метод.пособие.Ростов н/Д.,2008
2.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов/Д., Феникс, 2011
3.Ахметов М.А., Мусенева Э.А. Техники управления учебной деятельностью учащихся.
Педагогические технологии.209.№2.
4.Баннов А. Учимся думать вместе:Материалы для тренинга для учителей.М.,2007.
5.Гин А. Приемы педагогической техники.м.:ВитаПресс,2003.