«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"
Оценка 5

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
09.03.2019
«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [В]-[Ф], соотносить их с буквами «в», «ф» (учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов, слов. Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить сравнивать акустико-артикуляционную характеристику звуков [в]-[ф]. Формировать навыки устной и письменной речи. Закреплять правописание заглавной буквы в именах собственных и начале предложения. Закреплять правописание предлогов и сомнительной согласной в конце слова. Коррекционно-развивающие: Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание. Учить дифференцировать звуки [в] – [ф] изолированно, в слогах, словах, в предложении на слух и правильно обозначать их на письме. Развивать фонематический и слоговой анализ и синтез. Развивать общую моторику. Развивать грамматический строй речи (формировать навыки словообразования и словоизменения). Развивать правильное дыхание и четкость дикции на материале скороговорок. Коррекционно-воспитательные: Учить умению внимательно выслушивать ответы товарищей. Формировать навык самоконтроля. Формировать коммуникативные навыки. Обогащать представления об окружающем мире. Учить адекватно оценивать результаты своей деятельности на уроке.
конспект.docx
Цель: формировать умение  дифференцировать  звуки [В]­[Ф], соотносить их   с   буквами   «в»,   «ф»   (учить   различать   звуки   по   акустическим   и артикуляционным признакам в составе слогов, слов. Задачи: Коррекционно­образовательные: 1. Учить сравнивать  акустико­артикуляционную характеристику звуков  [в]­[ф]. 2. Формировать  навыки устной и письменной речи. 3. Закреплять правописание заглавной буквы в именах собственных и  начале предложения. 4. Закреплять правописание предлогов и сомнительной согласной в конце  слова. Коррекционно­развивающие: 1. Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание. 2. Учить дифференцировать звуки [в] – [ф] изолированно, в слогах,  словах, в предложении на слух и правильно обозначать их на письме. 3. Развивать фонематический и слоговой  анализ и синтез. 4. Развивать общую моторику. 5. Развивать грамматический строй речи (формировать навыки  словообразования и словоизменения). 6. Развивать правильное дыхание и четкость дикции на материале  скороговорок. Коррекционно­воспитательные: 1. Учить умению внимательно выслушивать ответы товарищей. 2. Формировать навык самоконтроля. 3. Формировать коммуникативные навыки. 4. Обогащать представления об окружающем мире. 5. Учить адекватно оценивать результаты своей деятельности на уроке. Здоровьесберегающие: 1. планировать объем материала с учетом возрастной нормы 2. 3. 4. своевременно и целесообразно проводить  динамические паузы  следить за соблюдением правильной рабочей позы учащимися  соблюдать нормы освещенности  в учебном помещении Оборудование: предметные   картинки   на   изучаемые   звуки,   образцы правильного   написания   букв,   мяч,   индивидуальные   карточки   с   заданиями, яблоко для рефлексии с магнитами­смайликами. Ход занятия 1. Организационный момент Логопед: Прозвенел звонок, начинается урок. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их. 2. Постановка цели урока 1 Логопед: Попробуйте разгадать загадки. Сероватый, зубоватый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. Дети: Волк Логопед: Молодцы! Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран Эти вкусные продукты вместе все зовутся …… Дети: Фрукты. Логопед: Умнички! С каких звуков начинаются отгадки? Дети: [в]  и [ф] Логопед: Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? Дети: Мы будем учиться различать эти звуки. Логопед:   Правильно.   Скажите,   пожалуйста,   какие   органы   участвуют   в произношении звуков [в] и  [вь]? Дети: Губки, зубки и язык. Логопед: Молодцы! А в произношении звуков [ф] и  [фь]? Дети: Тоже губки, зубки и язык. Логопед: Что можно сказать о звуках [в] ­[вь] и  [ф] ­[фь]? Дети: Они похожи. Логопед:   А   давайте   попробуем   понять,  чем   они   отличаются.   Положите ручку на горлышко и попробуйте произнести звуки [в] ­[вь] и   [ф] ­[фь].  Как мы произносим звуки [в] ­[вь]? Дети: С помощью голоса. Логопед: Да. Это звонкие согласные. А как мы произносим звуки [ф] ­[фь]? Дети: Без голоса. Логопед:   Правильно.   И   это   глухие   согласные.   А   какой   буквой   мы обозначим звуки [в] ­[вь]? Дети: Буквой «вэ». Логопед: А звуки [ф] ­[фь]? Дети: Буквой «эф». Логопед: Хорошо. Давайте вспомним, как пишутся эти буквы. Откройте тетради,   запишите   число.   Сегодня   у   нас   14   февраля.   Кто   знает,   какой праздник отмечают в католических странах? Дети: День святого Валентина. Логопед: Верно, еще говорят День всех влюбленных. Какой первый звук в имени Валентин, и какой буквой мы этот звук обозначим? Дети: Звук [в], обозначим буквой «вэ». Логопед: Хорошо. А как мы бы написали имя Валентин? Дети: С заглавной буквы, потому что это имя собственное. Логопед: Умнички! Пропишите заглавную и строчную буквы В в. В католических странах празднуют 14 февраля день всех Влюбленных. А в России   отмечают похожий праздник 8 июля, он называется День семьи, 2 любви и верности, или День Петра и Февронии. С какого звука начинается имя Феврония и какой буквой мы обозначим этот звук? Дети: Со звука [фь], обозначим буквой «эф». Логопед: Хорошо. А как мы бы написали имя Феврония? Дети: С заглавной буквы, потому что это имя собственное. Логопед: Молодцы! Пропишите заглавную и строчную буквы Ф, ф на новой строчке. 3. Речевая зарядка. Логопед. Немного отдохнем. Постарайтесь запомнить и повторить за мной серию слогов : Ва­фа­ва         вна­фна­фна     фа­ва­ва         Фа­ва­фа        фна­вна­вна       фла­вла­фла Логопед. Повторяете слоги вы хорошо, а как вы умеете превращать слоги? Игра «Наоборот» Логопед. Внимательно послушайте, какой слог я назову и замените его ([в]  на [ф] и наоборот) Ва­? (фа), во ­ …, фу ­ …, фи ­ …, вы ­ … А теперь в словах: Ваня ­ …, вазы ­ …, вены ­ …, вон ­ …, вата ­ … 4. Развитие фонематического анализа и грамматического строя речи Логопед. Молодцы! Ушки у вас внимательные. А глазки? Сейчас проверим. Нужно распределить картинки на 2 группы:   со звуками [в] или   [вь] под буквой «В», со звуками  [ф] или  [фь] под буквой «Ф». (волк, одуванчик, воробей, корова, дельфин, жираф, фрукты, филин) А теперь, давайте вспомним, какие были отгадки в начале урока? Среди этих картинок они есть. Со звуком [ф] какая? Дети. Фрукты. Логопед. А со звуком [в]? Дети. Волк. Логопед. А каких детенышей искал волк в загадке? (телят, ягнят) Телята это чьи детеныши? Дети. Коровы. Логопед. Какой звук занятия в названии этого животного? Дети. [в] Логопед. А ягнята это чьи детеныши? Дети. Овцы. Логопед. Какой звук занятия в названии этого животного? Дети. [ф] Логопед. А как называются детеныши волка? (волчата) А мама волчат? (волчица) А хвост волка это чей хвост? (волчий) А лапа? (волчья) А ухо? (волчье) А глаза? (волчьи) Молодцы! 5. Динамическая пауза 3 Игра «Начало, середина, конец» Логопед. Правила вам знакомы, но я объясню для наших гостей. Если звук  [в] в начале слова поднимаем ручки вверх, если в середине – на пояс, если в конце – то ручки вниз. Речевой материал: вата, ива, ваза, квас, Ваня, совы, волк, хвост. Логопед. Скажите, пожалуйста, где нам не встретился звук [в] ни разу? Дети. В конце слова. Логопед. А как вы думаете, почему? Дети. В конце слова звук оглушается, и превращается в  [ф]. Логопед. Правильно. И иногда дети могут обозначать неправильной буквой звук, который оглушается. Для того, чтобы узнать, какой на самом звук прячется и какой буквой его обозначить, надо превратить один предмет в несколько. Например: удав (мы слышим звук [ф]) – а когда их несколько, они называются?... Дети. Удавы. Логопед. И значит, какую букву мы напишем в конце слова «удав»? Дети. Букву «В». Логопед.   Хорошо.   А   теперь   слово   «рыболов».   Это   один,   а   когда   их несколько? Дети. Рыболовы, напишем букву «В». Логопед. Жираф один, а когда их несколько? Дети. Жирафы. В конце напишем букву «Ф». Логопед. Умнички! 6. Работа с предложением Логопед. Вы хорошо нашли спрятавшийся звук [в] в конце слова. А теперь, надо   найти   спрятавшееся   слово   среди   букв.   На   каждой   строчке  спряталось одно слово. Из букв, которые отличаются, составьте слово. и к р Ф с т н О л м Н п д А х з Р ц ж Ь п р  щ  д С к л е В д т ъ Е х э ж Т а у й И ь т о Т д р ь В о г л А щ д з э х Н и т с ы Е ю д з л к н з О в а н п К т р ы ч Н л о ш у к О т р г Слова: фонарь, светит, Ване, окно. Логопед. Какое предложение можно составить с этими словами? Дети. Фонарь светит Ване в окно. Логопед. Какое маленькое слово  вы добавили, чтоб предложение  стало красиво звучать? Дети. Маленькое слово «В». Логопед. Да, Видите, звук [в] может даже быть целым словом, без которого предложение не получается. И это слово надо писать отдельно. Запишите в тетрадь с новой строки предложение ­ Фонарь светит Ване в окно.   Как запишем первое слово в предложении? Дети. С заглавной буквы. 4 Логопед. Какое еще слово запишем с заглавной буквы? Дети. Ване, потому что это имя собственное. Логопед. Что поставим в конце предложения? Дети. В конце предложения поставим точку. Логопед. На доске образец, спишите предложение без ошибок.   Логопед. На новой строчке сделайте звуковую гирлянду слова «фонарь». Сколько   звуков   в   слове?   (5).   Сколько   букв?   (6)   Почему?   (Потому   что мягкий   знак   не   обозначает   никакого   звука,   а   указывает   на   мягкость предыдущего   согласного)   Сколько   гласных?   (2)   Какие?   (а­а).   Сколько слогов?   (2)   Почему?   (Сколько   в   слове   гласных,   столько   и   слогов). Отхлопайте слоги в слове «фонарь». Разделите слово на слоги простым карандашом.   Позовите   слово,   чтоб   я   услышала   ударение.   ([фанАрь])  Поставьте   ударение.   Назовите   мягкие   согласные   в   этом   слове   ([рь]) Назовите твердые согласные в этом слове. ([ф], [н]). Молодцы!!! 7. Развитие слогового  анализа и синтеза Игра  «Добавь слог» (с мячом) Логопед. Я назову вам часть слова, а вы должны добавить слог –вы­ или – фы­ и назвать мне слово целиком. Шка (фы)     штра (фы)      шар (фы)     жира (фы)     Сли (вы)       кана (вы)      голь (фы)      заба (вы) Бук (вы)       гра (фы)        тра (вы) 8. Итог занятия. Рефлексия Логопед.   С   какими   звуками   мы   сегодня   работали?   Чем   похожи?   Чем отличаются? Какие задания выполняли? Что показалось трудным? Какое задание понравилось больше всего? Как проверить, какой звук спрятался в конце   слова?   Когда   пишется   заглавная   буква?   Что   ставится   в   конце предложения? Молодцы!  Оцените свою работу с помощью яблока. Если у вас все получилось, поместите магнит­смайлик на зеленой части яблока. Если   что­то   вызвало   затруднения   и   не   совсем   получилось   –  на   желтой части яблока. Если все было трудным и не понравилось – на красной части яблока. Первым повторит за мной скороговорку тот, в чьем имени  гласные звуки [у], [а] (Ксюша).  Повтори на одном выдохе  ­ Влас у нас, Афанас у вас.   Все   дети,   угадывая   себя   по   гласным   звукам   в   имени,   повторяют скороговорку. Логопед. Молодцы! Вы хорошо поработали. 5

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"

«Дифференциация звуков [В]-[Ф], букв "В"-"Ф"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2019