Казённое общеобразовательное учреждение Воронежская область
«Школа № 1» филиал № 4
Выступление на семинаре по теме:
«Дифференцированный подход в обучении математике»
Учитель математики 1 КК
Фёдоров Сергей Николаевич
г. Борисоглебск
1.1.Понятие дифференцированного обучения
Дифференциация – это форма организации учебной деятельности обучающихся, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Внутренняя дифференциация предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение обучающихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.
Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только на обучающихся, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для нашей школы), но и на более продвинутых. Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы обучающихся к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
В основе работы по УДО (уровневое дифференцированное обучение) - зачетная система проверки и оценки знаний обучающихся. Применяемая система включает в себя не только проведение зачетов, но и предусматривает специальное построение системы уроков.
Формы организации учебно-познавательной деятельности.
1.Лекция. Форма работы фронтальная. Она предполагает организацию совместных усилий всего класса для достижения общей познавательной задачи. Все, что необходимо знать и уметь каждому обучающемуся, сообщается в начале изучения темы. Учитывая специфику предмета, нецелесообразно увлекаться лекциями на уроках. Она наиболее эффективна, когда достаточно велик объем изучаемого материала
2. Практические занятия. Цель :отработка знаний и умений по изученной теме. Групповая, индивидуальная, фронтальная формы работы по выполнению общей познавательной задачи, учебного задания. Для отработки учебного материала довольно часто применяются разноуровневые, дифференцированные задания, открытые и закрытые тесты. Практика показала, что лишь при многократном повторении основных понятий в разных методических ключах возможны хорошие результаты.
3.Подготовка к зачету. Индивидуальная и групповая формы работы. На этих уроках обучающиеся могут работать над заданиями различной сложности, в зависимости от своей подготовленности.
4.Четко проверить знания каждого обучающегося можно на зачете. Форма работы индивидуальная. Зачет рассчитан на два уровня. Ученик сам выбирает себе задания. Первый уровень- самый простой (зачет), второй – разной степени сложности
5.Проекты. Индивидуальная и групповая формы работы. Учебный проект- это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического и теоретического решения значимой проблемы.
2.2. Из опыта работы.
Для реализации дифференцированного обучения на самостоятельных и контрольных работах используются задания двух уровней:
· первый уровень А – примеры и задачи на знание и применение прямой формулы или теоремы
· третий уровень В – примеры и задачи, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий, нестандартные задачи.
1.Пример для самостоятельной работы:
Уровень А. В геометрической прогрессии b1= и q= 2. Найдите b5.
Уровень В. Доказать, что если последовательность отличных от 0 чисел (bn) такова, что при любом n 1 выполняется равенство bn2 = bn-1 bn+1, то (bn) – геометрическая прогрессия.
2.Пример тестовых заданий:
Уровень А: Вычислите
Уровень В Сократите дробь
Разноуровневое обучение дает возможность заниматься дифференцированно, психологически точнее подходить к обучающимся, помогает узнать их индивидуальные особенности, что способствует повышению качества математического образования, формированию комплексных свойств современной личности.
3. Фрагмент урока «Понятие вектора»
7. Дифференцированная самостоятельная работа (5 мин) |
Учитель предлагает обучающимся два задания на выбор для самостоятельной работы |
Обучающиеся по выбору выполняют задание№1 или №2 Слайд№16 |
4.Метод проектов. Под методом
проектов поднимается система обучения, при которой обучающиеся приобретают
знания, умения и навыки в процессе самостоятельного планирования и выполнения
постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.