Дискуссия "Что значит быть красивым?"
Цель: Создание условий для воспитания у учащихся чувства уважения друг к другу, к старшим.
Оформление:
1. Сатирическая газета “Колючки” /О кличках, о грубых словах/.
2. Портрет А.П.Чехова. Его слова “В человеке все должно быть прекрасно…”
3. Сочинение на тему “Какого человека можно считать красивым?”.
Гости: родители, учителя, ветераны ВОВ, мать погибшего воина-афганца.
Оборудование: записи детских песен.
Ход дискуссии
1. Вступительное слово:
Учитель. Ребята, еще в прошлом году мы с вами разговорили о культуре поведения, учебе, на политические темы, но вы не знали, что мы дискутируем по этим вопросам. Так что же такое дискуссия?
Дискуссия "Что значит быть красивым?"
Цель: Создание условий для воспитания у учащихся чувства уважения друг к другу, к старшим.
Оформление:
1. Сатирическая газета “Колючки” /О кличках, о грубых словах/.
2. Портрет А.П.Чехова. Его слова “В человеке все должно быть прекрасно…”
3. Сочинение на тему “Какого человека можно считать красивым?”.
Гости: родители, учителя, ветераны ВОВ, мать погибшего воинаафганца.
Оборудование: записи детских песен.
Ход дискуссии
1. Вступительное слово:
Учитель. Ребята, еще в прошлом году мы с вами разговорили о культуре поведения, учебе, на политические
темы, но вы не знали, что мы дискутируем по этим вопросам. Так что же такое дискуссия?
На доске: дискуссия /лат/ – обсуждение какоголибо спорного вопроса на собрании, в печати, частной беседе,
спор.
Учитель. Тема нашей дискуссии: “Что значит быть красивым”.
Ребята, вот смотрю я на вас и вижу, как же вы подросли за лето. Почти совсем взрослые. Наверно, чаще, чем
обычно, заглядываетесь в зеркало, поправляете челку, локон, воротничок на платье или рубашке. А понимаете
ли вы что такое красота?
I ученик: Я думаю, что красивый человек – это тот, на которого приятно посмотреть, т.е. и на лицо красивый и
одет посовременному. Я летом в оздоровительном лагере с девочкой познакомился. Знаете, какая она
красивая? Глаза голубые, голубые, как небо. Ресницы длинные и пушистые. Волосы светлые, волнами
растекаются по плечам. Ну и одевается она модно: джинсы итальянские, кроссовки "Адидас", кофта с
заклепками. Вот это девочка!
2 ученик: А я знаю мальчика обыкновенного: уши у него даже немного оттопыренные, лицо все в веснушках. А
знаете, как с ним приятно поговорить! Он все знает! И такой вежливый! Никого не обидит, а девочку от хулигана
всегда защитит!
Другие высказывания.
Учитель. Ребята, а помните недавно, когда мы изучали сказку "ЦаревнаЛягушка", я задала вам вопрос: “В чем
истинная красота Василисы Премудрой?” Так в чем же?
Ученик: Мы видим сначала ЦаревнуЛягушку безобразную в лягушачьей коже, но судя по ее делам, речам
выясняется, что она добрая, внимательная, заботливая и скромная. И называют ее премудрой тогда, когда
видят, как она трудится.
Учитель. Ребята, а вот грубость и красота могут сочетаться вместе?
Дети отвечают.
Инсценировка современной басни “Волк и Красная шапочка”.
Както утром в роще частой,
Где берез струился шелк
С Красной шапочкой прекрасной
Повстречался серый волк.
Был он молод, был он весел
Не из старой сказки был.
Низкий ей поклон отвесил
Нежно с ней заговорил:“Вы – живой портрет Венеры!
Да на вас хоть век молись”.
А она ему: “Эй, серый, отколись и отвались!”
Волк ушам своим не верит,
А девица напролом обзывает его
Зверем, сопляком и пошляком,
А к тому ж еще и хамом, Дон Жуаном и т.п.
И не выдержавши срама,
Волк поплелся по тропе.
Ах, как грустно волку стало!
Подкатился к горлу ком,
В жизни не был он нахалом,
В жизни не был пошляком.
“А еще меня боятся!”
Бедный волк шептал с тоской.
“Да ведь я ж ягненок, братцы,
Перед – Шапочкой такой!”
Учитель. Ребята, красиво ли поступает Красная Шапочка, разговаривая с волком подобным образом?
1 ученик. Да, красиво. Ведь это Волк. С ним иначе нельзя, а то съест.
2 ученик. Да Волкто добрый, а Красная Шапочка – грубиянка.
Учитель.Мораль басни:
И если среди нас такие есть,
Мы бы Шапочек подобных разрешили волку съесть.
А сколько грубостей я слышу от вас, в адрес своих товарищей на перемене?
Вот наши “Колючки”. Они говорят сами за себя. Даете друг другу обидные клички, называете именами самых
неприятных животных. Так, кто ж у нас эти ребята? Можем ли мы назвать красивыми эти поступки? Разве мало
хороших слов?
Дети читают стихотворение В. Шефнера “Есть слова – словно раны”.
Есть слова – словно раны, слова – словно труд.
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, верность, свобода и честь.
Пусть разменной монетой не служат они,
Золотым эталоном их в сердце храни!
Когда радость – как буря, иль горе, как ночь.
Только эти слова тебе помогут помочь!
Учитель. Ведь вежливость, скромность украшают человека.
Инсценировка 2 ситуаций.
1. Ученица грубо прерывает разговор 2х учителей.
Учитель. Красиво поступила девочка? А как надо было поступить?
2. Ученица вежливо прерывает разговор двух учителей.
Стихотворение "Обижаем нередко мы мать"
Обижаем нередко мы мать...
Не всегда ей во всем помогаем,
А порою случается так,
Голос свой на нее повышаем.Маму мы не всегда бережем.
Маму часто свою огорчаем...
Часто к матери с горем идем
Горе матери даже не знаем.
Учитель. Ребята, ведь папа или мама – это ваши самые первые и лучшие друзья. С ними можно поделиться
самым сокровенным и они вас поймут. Нет! – Я слышу, ну не огорчайтесь. Бывают строгие, сердитые, но в душе
любят вас. А вы, наоборот, будьте ласковы и нежны /Мамочка, милая.../ и тогда вы подружитесь.
А с каким человеком вы бы стала дружить?
Ответы детей.
Учитель. Вот с такой отличницей стали бы?
Сценка “Отличница”
Я – отличница. И постоянно, каждый день у меня требуют, именно требуют: Дай списать! Если откажешь,
начинают ругаться: мол, я липовая отличница, учителя мне поблажки делают. Но ведь это не так. С меня даже
строже спрашивают. Мне вот физика не дается, но до 12ти ночи, бывает над ней сижу и все равно четверки
получаю. Сначала мне было только обидно. А теперь совсем скверно себя чувствую. Это после такого случая.
Одной девочке я не дала списать алгебру. Так она положила передо мной шоколадку. Я растерялась
совершенно.
Учитель. Как вы оцениваете поступок девочки, положившей шоколадку?
Как вы среагировали бы на этот поступок на месте девочки – отличницы?
Сценка
В классе четверо: два мальчика и две девочки – первоклассницы. Мальчика чтото ищут, девочки вытирают
парты.
Чем вы тут занимаетесь? – спрашиваю.
Мы парты моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Костылев пять ошибок сделал. Ему двойку
поставили. А мне пятерку.
Пятерка – хорошо. Только зачем хвастать?
Вот идите, посмотрите, потянула меня за полу пиджака хвастунья Она бесцеремонно взяла у Костылева
тетрадь и стала показывать:
Смотрите: раз, два, три ... пять ошибок! Видите двойка стоит? А у меня – пятерка!
Девочка очень рада своей пятерке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Костылева – двойка.
Вопросы:
1. Какие качества характера проявились в поступках девочки?
2. Как вы их оцениваете?
3. Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?
Дети отвечают.
Учитель. Но зато знаете, какие у нас в классе есть ребята? Бездушные, равнодушные, которые не могут
сопереживать в радости и горе человеку?
Стихотворение В. Сухомлинского “Как на свете жить?”
У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три
операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух одноклассников, Петю и
Гришу, и поделилась радостью: – Наш папа выздоровел!
Мальчики посмотрела на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали ронять мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы". Наш папа выздоровел, сказала она. Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому
деревцу и заплакала.
Учитель. Почему заплакала Катя?
Чего сейчас больше всего не хватает молодежи? /Доброты, чуткости, нежности/
Будет ли человек красивым без этих качеств? А почему?/ Много знают, читают/.
Ответы детей.
Учитель. Ребята, я прочитала ваше сочинения на тему "Какого человека можно считать красивым? ", в которых
вы рассказываете об истинной красоте человека, о трудовых и воинских подвигах близких вам людей:
1. О маме или папе
2. О бабушке, дедушке.
3. О соседе.
4. О С. Дружинине – воинеафганце.
5. О подругах.
6. Об учителе.
Дети зачитывают отрывки из сочинений.
Может ли трусливый человек совершить подвиг?
Ответы детей.
Дети читают стихотворение К. Симонова “Живет такой парень”.
Учитель. Ребята, вы сейчас ученики 5 класса. Хочется закрыть глаза и представить вас на пороге нашей школы:
повзрослевшими, истинно красивыми людьми. Какими вы будете, зависит от вас, от ваших мыслей, поступков,
дел.
Чехов сказал: “В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и мысли …”
Итак, что же значит быть красивым?
Ребята высказываются, делают сами выводы.