УДК 376.1
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Яндуркаева Лалита Лемаевна
старший лаборант кафедры специальной психологии
и дошкольной дефектологии
Чеченский государственный педагогический университет
Грозный, Российская Федерация
lalita2585@mail.ru
Алгериева Тамила Нуридовна
студентка 4-го курса
Институт педагогики, психологии и дефектологии
Чеченский государственный педагогический университет
Грозный, Российская Федерация
algeriyeva.tamila@bk.ru
Аннотация. Наряду с бурным развитием технологий, экономики, культуры, всего мира в целом, растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Перед обществом стоит непростая задача – способствовать социализации данных лиц. Эту проблему в своих работах поднимали такие авторы, как Андреева Г.М., Коломинский Л.Я, Коробейников И.А. и т.д. Статья посвящена вопросам дистанционного образования лиц с особыми образовательными потребностями. Здесь изложены основные плюсы и минусы дистанционной формы обучения, рассмотрена ее структура при образовании детей с ОВЗ, а также предложены рекомендации по организации образовательного процесса данной категории лиц.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, коррекционная деятельность.
DISTANCE EDUCATION OF CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES
Yandurkaeva Lalita Lemaevna,
Senior laboratory assistantat the Department of Special Psychology
and preschool defectology
Chechen State Pedagogical University
Grozny, Russian Federation
lalita2585@mail.ru
Algerieva Tamila Nuridovna
4rd year student
Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology
Chechen State Pedagogical University
Grozny, Russian Federation
algeriyeva.tamila@bk.ru
Annotation. Along with the rapid development of technology, economy, culture, the whole world as a whole, the number of children with disabilities is growing. Society faces a difficult task - to promote the socialization of these individuals. This problem was raised in their works by such authors as Andreeva G.M., Kolominsky L.Ya., Korobeinikov I.A. etc. The article is devoted to the issues of distance education of persons with special educational needs. It outlines the main pros and cons of distance learning, considers its structure in the education of children with disabilities, and also offers recommendations for organizing the educational process for this category of people.
Key words: education, distance learning, children with disabilities, inclusive education, correctional activities.
Каждый период развития человечества характеризовался преобладанием какой-либо деятельности. Если до недавнего времени главенствующая роль в жизни человека принадлежала труду, то сейчас же преимущественной является умственная деятельность.
Неотъемлемой частью современного общества является образование. Оно социализирует человека, развивает его, способствует развитию важных для человечества сфер и, конечно же, позволяет добывать средства к существованию. По общепринятому определению образование — это, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Существуют различные виды образования:
· Дошкольное
· Начальное
· Основное общее
· Среднее профессиональное
· Высшее образование
Процесс обучения может осуществляться различными методами и формами: индивидуальное и групповое обучение, инклюзивное, надомное, дистанционное, очное, заочное, очно-заочное. Материал предоставляется в форме урока, внеклассных мероприятий, кружков, круглых столов, экскурсий, с применением технических средств и т.д.
21 век – расцвет цифровизации, появляются все новые и новые технологии, гаджеты, машины. В современном мире техническая сторона имеет большое значение, она охватывает все сферы общественной жизни. Образовательный процесс трудно представить без интерактивных досок, компьютеров, различных сайтов и т.д. именно благодаря техническому процессу и появился новый формат образования – дистанционный. Дистанционное образование — это обучение, реализуемое с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии учеников и педагогов. Проще говоря — обучение на расстоянии.
Ведется много споров насчет эффективности данной формы обучения. С одной стороны, в любом учении необходима живая коммуникация, никакие гаджеты и современные технологии этого не заменят. Во многих местах все еще неслаженно работает интернет, а также дети халтурят при такой системе, они находят средства, для того чтобы использовать шпаргалки. С другой, такой формат очень полезен тем, кто хочет учиться, но не может выехать из-за материальных, семейных или других проблем. Также, как мы увидели, дистанционное обучение является необходимостью во время пандемии или войны. Во время карантина именно применение дистанционных технологий позволило образовательному процессу не останавливаться. Страшно представить, какие бы пробелы в знаниях были у детей, если бы они за все это время не учились.
Особое значение имеет дистанционное обучение в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория не может посещать школу из-за ряда причин: отсутствие условий в учебном заведении, плохое соматическое здоровье, плохие взаимоотношения между детьми и т.д.
Данная форма образования позволяет ученикам обучаться в школе по месту жительства, одновременно взаимодействуя с удаленной учебно-развивающей средой и информационными образовательными ресурсами. В образовательном процессе участвуют педагоги, тьюторы, коррекционные педагоги, психологи, дефектологи. В задачи консультанта-дефектолога входит информационная адаптация, виртуально-реальная социализация, коррекционно-развивающее обучение, психолого-педагогическое сопровождение, направленное, в том числе, и на восполнение пробелов в знаниях по программе обучения. [1]
Дистанционное обучение позволит расширить информационные рамки учебного содержания, повысить качество образовательных услуг при минимальных затратах. Дистанционное обучение - это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан в области образования, реально позволяющая получать образование представителям самой уязвимой категории населения - детям-инвалидам.
Для детей с ограниченными возможностями дистанционное обучение дает возможность учиться, выбирая не только место и темп обучения, но и время. Это очень важно, потому что некоторые дети проводят много времени в больницах. Также каждому ребенку предоставляется возможность осваивать общеобразовательные программы по индивидуальному учебному плану или учиться по программам специальных школ, отвечающих личным потребностям и диагнозам. Дистанционное обучение осуществляется поэтапно: подготовительный этап, включающий разработку, тестирование и внедрение; основной этап – этап непосредственного применения системы дистанционного обучения; заключительный этап, включающий контрольно-оценочные мероприятия.
Список литературы
1. Вихорев, Д. И. Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России [Текст] / Д. И. Вихорев // Высшее образование инвалидов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2013. — 144 с. 8.
2.Газман, О. С. Основы интегрированного обучения [Текст] / О. С. Газман. — М.: Просвещение, 2008. — 19 с.
4. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе специального образования / Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова // Международная науч.-практ. конф. «Формирование социокультурных компетенций в непрерывном образовательном процессе»: сб. науч. статей. ФИРО., МИЭПП. - М.: Изд- во МГОУ, 2009. - С. 233-238.
5. Скворцов В.А. Реализация региональной концепции непрерывного образования средствами дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вест. ЛГУ им. А. С. Пушкина / В.Н. Скворцов, М.Ю. Данилкина, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова. Науч. журн. - № 2. - Т. 3. Педагогика. - С. 5-15.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.