Дистанционное обучение на уроках русского языка и литературы
Переход на дистанционное обучение — это требование сегодняшнего дня, это кардинальное изменение формата проведения уроков, это изменение деятельности учеников, которые должны проявить максимум ответственности, самостоятельности, собранности и силы воли.
Использование дистанционных образовательных технологий – это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современное общество требует активную личность, способную ориентироваться в бесконечном информационном потоке, нацеленную на непрерывное саморазвитие и самообразование. На педагога ложится новая функция – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знание уже выступает не как цель, а как способ развития личности.
Современная реальность позволяет реализовывать образовательные программы, используя дистанционные образовательные технологии, которые включают в себя разнообразные электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, дающие возможность обучающимися освоить образовательные программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Целью использования дистанционных образовательных технологий в классическую систему обучения является возможность обеспечить доступность качественного образования для обучающихся, когда место проживания, социальное положение и состояние здоровья могут повлиять на доступность образования.
Ученики воспринимают новый материал и закрепляют его индивидуально и неконтролируемо в режиме реального времени и в зависимости от степени своей подготовленности и обученности.
Применяя дистанционные образовательные технологии, педагог решает следующие задачи:
- повышение учебной мотивации;
- развитие у учащихся познавательной активности посредством развития умения работать с различными дополнительными источниками информации, которые требуют использования технических возможностей компьютера и сети Интернет;
- развитие у учащихся самостоятельности в учебном процессе.
В процессе преподавания русского языка большинство педагогов используют презентации, видео и аудиофайлы, тесты по различным темам, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты и изложения, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д.
Уроки литературы позволяют организовать просмотр видеоматериалов в качестве иллюстративного материала к изучаемым произведениям, помогающего сопоставить авторскую и режиссёрскую интерпретацию, сравнить фрагменты художественного текста и видеофрагмента, выполнить задания на восстановление сюжетной линии произведения, проанализировать поэтический текст, а также организовать беседы по просмотренному эпизоду.
Методы дистанционного обучения обязательно должны включать в себя традиционные виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работу с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ и многое другое.
Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет учащемуся чувствовать поддержку со стороны учителя, может способствовать установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и индивидуализации обучения.
Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:
- Для обучающихся становится доступной «перекрестная» информация, так как открывается возможность обращения к альтернативным источникам информации при использовании технических возможностей компьютера, ресурсов сети Интернет.
- Индивидуализация процесса обучения, которая предполагает организацию разнопланового сопровождения и поддержки учащихся со стороны педагога.
- Повышение качества и доступности образовательного процесса ввиду возможности использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.
- Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет повышения самоорганизации, взаимодействия с современной компьютерной техникой.
Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию и предполагает следующие умения и навыки:
1. Вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах.
2. Организовывать хранение информации, ее анализ и выбор адекватных форм ее представления с помощью современных мультимедийных технологий.
3. Использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Основные трудности, с которыми сталкивается учитель русского языка и литературы на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Литература - это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог с учителем и одноклассниками, а уже потом теоретические знания. Вторая сложность – это наличие технических средств у ученика и доступа к сети Интернет. Третья – проверка работ в дистанционном режиме.
Учитель может организовать проверку на знание текста с помощью тестов, составленных учителем, вопросов с выбором ответов, творческих работ, мини-сочинений. Ученики могут готовить сообщения и сопровождать их слайдовыми презентациями, видеофрагментами.
При преподавании русского языка и литературы возможно использование ресурсов образовательных платформ: ЯКласс, РЭШ, МЭШ, Учи.ру и т.п., на которых есть большая теоретическая база по этим предметам. Ученик при необходимости с лёгкостью может освежить в памяти материал. Ресурсы этих платформ позволяют сразу закреплять теорию, отрабатывая на практических заданиях разного уровня сложности, провести проверочные работы. Например, на платформе ЯКласс учитель имеет возможность взять полностью готовый вариант, его отредактировать, добавив или удалив какие-то задания, или создать свой, подобный существующему, а то и вовсе не похожий. Работа будет проверена автоматически, что для педагогов является большим плюсом. Можно сразу посмотреть, какие разделы «запали», на чём следует сделать акцент. Возможно, выдать индивидуальные задания.
Работа с изложением, сочинением, словарные диктанты, выполняемые дома, — это очень хорошая тренировка. Подготовка к ВПР и ГИА вообще не является проблемой. Большая база готовых заданий образовательных платформах в этих конкретных разделах, возможность комбинировать задания, используя имеющийся материал, новые тренажёры, появившиеся в последнее время, дают столько возможностей, что только нежелание может помешать эффективной подготовке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.