Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; расширить знания о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка; отрабатывать на¬выки правильного, выразительного чтения, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; развивать память, речь, мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положитель-11 ые качества личности. Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пла¬нирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем ос¬новной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный вы¬пор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор-рассказчик», «периодиче¬ская литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим). Оборудование: аудиоприложение к уроку, мультимедиапроектop (по возможности), выставка книг и портрет изучаемого писа¬теля, можно приготовить сюрприз: попросить родителей ученика принести домашнего любимца в класс, рассказать о нем (в опре¬деленное время родители занесут его на урок).
Иконка файла материала 1 (40).docx
Д.Н. Мамин­Сибиряк «Приёмыш» Цели:  познакомить   учащихся   с   новым   разделом;   расширить   знания   о   творчестве   Д.Н.   Мамина­ Сибиряка;   отрабатывать   навыки   правильного,   выразительного   чтения,   передавая   настроение   с помощью   интонации;   продолжить   формирование   навыков   беглого   чтения   и   правильной   речи; прививать   любовь   к   природе,   бережное   отношение   к   ней;   развивать   память,   речь,   мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положитель­11 ые качества личности. Планируемые   результаты:  предметные:  умения   прогнозировать   содержание   раздела,   читать вслух   с   постепенным   переходом   на   чтение   про   себя,   увеличивать   темп   чтения   вслух,   исправляя ошибки   при   повторном   чтении   текста,   воспринимать   на   слух   художественное   и   научно­ познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из   анализа   материала   учебника   в   совместной   деятельности,   планирование   вместе   с   учителем деятельности   по   изучению   темы   урока,   оценивание   своей   работы   на   уроке,   П   —   анализ художественного и научно­познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной  книге,  самостоятельный и  целенаправленный  выпор книги,  К ­ ответы  на вопросы  на основе   художественного   текста   учебника,   осмысление   правил   взаимодействия   в   паре   и   группе; личностные: осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор­рассказчик», «периодическая   литература»,   привитие   нравственных   ценностей   (любовь   к   природе,   к   животным, малой родине, родителям, уважение к старшим). Оборудование: аудиоприложение к уроку, мультимедиапроектop (по возможности), выставка книг и портрет изучаемого писателя, можно приготовить сюрприз: попросить родителей ученика принести домашнего любимца в класс, рассказать о нем (в определенное время родители занесут его на урок). Ход урока 1 I. Организационный момент II. 1. Речевая разминка 2. Интеллектуальная разминка. Отгадай произведение, назови автора. С.А. Есенин "Бабушкины сказки"Михаил  Михайлович  Зощенко "Ёлка" ­Вспомните тему произведения. Главную мысль произведения. Главной мыслью рассказа Михаила Зощенко "Елка" оказывается то, что нельзя быть жадным  это раз, а во­вторых нельзя быть злым. Слова, которые можно посчитать главной мыслью  рассказа писатель вложил в уста папы главного героя, самого маленького Михаила Зощенко,  который сказал буквально следующее: В.Ю.Драгунский "Что любит Мишка" Этот рассказ учит нас тому, что у каждого человека должна быть мечта. но что мечтать о еде неправильно. Мечта ­ это полет фантазии, это все самое прекрасное, что есть на свете. Поэтому тех людей, которые мечтают только о еде можно лишь пожалеть. III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока —   Откройте учебник на с. 75 и прочитайте название нового раздела.  («Природа и мы».) —  Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе. —  Чему научимся? —  Чему будем учиться? IV. Работа по теме урока. Знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина­Сибиряка. Рассказ учителя или видеопрезентация:  https://www.youtube.com/watch?v=WbpF­VoUvHw На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку. Отец   Алёнушки,   Дмитрий   Наркисович   Мамин­Сибиряк, –   писатель.   Он   сидит   за   столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати,   садится   в   мягкое   кресло,   начинает   рассказывать…   Внимательно   слушает   девочка   про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Алёнушки уже спит… Спи, Алёнушка, спи, красавица. Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег… Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера – отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй!   Особенно   запомнилось   Мамину­Сибиряку   предание   об   удалом   разбойнике   Марзаке, который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался   в  каждое   слово,   ему   хотелось   стать   таким   же   смелым   и   справедливым,   каким   был Марзак. Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник. Прошли годы. Мамин­Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.У   Дмитрия   Наркисовича   много   рассказов   и   для   детей.   Ему   хотелось   научить   ребят   видеть   и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. «Это счастье писать для детей», – говорил он. Записал Мамин­Сибиряк и те сказки, которые когда­то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её «Алёнушкины сказки». Герои Мамина­Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой,  как  люди.  Но  в  то  же  время  это  настоящие  животные.  Медведь  изображён  неуклюжим  и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой. Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке «О том, как жила­была последняя Муха» рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха! Из всех своих книг Мамин­Сибиряк особенно дорожил «Алёнушкиными сказками». Он говорил: «Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное». V. Физкультминутка VI. Продолжение работы по теме урока Работа над рассказом «Приемыш» —  Объясните значение слов. ДОСПЕХИ — (1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение). ПРОТОКА   —   (1)   боковой   рукав   реки,   а   также   речка,   соединяющая   два   водоема;   2)   узкая соединительная полость, канал). САЙМА ­ (рыбацкая стоянка). МУШТРОВАТЬ ­ (обучать, подвергать муштре). МУШТРА — (суровая система воспитания, обучения). —  Подберите синонимы к словам. ОТЧАЯННЫЙ — (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий). ГОРДЫЙ—   (1)   горделивый,   полный   (собственного)   достоинства,   самолюбивый;   2) высокомерный). —  Подберите антонимы к словам.  ОРИГИНАЛЬНЫЙ­ (банальный).  ОСОБЕННЫЙ— (обыкновенный, заурядный). Чтение рассказа на с. 76­83 учебника.  —  Ваши впечатления от прочитанного? VII. Рефлексия —  С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? —  За что бы вы себя похвалили сегодня? VIII. Подведение итогов урока —  Что вы узнали о писателе? —  Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните. Домашнее задание 1. Составить план. 2. стр. 84 № 7. Подготовить ответ.Источники:  1.http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2376924­kakie­slova­vyrazhajut­glavnuju­mysl­v­raskaze­elka­ zoschenko.html 2. зощенко ёлка картинки 3. скороговорки 4. драгунский что любит мишка 5. http://rubook.org/book.php?book=355589 6. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/[Л. Ф.  Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] ­ М.: Просвещение, 2014.

Посмотрите также