Добро и зло в нашей жизни (на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я ехала на работу, мне довелось подвезти бабушку, которая опоздала на рейсовый автобус. Выходя из машины, она сказала: “Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей”.
- А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).
- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом.
Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.
Запишем тему урока в тетради: “Добро и зло в нашей жизни”.
- Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.
Добро и зло в нашей жизни (на примере "Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина)
1 слайд
Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я ехала на работу, мне довелось подвезти бабушку, которая
опоздала на рейсовый автобус. Выходя из машины, она сказала: “Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей”.
А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).
Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом.
Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки
А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и
взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.
Запишем тему урока в тетради: “Добро и зло в нашей жизни”.
Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.
2 слайд
Ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили
литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень
рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей
сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в
Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I.
Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт
остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За
это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он
женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему
было 37 лет.
3 слайд
Ученик: В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это
была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную
ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, это мир душевной
доброты, уюта, теплоты умного сердца. Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые,
любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет
спустя Пушкинотец по вечерам перед сном, будет крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а
ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.
4 слайд
Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница. Сюжет пушкинских
сказок, которые мальчик Саша Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказала.
Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. (“Сказка о царе Салтане”,
“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях”, “Сказка о золотом петушке”).
Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”.
Вспомните, пожалуйста, что такое сказка. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных
фантастических вымышленных событиях и приключениях).
Вы уже прочитали эту сказку дома.
5 слайд
Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” вызвала
хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда
королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли). Назовите героев сказки. (Ответы детей). Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные
герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне
карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).
6 слайд (Задание для 1 группы)
Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее
подготовленным учеником). Красота и зло (внешняя).
7 слайд (Задание для 2 группы)
Как вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость,
доверчивость делают героиню сказки беззащитной.
8 слайд (Задание для 3 группы)
Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?
Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?
Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который…
9 слайд (Задание для 4 группы)
“…между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец”.
(Королевич Елисей)
10 слайд
Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру.
Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.
11, 12, 13 слайды
Обратимся к выставке рисунков. (Дети рассматривают иллюстрации и рассказывают каждый о своем рисунке).
Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти
невесту. Отметим волшебное число “три”: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами
обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль
королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: “Аль откажешь мне в ответе?”, в
настойчивом повторении вопроса:
“Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?”
14 слайд
Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь
королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна)
Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу “Положительные и
отрицательные герои сказки”. (Работа в тетрадях)
15 слайд
Отрицательные герои
Положительные герои
Царицамачеха (зло в мире)
Семь богатырей
Чернавка
Молодая царевнаСилы природы: солнце, месяц, ветер
Собака Соколко
Зеркальце (всегда говорит правду)
Ребята, дома вы готовили синквейны о героях сказки. Давайте послушаем их.
В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны
вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой.
Однако она не становится подобием своей мачехи).
Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в
окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло?
Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы немного отдохнем и постараемся разгадать кроссворд “Назовите
героя сказки”.
Кроссворд “Назовите героя сказки”. (Учащимся необходимо назвать героя сказки и вспомнить, положительным
или отрицательным героем он является)
1. Кому принадлежат эти слова:
“Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу”.
(Балда)
2. Кто “…печально отвечает:
“Грустьтоска меня съедает.
Одолела молодца,
Видеть б я хотел отца”.
(Князь Гвидон)
3. Кто молвил голосом человечьим:
“Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь”.
(Рыбка)
4. Кому принадлежат эти слова:
“Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Нашето совсем раскололось!”
(Старуха)
5. Кому “…нужен был работник:
Повар, конюх и плотник.
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайдИ где найти ему такого
Служителя не слишком дорогого?”
(Поп)
21 слайд
Ключевое слово нашего кроссворда – добро. В сказках добро всегда побеждает зло.
Есть замечательная пословица: “От доброго слова и лед тает”, а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она
содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у
него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на
того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества)
Домашнее задание.
Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется
подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка
исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на
вопрос “Что значит быть хорошим человеком?”, а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами
помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и
вашим близким людям.
Выставление оценок.
Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же всетаки важнее: Добро или Зло?
В завершение нашего урока хочется сказать:
Хоть зло сильно – всему вредит,
Добро на свете победит!
22 слайд