Добро и зло в нашей жизни

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Добро и зло в нашей жизни (на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина) - Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я ехала на работу, мне довелось подвезти бабушку, которая опоздала на рейсовый автобус. Выходя из машины, она сказала: “Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей”. - А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей). - Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Запишем тему урока в тетради: “Добро и зло в нашей жизни”. - Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.
Иконка файла материала Добро и зло в нашей жизни.doc
Добро и зло в нашей жизни (на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина) 1 слайд ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я ехала на работу, мне довелось подвезти бабушку, которая  опоздала на рейсовый автобус. Выходя из машины, она сказала: “Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей”. ­ А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей). ­ Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки  А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и  взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Запишем тему урока в тетради: “Добро и зло в нашей жизни”. ­ Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине. 2 слайд Ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили  литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень  рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей  сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в  Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I.  Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт  остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За  это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он  женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему  было 37 лет. 3 слайд Ученик: В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это  была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную  ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, ­ это мир душевной  доброты, уюта, теплоты умного сердца. Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые,  любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет  спустя Пушкин­отец по вечерам перед сном, будет крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а  ласковое лицо старой няньки встанет перед ним. 4 слайд ­ Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница. Сюжет пушкинских  сказок, которые мальчик Саша Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказала. ­ Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. (“Сказка о царе Салтане”,  “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях”, “Сказка о золотом петушке”). ­ Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”. ­ Вспомните, пожалуйста, что такое сказка. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных  фантастических вымышленных событиях и приключениях). ­ Вы уже прочитали эту сказку дома. 5 слайд ­ Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” вызвала  хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).­ Назовите героев сказки. (Ответы детей). Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные  герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах. Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне  карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание). 6 слайд (Задание для 1 группы) ­ Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее  подготовленным учеником). Красота и зло (внешняя). 7 слайд (Задание для 2 группы) ­ Как вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость,  доверчивость делают героиню сказки беззащитной. 8 слайд (Задание для 3 группы) ­ Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва? ­ Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным? ­ Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… 9 слайд (Задание для 4 группы) “…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец”. (Королевич Елисей) 10 слайд ­ Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру.  Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их. 11, 12, 13 слайды ­ Обратимся к выставке рисунков. (Дети рассматривают иллюстрации и рассказывают каждый о своем рисунке). ­ Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти  невесту. Отметим волшебное число “три”: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами  обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль  королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: “Аль откажешь мне в ответе?”, в  настойчивом повторении вопроса: “Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?” 14 слайд ­ Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь  королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна) ­ Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу “Положительные и  отрицательные герои сказки”. (Работа в тетрадях) 15 слайд Отрицательные герои Положительные герои Царица­мачеха (зло в мире) Семь богатырей Чернавка Молодая царевнаСилы природы: солнце, месяц, ветер Собака Соколко Зеркальце (всегда говорит правду) ­ Ребята, дома вы готовили синквейны о героях сказки. Давайте послушаем их. ­ В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны  вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой.  Однако она не становится подобием своей мачехи). ­ Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в  окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло? ­ Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы немного отдохнем и постараемся разгадать кроссворд “Назовите  героя сказки”. Кроссворд “Назовите героя сказки”. (Учащимся необходимо назвать героя сказки и вспомнить, положительным  или отрицательным героем он является) 1. Кому принадлежат эти слова: “Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу”. (Балда) 2. Кто “…печально отвечает: “Грусть­тоска меня съедает. Одолела молодца, Видеть б я хотел отца”. (Князь Гвидон) 3. Кто молвил голосом человечьим: “Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь”. (Рыбка) 4. Кому принадлежат эти слова: “Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше­то совсем раскололось!” (Старуха) 5. Кому “…нужен был работник: Повар, конюх и плотник. 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайдИ где найти ему такого Служителя не слишком дорогого?” (Поп) 21 слайд ­ Ключевое слово нашего кроссворда – добро. В сказках добро всегда побеждает зло. ­ Есть замечательная пословица: “От доброго слова и лед тает”, а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она  содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у  него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на  того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества) Домашнее задание. ­ Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется  подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка  исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на  вопрос “Что значит быть хорошим человеком?”, а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами  помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и  вашим близким людям. Выставление оценок. ­ Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все­таки важнее: Добро или Зло? ­ В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит! 22 слайд

Посмотрите также