Добро и зло в произведении В.Гаршина "Сказка о жабе и розе"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: создание условий для анализа произведения, при котором каждый обучающийся сможет осознать социально - практическую личностную значимость в жизни, создание условий для оценки собственных поступков; создание условий для развития ценностного отношения к окружающему миру. Тип: объяснение нового материала Оборудование урока: для каждого учащегося карта урока, карта информатор, цветок; наглядный материал: портрет В.Гаршина, книги писателя, макет цветника, символизирующий контрастный мир розы и жабы, слова и выражения, комментирующие эти миры. 1. Оргмомент. 2. Знакомство с биографией писателя Блиц-опрос “Верите или не верите?” 1. Автор сказки “Лягушка-путешественница” 2. Родился в дворянской семье. 3. В четыре года собрался на войну. 4. Воспитывал отец. 5. Учился плохо.
Иконка файла материала Добро и зло в произведении В.Гаршина.doc
Добро и зло в произведении В.Гаршина "Сказка о жабе и розе" Цель урока: создание условий для анализа произведения, при котором каждый обучающийся сможет осознать  социально ­ практическую личностную значимость в жизни, создание условий для оценки собственных  поступков; создание условий для развития ценностного отношения к окружающему миру. Тип: объяснение нового материала Оборудование урока: для каждого учащегося карта урока, карта информатор, цветок; наглядный материал:  портрет В.Гаршина, книги писателя, макет цветника, символизирующий контрастный мир розы и жабы, слова и  выражения, комментирующие эти миры. 1. Оргмомент. 2. Знакомство с биографией писателя Блиц­опрос “Верите или не верите?” 1. Автор сказки “Лягушка­путешественница” 2. Родился в дворянской семье. 3. В четыре года собрался на войну. 4. Воспитывал отец. 5. Учился плохо. 6. В шесть лет прочитал “Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго. 7. Имеет образование горного инженера. 8. Совершил подвиг на войне, произведен в офицеры. Затем раздается карта – информатор, по которой учащиеся читают биографию Гаршина и сверяют свои ответы. ­ Какой вопрос вам показался наиболее интересным? 3. История написания сказки. ­ Обратитесь к карте урока, которая лежит у вас на столе, зачитайте историю написания сказки. (Однажды  Гаршин был в гостях у своего друга ­ поэта Я.П.Полонского, где играл А.Г.Рубинштейн, известный композитор  того времени. Прямо против музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма несимпатичный Гаршину...  неприятного вида чиновный старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него мелькнула мысль о жабе и розе. Под  звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе). ­ Что именно не понравилось Гаршину в этом чиновном старике? Неужели люди могут вызывать такие  неприятные ассоциации? ­ Конечно, перед ним развернулась контрастная картина внутреннего мира человека: мира искусства, мира  чиновного старика. 4. Мир розы. ­ Что вы знаете о жизни розового куста? (Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом.Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым,  вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком). ­ А почему же так запущен цветник? ­ Когда распустилась роза? Какие чувства испытывает роза? Почему? Что помогает понять чувства розы?  Давайте перечитаем этот момент в сказке.(Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала  свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно  плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз  увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего еетонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле  плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку,  разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой). ­ Ребята, ведь сад, в котором распустилась роза, был запущен. Почему же она была так счастлива?! ­ Обратимся к карте урока. ­Обратимся к “Миру розы” На каждом лучике надпишите качества характера людей, принадлежащих к этому  миру. Теперь над тем качествам характера поставьте “плюсик”, который относится именно к вам. ­ Какова молитва розы? Запишите ее в карте. “Хоть бы умереть другою смертью” ­ Подумайте, а какой бы могла быть молитва жабы? 5. Мир жабы. ­ А что мы знаем о жизни жабы? Перечитайте этот момент в тексте. Почему она оказалась именно в этом запущенном цветнике? ­ Ребята, обратите внимание на то, что роза несвободна, она может жить только в том саду, потому что она там  растет. ­ Какие чувства испытывает жаба? Почему? Что в ней было особенно безобразным?(Она не радовалась ни утру,  ни солнцу, ни хорошей погоде, потому что ночами охотилась за червяками и мошками, а утро отдыхала.Особенно  безобразными у нее были жабьи глаза, грязно­серые бородавчатые и липкие бока, безобразные лапы) ­ Что беспокоило жабу? Почему? (Запах розы, потому что это для не было что­то новое, непонятное, резко  отличавшееся от привычного для нее). 6. Другие герои сказки. ­ Чему радовался мальчик Вася осенью? Почему?(Он очень любил свой цветник; с любовью наблюдал за жизнью насекомых в цветнике; один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости...  Какая была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!) ­ Что вы можете сказать о нем? Чем он похож на розу? ­ Что изменилось в мае, когда расцвела роза? С чем связаны эти перемены? Почему плачет его сестра Маша? О  чем мечтает Вася? Осуществимы ли эти мечты? Понимает ли это Вася? Докажите. ­ Вася умирает... А роза начинает только жить, но жизнь ее коротка ­ всего 3 дня. Знает ли обо всем этом роза?  Какое главное чувство она испытывает? (Роза ничего этого не знала. Она росла и красовалась). ­ Гаршин в начале сказки говорит о людских печалях и о радости розы, о счастье жить, но во второй части  меняется весь тон повествования: на место радости, счастья приходит тревога: "...и в эту короткую жизнь ей  (розе) довелось испытать немало страха и горя". ­ Какой страх и какое горе испытала роза за свою короткую жизнь? ­ Что чувствовала жаба, когда впервые увидела розу? Говорит ли Гаршин о зависти?(Ей очень понравилась  роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить  свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов: – Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю!) (Гаршин не говорит о том, что жаба завидует розе, но он описывает ее злые, безобразные глаза.Разве имея  такие глаза, можно любить?) ­ Как жаба выражает свои чувства? Почему именно так? ­ Какие чувства испытывала роза, когда услышала слова жабы? О чем она мечтала? Почему? О чем не знала  роза? ­ Почему слова: "Я тебя слопаю!" жаба пыталась говорить "как можно нежнее"? А какая интонация  преобладает? ­ И вот жаба начинает действовать... Удалась ли ей первая попытка? Почему? Что испытывает она? (Злость).­ Жаба решилась, отдохнув, снова добираться "до привлекавшего ее и ненавистного ей цветка". Что же все­таки  привлекало жабу в розе, чем же она ей была ненавистна? ­ Ненависть всегда побуждает к действию. И жаба, несмотря ни на что, исполняет свой страшный план. (А жаба  все карабкалась выше. Темно­зеленая гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими  шипами. Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью  посмотрела на цветок... – Я сказала, что я тебя слопаю! – повторила она). ­ Так какой же страх испытала роза? ­ Она погибла? Почему? ­ Почему же Гаршин не допускает смерти розы в пасти жабы? ­ Сказка Гаршина воспитательная (дидактическая). Так что должна воспитать эта сказка у юного читателя? ­ Сказка Гаршина и философская, и воспитательная. О каких жизненных проблемах размышляет автор? 7. Рефлексия. На доске макет цветника, разделенный на две части: светло ­ зеленый и черный, посередине роза и жаба.  Учащиеся поочереди выходят к доске и прикрепляют свой цветок к макету цветника, относя себя к  определенному миру. 8. Домашнее задание. Домашнее задание: 1) Напишите всю эту историю, но от имени, от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю Гаршину. 2) Читая мудрые и грустные притчи Гаршина, .....

Посмотрите также