Доклад подготовила воспитатель ТОГОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г.Котовска»: Кузнецова М.И.
Тема: « Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников».
Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.
Гиппократ.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в формировании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Понятие «здоровье» имеет множество определений. По определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия». По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Воспитывая ребенка в семье, в школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, педагоги, часто не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие у ребенка привычки к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. В наше время даже молодые люди сплошь и рядом больны хроническими заболеваниями. Прежде государство заботилось о том, чтобы мы занимались спортом. А сейчас? Кто несет ответственность за здоровье нации? Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни действительно становится одной из самых насущных проблем нашего общества.
Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Как помочь воспитанникам нашей школы сформировать правильную мотивацию к здоровому и безопасному образу жизни?
Если в обычной школе можно сделать ссылку на нормальную семью, которая станет образцом для ребенка, то в нашей школе уповать на это не приходиться. Поэтому воспитательный процесс строится на основе здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – шанс педагогов решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом сложного контингента воспитанников с ОВЗ.
В нашей школе-интернате на 2010-2011 уч.год активно развивалось направление работы по формированию здоровой личности учащегося:
· Медико-гигиеническое ( работа кабинетов здоровья, ЛФК)
· Физкультурно-оздоровительное (спортивные секции на базе школы)
· Просветительские ( классные часы, воспитательские занятия о ЗОЖ)
· Инновационное использование технологий (презентации по данной тематике)
· Экологическое (походы в лес, дни здоровья в лесу, уборка мусора на пришкольной территории)
· Обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников (воспитательские занятия по ОБЖ, по ПДД, практические занятия по данной теме).
Обеспечивалась работа по данному направлению через следующие методы:
· Проектное обучение как детей, так и педагогов
· Личностно-ориентированное обучение воспитанников с ОВЗ
· Здоровьесберегающее обучение всех воспитанников
· Дифференцированное обучение воспитанников с ОВЗ.
Физкультминутки в моей младшей группе позволяют решить многие проблемы. По проведенному тестированию среди детей моей группы я выявила следующие особенности:
- помогают преодолеть сонливость и однообразие – 35%;
- повышают работоспособность – 36%;
- создают хорошее настроение – 23%;
- способствуют общению – 6%;
Двигательные разминки помогают сплотить классный коллектив, изменить статус воспитанника в коллективе. Ни для кого не секрет, что ученики, имеющие достижения в спорте, не всегда успешны на школьных уроках по другим предметам. Возможно для такого ученика подготовить и провести физкультминутку на самоподготовке, показать свои умения способствуют формированию иного мнения педагога об ученике и его возможностях.
Для проведения физкультминуток можно использовать разные предметы: ластик, книга, карандаш, газета, комочки ваты и т.д. Коррекционные упражнения можно делать сюжетными, а особенно для младших школьников, это сформирует у них интерес к окружающему миру, к безопасному поведению на улице, в школе и дома. Прогулки с подвижными играми, физкультминутки в классе способствуют не только сохранению физического здоровья воспитанников, но и сохранению их психического здоровья. Ребята больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать слабых одноклассников, что всегда положительно влияет на изменение нравственности у воспитанников, начиная с младшего звена.
Список литературы: Дереклеева Н.И «Двигательные игры и уроки здоровья» М 2004г;
Зайцева И.А «Коррекционная педагогика» М 2004г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.